Персоны

Генрик Чиж

1923–2003
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Генрик Чиж

Биография

Чиж Генрик / Henryk Czyz – польский дирижер и композитор.

Генрик Чиж родился в городе Грудзёндз, вскоре семья переехала в Вильнюс – тогда центр Виленского воеводства Польши. Здесь Чиж окончил иезуитскую гимназию, увлекся музыкой, создал школьный ансамбль ''Pocket jazz'', который продолжал играть в ресторане и во время немецкой оккупации. Но это была внешняя сторона жизни молодого человека – солдата польской Армии крайовой, которая вела подпольную диверсионную работу сначала против немцев, а потом и против вступивших на территорию Польши советских войск, чтобы не допустить установления советской власти в Польской Республике.

Генрик Чиж и Симфонический оркестр филармонии в концерте 23 февраля 1960 года, Большой зал (первое выступление дирижера в Филармонии).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В конце 1944 года Генрик Чиж оказался в числе большой группы поляков, арестованных и отправленных в советский плен в Калугу, но уже осенью 1945-го был освобожден. В 1946–1948 он изучал право и философию в Торуньском университете имени Коперника, а в 1948–1952 был студентом Высшей школы музыки в Познани, где учился по классу дирижирования у Валериана Бердяева и по классу композиции у Тадеуша Шелиговского. Музыку Генрик Чиж сочинял всю жизнь – квартеты, пьесы для экзотических составов (например, флейты и контрабаса) и, в основном, для оркестра. В ряд первых представителей польской композиторской школы, переживавшей после войны небывалый подъем, Чиж не попал, но прославился как лучший интерпретатор музыки современников и как важнейшая фигура польского дирижерского искусства.

Оркестр Краковской филармонии под управлением Генрика Чижа. Большой зал, 18 октября 1968 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Он работал в Оперных театрах Познани (1952–1953) и Варшавы (1961–1962), был вторым дирижером Большого симфонического оркестра Польского радио в Катовице (1953–1957), руководил Краковской филармонией (1964–1968), занимал должность генеральмузикдиректора в Дюссельдорфе (1971–1974), преподавал – в Высшей школе музыки в Кракове (1962–1966, здесь у него учился Энтони Вит) и в Варшавской музыкальной академии (1980–1995), где возглавлял дирижерскую кафедру.

Концерт 19 ноября 1966 года: оркестр ЗКР, дирижер Генрик Чиж. Солистка – Ванда Вилкомирска, скрипка (Польша).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В начале 1970-х Чиж в течение нескольких лет ведет на национальном телевидении авторскую программу о классической музыке «Не так страшен черт…» (Nie taki diabeł straszny), эти беседы будут опубликованы отдельной книжкой в 1979 году в Лодзи. Лодзь – город, в котором Генрик Чиж впервые получает высокую должность – художественного руководителя и главного дирижера оркестра Лодзинской филармонии. Он занимает ее в 1957–1960, а потом вернется в 1972–1980 годы.

Со своими оркестрами Чиж концертирует в Европе, выезжает на личные гастроли, выступает и в Большом зале Ленинградской филармонии: в 1960-м и 1964-м – с Симфоническим оркестром (СО), а в 1966 году – с двумя программами с Заслуженным коллективом. За пультом ленинградских оркестров дирижер больше не появится. В октябре 1968 года он приедет на два концерта с Краковским филармоническим оркестром, в 1973 и 1978 годах – с оркестром Лодзинской филармонии.

Хор и оркестр Лодзинской филармонии, дирижер – Генрик Чиж. Концерт в Большом зале 20 апреля 1978 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Последние гастроли пройдут в рамках Фестиваля польской музыки в СССР, но польские композиторы занимают основное место и в афишах других концертов Генрика Чижа. Из восьми программ, исполненных в Большом зале, лишь в одной, 19 октября 1968 года, нет польских авторов, она отдана Мендельсону, Бриттену, Онеггеру. Под управлением Чижа прозвучат также Симфонические танцы Рахманинова и, дважды, симфония № 3 Бетховена. Польская классика будет представлена именами Монюшко, Шопена, Носковского, но больше всего дирижера привлекает ХХ век. В разные годы и с разными коллективами он исполнит симфонии № 2 и № 4 Шимановского, его Первый скрипичный концерт и кантату “Stabat Mater”, которая прошла с ремаркой – 1-е исполнение в Ленинграде. На самом деле, кантата Шимановского впервые была исполнена 31 октября 1959 года другими польскими музыкантами – оркестром и хором Варшавской филармонии под управлением Витольда Ровицкого. Но ряд других сочинений в программах Генрика Чижа действительно звучали впервые, хотя пометки о премьере есть не всегда. Дирижер познакомил публику Большого зала с двумя своими опусами – Этюдом для оркестра (1949) и Симфоническими вариациями (1952), с сочинениями Витольда Лютославского, Тадеуша Берда, Войцеха Киляра и Кшиштофа Пендерецкого – De natura sonoris («О природе звука», пьес с таким названием у Пендерецкого к тому времени было две, а всего их три, но в программке номер не указан) и «Плачем по жертвам Хиросимы» для 52-х струнных инструментов, который Генрик Чиж исполнял четырежды, в том числе в своем последнем выступлении в Большом зале 20 апреля 1978 года.

И. Р.


Концерты

  • 23 февраля 1960

    4-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Генрик Чиж (Польская Народная Республика)

    Шимановский. Симфония № 2. Рахманинов. Симфонические танцы

  • 21 апреля 1964

    5-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Генрик Чиж (Польская Народная Республика)

    Монюшко. Увертюра «Сказка». Носковский. Симфоническая поэма «Степь». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Пендерецкий. Элегия «Жертвам Хиросимы». Чиж. Симфонические вариации

  • 19 ноября 1966

    1-й концерт 2-го абонемента

    Вечер польской музыки
    Дирижер – Генрих Чиж (Польша)

    Монюшко. Увертюра к опере «Пария». Шимановский. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Пендерецкий. Плач по жертвам Хиросимы. Лютославский. Три постлюдии

  • 20 ноября 1966

    Симфонический концерт
    Дирижер – Генрих Чиж (Польша)

    Монюшко. Увертюра к опере «Пария». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Пендерецкий. Плач по жертвам Хиросимы. Лютославский. Три постлюдии

  • 18 октября 1968

    1-й концерт 2-го абонемента

    Вечер польской музыки
    Дирижер – Генрик Чиж

    Монюшко. Увертюра «Сказка». Берд. Цикл для голоса с оркестром «Песни о любви». Чиж. Этюд для симфонического оркестра. Шимановский. Симфония № 4

  • 19 октября 1968

    Симфонический концерт
    Дирижер – Генрик Чиж

    Мендельсон. Симфония № 4 «Итальянская». Бриттен. Цикл песен для голоса с оркестром «Озарения». Онеггер. Симфония № 3 «Литургическая»

  • 9 октября 1973

    1-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Генрик Чиж (Польша)

    Лютославский. «Книга для оркестра». Пендерецкий. "De natura sonoris". Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»

  • 20 апреля 1978

    Симфонический концерт
    Дирижер – Генрик Чиж (Польша)

    Монюшко. Увертюра к опере «Пария». Пендерецкий. Плач по жертвам Хиросимы. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Киляр. Рыцарский гимн «Богородица». Шимановский. «Stabat Mater»




Другие материалы

Михаил Черножуков

Михаил Черножуков

Бас 1927–2009
Зинаида Шарко

Зинаида Шарко

Актриса 1929–2016

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»