Персоны
Михаил Воскресенский
Биография
Воскресенский Михаил Сергеевич – пианист, педагог.
В июне 1959 года в Большом зале Ленинградской филармонии прошел концерт студентов Московской консерватории. Некоторые участники этой программы позднее будут выступать здесь уже состоявшимися музыкантами. Но чаще других в филармонических афишах будет появляться Михаил Воскресенский, на тот момент – аспирант класса Льва Оборина. Для молодого пианиста это не было дебютом на ленинградской сцене: еще в 1956 году, получив третью премию на Конкурсе им. Шумана в Берлине, он выступил в Малом зале, разделив программу с Ириной Архиповой. Случилась к этому моменту и его встреча с зарубежной публикой: в 1957 году Воскресенскому предлагают заменить заболевшего Эмиля Гилельса в советской музыкальной делегации на фестивале «Пражская весна». В Чехословакии он представляет европейскую премьеру Второго концерта Дмитрия Шостаковича, исполнив его в Праге всего через две недели после московской премьеры, на которой солировал Максим Шостакович: ему и было посвящено сочинение отца.
И Первый, и Второй концерты Шостаковича Воскресенский сыграет и в Ленинградской филармонии. В Большом и Малом залах он будет выступать до середины 2010-х годов – более полувека!
Михаил Воскресенский в концерте 23 марта 1997 года. Большой зал филармонии, оркестр ЗКР, дирижер Владимир Зива.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В начале 1960-х пианист чаще играет здесь с оркестрами. Воскресенский когда-то признался, что ему очень везло в жизни на дирижеров. Это видно и по ленинградской афише. В Большом зале он выступает под управлением Арвида Янсонса, Натана Рахлина, Константина Симеонова, Геннадия Рождественского, Юрия Темирканова. В его программах – концерты Бетховена и Брамса, Чайковского и Рахманинова, Шумана и Шопена, Скрябина, Хачатуряна. Исполняет здесь Воскресенский и Моцарта. Позднее пианист запишет все двадцать семь его концертов на серию пластинок, но в Большом зале публика услышит лишь концерты № 23, № 24 и, впервые в Ленинграде, ранний Первый концерт.
В программах фортепианных вечеров Михаила Воскресенского были Бах, Моцарт и Бетховен, Брамс, Шуберт, Шуман и Шопен, Берг и Барток, Прокофьев и Шостакович и, конечно, Скрябин – президентом Скрябинского общества Михаил Сергеевич остается долгие годы. В 1990-е годы в концертах пианиста появляются «Картинки с выставки» Мусоргского, а в программу своего последнего клавирабенда в Большом зале 13 февраля 2002 года Воскресенский включает «Погребальное шествие», Сонату си минор Листа и четыре скерцо Шопена.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
За пределами афиши Большого зала осталось увлечение Михаила Воскресенского современной музыкой: в 1967 году он, за несколько месяцев до Рихтера, играл в Риге советскую премьеру фортепианного концерта Бриттена, в Москве и на гастролях – Концерт Альфреда Шнитке, с которым общался со студенческих времен, исполнил он и премьеру цикла багателей Эдисона Денисова – они были посвящены пианисту.
Гастрольную жизнь Михаил Воскресенский всегда совмещал с работой в консерватории. Преподавать начал рано, едва окончив учиться сам. Сначала числился ассистентом Оборина, затем получил собственный класс, из которого выйдет немало лауреатов крупных международных состязаний. Многие из них, разумеется, появляются и на сценах Ленинградской-Петербургской филармонии. Это Станислав Иголинский, Наталия Трулль, Александр Гиндин. Параллельно Воскресенский выпускает новые диски, преподает в Японии, ведет мастер-классы по всему миру, сидит в жюри многочисленных фортепианных конкурсов, ведет передачи на телеканале «Культура», где представляет старые записи крупнейших советских исполнителей… И продолжает выступать.
В биографическом фильме, снятом к восьмидесятилетию музыканта, сам Михаил Воскресенский назвал себя «веселым человеком, оптимистом, который любит жизнь, и не может жить без сцены». Почтенный юбилей был отмечен и концертом в Малом зале Петербургской филармонии: в феврале 2015 года вместе с молодым музыкантом Глебом Степановым он представил вечер сонат для виолончели и фортепиано Брамса, Шопена и Прокофьева. На данный момент – это последнее выступление Воскресенского в филармонических залах Петербурга.
О. Р.
Концерты
-
15 июня 1959
Концерт-показ студентов Московской Консерватории
В программе: Чайковский, Прокофьев, Шопен, Брамс, Дворжак, Шуберт, Скрябин, Сильвестри, Моцарт, Форе, Шоссон, Лист
-
5 февраля 1960
5-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинВерди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Берлиоз. Траурно-триумфальная симфония
-
6 февраля 1960
(повтор программы 5 февраля)
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинВерди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Берлиоз. Траурно-триумфальная симфония
-
7 февраля 1960
4-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсСметана. Увертюра к опере «Проданная невеста». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Дворжак. Симфония № 7
-
13 декабря 1960
3-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновРахманинов. Симфония № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
-
11 января 1961
3-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсСметана. Симфоническая поэма «Влтава» из цикла «Моя Родина». Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»
-
10 марта 1962
4-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Абрам СтасевичХачатурян. Концерт для фортепиано с оркестром. Прокофьев. Оратория «Иван Грозный»
-
23 декабря 1962
2-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсШостакович. Симфония № 9. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. «Леди Макбет Мценского уезда», фрагменты из оперы.
-
21 ноября 1963
2-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсШостакович. Симфония № 9. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 23. Стравинский. Сюита из сказки-балета «Жар-птица»
-
25 октября 1967
1-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Рольф Кляйнерт (ГДР)Бах. Сюита для оркестра № 2. Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром. Бетховен. Симфония № 7
-
7 декабря 1967
Фортепианный вечер
Михаил ВоскресенскийВ программе: Бетховен, Шопен
-
8 июня 1968
8-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Юрий ТемиркановРахманинов. Симфония № 2. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Гайдн. Симфония № 45 «Прощальная»
-
23 января 1969
Фортепианный вечер
Михаил ВоскресенскийВ программе: Шопен
-
24 января 1969
4-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсМоцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Реквием
-
13 апреля 1970
7-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Геннадий РождественскийМоцарт. Три интерлюдии из музыки к драме Гелбера «Тамос – король Египта». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Левитин. Оратория «Хиросима не должна повториться»
-
19 октября 1970
Фортепианный вечер
Михаил ВоскресенскийШопен. Четыре баллады. 24 этюда
-
1 октября 1971
Фортепианный вечер
Михаил ВоскресенскийБетховен. Соната № 23 «Аппассионата». Соната № 14 «Лунная». Соната № 8 «Патетическая». Соната № 32
-
13 марта 1972
Симфонический концерт
Дирижер – Томас Зандерлинг (ГДР)Гендель. Concerto grosso соч. 6 № 7. Бах. Концерт для фортепиано с оркестром ре минор. Шуман. Симфония № 4
-
23 декабря 1972
Фортепианный вечер
Михаил ВоскресенскийВ программе: Шопен, Рахманинов, Скрябин
-
17 октября 1973
Фортепианный вечер
Михаил ВоскресенскийВ программе: Шопен