Персоны

Михаил Воскресенский

Род. в 1935
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Михаил Воскресенский

Биография

Воскресенский Михаил Сергеевич – пианист, педагог.

В июне 1959 года в Большом зале Ленинградской филармонии прошел концерт студентов Московской консерватории. Некоторые участники этой программы позднее будут выступать здесь уже состоявшимися музыкантами. Но чаще других в филармонических афишах будет появляться Михаил Воскресенский, на тот момент – аспирант класса Льва Оборина. Для молодого пианиста это не было дебютом на ленинградской сцене: еще в 1956 году, получив третью премию на Конкурсе им. Шумана в Берлине, он выступил в Малом зале, разделив программу с Ириной Архиповой. Случилась к этому моменту и его встреча с зарубежной публикой: в 1957 году Воскресенскому предлагают заменить заболевшего Эмиля Гилельса в советской музыкальной делегации на фестивале «Пражская весна». В Чехословакии он представляет европейскую премьеру Второго концерта Дмитрия Шостаковича, исполнив его в Праге всего через две недели после московской премьеры, на которой солировал Максим Шостакович: ему и было посвящено сочинение отца.

И Первый, и Второй концерты Шостаковича Воскресенский сыграет и в Ленинградской филармонии. В Большом и Малом залах он будет выступать до середины 2010-х годов – более полувека!

Михаил Воскресенский в концерте 23 марта 1997 года. Большой зал филармонии, оркестр ЗКР, дирижер Владимир Зива.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В начале 1960-х пианист чаще играет здесь с оркестрами. Воскресенский когда-то признался, что ему очень везло в жизни на дирижеров. Это видно и по ленинградской афише. В Большом зале он выступает под управлением Арвида Янсонса, Натана Рахлина, Константина Симеонова, Геннадия Рождественского, Юрия Темирканова. В его программах – концерты Бетховена и Брамса, Чайковского и Рахманинова, Шумана и Шопена, Скрябина, Хачатуряна. Исполняет здесь Воскресенский и Моцарта. Позднее пианист запишет все двадцать семь его концертов на серию пластинок, но в Большом зале публика услышит лишь концерты № 23, № 24 и, впервые в Ленинграде, ранний Первый концерт.

В программах фортепианных вечеров Михаила Воскресенского были Бах, Моцарт и Бетховен, Брамс, Шуберт, Шуман и Шопен, Берг и Барток, Прокофьев и Шостакович и, конечно, Скрябин – президентом Скрябинского общества Михаил Сергеевич остается долгие годы. В 1990-е годы в концертах пианиста появляются «Картинки с выставки» Мусоргского, а в программу своего последнего клавирабенда в Большом зале 13 февраля 2002 года Воскресенский включает «Погребальное шествие», Сонату си минор Листа и четыре скерцо Шопена.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

За пределами афиши Большого зала осталось увлечение Михаила Воскресенского современной музыкой: в 1967 году он, за несколько месяцев до Рихтера, играл в Риге советскую премьеру фортепианного концерта Бриттена, в Москве и на гастролях – Концерт Альфреда Шнитке, с которым общался со студенческих времен, исполнил он и премьеру цикла багателей Эдисона Денисова – они были посвящены пианисту.

Гастрольную жизнь Михаил Воскресенский всегда совмещал с работой в консерватории. Преподавать начал рано, едва окончив учиться сам. Сначала числился ассистентом Оборина, затем получил собственный класс, из которого выйдет немало лауреатов крупных международных состязаний. Многие из них, разумеется, появляются и на сценах Ленинградской-Петербургской филармонии. Это Станислав Иголинский, Наталия Трулль, Александр Гиндин. Параллельно Воскресенский выпускает новые диски, преподает в Японии, ведет мастер-классы по всему миру, сидит в жюри многочисленных фортепианных конкурсов, ведет передачи на телеканале «Культура», где представляет старые записи крупнейших советских исполнителей… И продолжает выступать.

В биографическом фильме, снятом к восьмидесятилетию музыканта, сам Михаил Воскресенский назвал себя «веселым человеком, оптимистом, который любит жизнь, и не может жить без сцены». Почтенный юбилей был отмечен и концертом в Малом зале Петербургской филармонии: в феврале 2015 года вместе с молодым музыкантом Глебом Степановым он представил вечер сонат для виолончели и фортепиано Брамса, Шопена и Прокофьева. На данный момент – это последнее выступление Воскресенского в филармонических залах Петербурга.

О. Р.


Концерты

  • 15 июня 1959

    Концерт-показ студентов Московской Консерватории

    В программе: Чайковский, Прокофьев, Шопен, Брамс, Дворжак, Шуберт, Скрябин, Сильвестри, Моцарт, Форе, Шоссон, Лист

  • 5 февраля 1960

    5-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Берлиоз. Траурно-триумфальная симфония

  • 6 февраля 1960

    (повтор программы 5 февраля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Берлиоз. Траурно-триумфальная симфония

  • 7 февраля 1960

    4-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Сметана. Увертюра к опере «Проданная невеста». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Дворжак. Симфония № 7

  • 13 декабря 1960

    3-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Рахманинов. Симфония № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

  • 11 января 1961

    3-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Сметана. Симфоническая поэма «Влтава» из цикла «Моя Родина». Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»

  • 10 марта 1962

    4-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Абрам Стасевич

    Хачатурян. Концерт для фортепиано с оркестром. Прокофьев. Оратория «Иван Грозный»

  • 23 декабря 1962

    2-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Шостакович. Симфония № 9. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. «Леди Макбет Мценского уезда», фрагменты из оперы.

  • 21 ноября 1963

    2-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Шостакович. Симфония № 9. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 23. Стравинский. Сюита из сказки-балета «Жар-птица»

  • 25 октября 1967

    1-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Рольф Кляйнерт (ГДР)

    Бах. Сюита для оркестра № 2. Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром. Бетховен. Симфония № 7

  • 7 декабря 1967

    Фортепианный вечер
    Михаил Воскресенский

    В программе: Бетховен, Шопен

  • 8 июня 1968

    8-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Рахманинов. Симфония № 2. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Гайдн. Симфония № 45 «Прощальная»

  • 23 января 1969

    Фортепианный вечер
    Михаил Воскресенский

    В программе: Шопен

  • 24 января 1969

    4-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Реквием

  • 13 апреля 1970

    7-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Моцарт. Три интерлюдии из музыки к драме Гелбера «Тамос – король Египта». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Левитин. Оратория «Хиросима не должна повториться»

  • 19 октября 1970

    Фортепианный вечер
    Михаил Воскресенский

    Шопен. Четыре баллады. 24 этюда

  • 1 октября 1971

    Фортепианный вечер
    Михаил Воскресенский

    Бетховен. Соната № 23 «Аппассионата». Соната № 14 «Лунная». Соната № 8 «Патетическая». Соната № 32

  • 13 марта 1972

    Симфонический концерт
    Дирижер – Томас Зандерлинг (ГДР)

    Гендель. Concerto grosso соч. 6 № 7. Бах. Концерт для фортепиано с оркестром ре минор. Шуман. Симфония № 4

  • 23 декабря 1972

    Фортепианный вечер
    Михаил Воскресенский

    В программе: Шопен, Рахманинов, Скрябин

  • 17 октября 1973

    Фортепианный вечер
    Михаил Воскресенский

    В программе: Шопен




Другие материалы

Орест Бодалев

Орест Бодалев

Фортепиано 1907–1965
Эммануил Бодер

Эммануил Бодер

Скрипка 1927–2009

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»