Персоны
Людмила Филатова
Биография
Филатова Людмила Павловна – певица, меццо-сопрано.
Путь Людмилы Филатовой на лучшие академические сцены был необычен. Певица, перепевшая, кажется, весь мировой репертуар, созданный для меццо-сопрано, никогда не училась в консерватории. В юности она выбрала себе «серьезную» профессию математика, окончила Ленинградский университет, одновременно пела в любительском Университетском хоре, которым руководил Григорий Сандлер, брала частные уроки вокала, но сама не придавала этому особого значения.
Тем не менее, хористку университетского коллектива заметили и пригласили в хор Театра им. Кирова (Мариинского). А в 1962 году отправили на Всесоюзный вокальный конкурс им. Глинки, где Филатова, как сама утверждает, «неожиданно для всех и для себя» заняла первое место! С этого момента она становится солисткой знаменитого Кировского/Мариинского театра, с которым свяжет всю жизнь. Невероятная занятость в театре не мешает певице активно выступать и в концертных программах, в том числе и в Ленинградской филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Уже 15 января 1961 года (еще до вокального конкурса, определившего ее будущее), Филатова поет в Малом зале им. Глинки сольное отделение. Со следующего, 1962 года, певица становится постоянной участницей филармонических программ. Дает сольные концерты, участвует в оперных проектах Филармонии, вместе с Исайей Браудо, Ниной Оксентян и Сергеем Цацориным проводит вокально-органные вечера.
С филармоническими оркестрами – Заслуженным коллективом и Академическим симфоническим – Филатова выступает под управлением Геннадия Рождественского и Николая Рабиновича, Арвида Янсонса и Курта Зандерлинга, Одиссея Димитриади и Джемала Далгата, Юрия Темирканова и Юрия Симонова… Она солирует в Реквиемах Моцарта и Верди, в Мессе си минор и Страстях по Иоанну Баха, в «Мессии» Генделя и Девятой симфонии Бетховена, во Второй симфонии и в «Песнях об умерших детях» Малера, в «Иване Грозном» Прокофьева. На сцене Большого зала исполняет ленинградскую премьеру «Двух басен Крылова» Дмитрия Шостаковича и его цикл «Сатиры», участвует в авторских вечерах Георгия Свиридова.
В репертуаре Людмилы Филатовой много музыки ленинградских композиторов-современников – Андрея и Ольги Петровых, Вениамина Баснера, Сергея Баневича, Геннадия Белова. С отдельными песнями и романсами появляется она в концертах Оркестров русских народных инструментов им. Осипова и им. Андреева и даже Оркестра штаба ЛВО. В ее сольных программах – в Большом и Малом залах – звучат оперные арии, но чаще русские романсы, от Гурилева до Свиридова.
В одном из интервью Людмила Павловна признавалась, как рада, что ее тембр голоса, в отличие от колоратурного сопрано, позволяет долгую сценическую жизнь. Обладая не только удивительными вокальными данными, но и редкой культурой исполнения, на театральной сцене она перешла на возрастной репертуар, уверяя, что в преклонные годы изображать «роковую красотку Кармен неприлично», зато роль «оперных старух» можно спеть так, чтобы они запоминались не менее главных героинь.
На филармоническую сцену Людмила Павловна Филатова тоже выходила долго. В 1996 году исполнила партию Орфея в концертной версии оперы Глюка (впервые эту партию пела здесь в 1964!), а в 1998 году приняла участие в концерте Академического хора Ассоциации выпускников Санкт-Петербургского университета, с которого и начиналась ее музыкальная судьба. Это окажется последним выступлением певицы в Большом зале.
О. Р.
Концерты
-
12 января 1962
3-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Геннадий РождественскийБах. Концерт для чембало с оркестром ми мажор. Малер. Симфония № 2
-
13 января 1962
(повторение программы 12 января)
Симфонический концерт
Дирижер – Геннадий РождественскийБах. Концерт для чембало с оркестром ми мажор. Малер. Симфония № 2
-
1 января 1964
(рукописная книга)
Праздничный концерт мастеров искусств
В программе: Чайковский, Прокофьев, Сен-Санс, Глиэр, Твен, Мошковский, Кривин, Шуман, Рахманинов, Делиб, Ильф и Петров
-
27 марта 1964
Органный вечер.
Исайя БраудоХиндемит. Соната № 1. Мессиан. «Шествие». «Перекличка птиц». Тищенко. Четыре инвенции. Кочуров. «Сонет Петрарки» для голоса и органа. Бах. Ария из оратории «Страсти по Матфею». Адажио. Прелюдия и фуга
-
17 мая 1964
(программка с составом артистов оркестра)
Московский камерный оркестр
Художественный руководитель – Рудольф БаршайКорелли. Concertо grossо № 4. Concertо grossо № 8. Вивальди. Концерт для двух гобоев с оркестром. Перголези. «Stabat Mater»
-
5 июня 1964
7-й концерт 6-го абонемента
Оперно-симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичГлюк. Увертюра к опере «Ифигения в Авлиде». Фрагменты из балета «Дон Жуан». Увертюра к опере «Альцеста». Опера «Орфей» в концертном исполнении
-
22 июня 1964
Органный вечер.
Исайя БраудоХиндемит. Соната № 1. Тищенко. Четыре инвенции. Кочуров. «Сонет Петрарки». Бах. Ария из оратории «Страсти по Матфею». Три хоральные прелюдии. Прелюдия и фуга ля минор
-
3 декабря 1964
Вечер русского романса
Людмила Филатова (меццо-сопрано)В программе: Даргомыжский, Глинка, Гурилев, Титов, Шереметев, Булахов, Пасхалов
-
29 декабря 1964
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсЧайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Баснер. «Весна. Песни. Волнения», оратория (исп. в 1-й раз).
-
24 января 1965
Иоганн Себастьян Бах.
Исайя БраудоВ программе: Бах
-
8 февраля 1965
(программка с составом оркестра)
Московский камерный оркестр
Вивальди. «Времена года», четыре концерта для скрипки, оркестра и клавесина. Перголези. Stabat Mater для солистов, струнных и органа.
-
24 апреля 1965
5-й концерт 9-го абонемента (для рабочей молодежи)
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсПетров. «Песни наших дней», симфонический цикл. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Баснер. «Весна. Песни. Волнения», оратория.
-
12 июня 1965
7-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Джемал ДалгатТанеев. Симфония до минор. Фрагменты из 1-й части трилогии «Орестея» – «Агамемнон».
-
26 апреля 1967
Органный вечер
Исайя БраудоХиндемит. Соната № 1. Тищенко. Четыре инвенции. Кочуров. «Сонет Петрарки». Лист. Вариации на тему BACH. Франк. Хорал № 3
-
25 мая 1967
7-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт Зандерлинг (ГДР)Гендель. Concerto grosso № 9. Бетховен. Симфония № 9
-
26 мая 1967
7-й концерт 7-го абонемента (повтор программы 25 мая)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт Зандерлинг (ГДР)Гендель. Concerto grosso № 9. Бетховен. Симфония № 9
-
13 января 1968
4-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Говард Митчелл (США)Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Симфония № 9
-
14 января 1968
(повтор программы 13 января)
Симфонический концерт
Дирижер – Говард Митчелл (США)Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Симфония № 9
-
21 января 1968 (днем)
3-й концерт 10-го абонемента
Моцарт. Реквием
Дирижер – Юрий СимоновМоцарт. Реквием
-
23 января 1968
(повтор исполнения 21 января)
Моцарт. Реквием
Дирижер – Юрий СимоновМоцарт. Реквием