Персоны

Людмила Филатова

Род. в 1935
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Людмила Филатова

Биография

Филатова Людмила Павловна – певица, меццо-сопрано.

Путь Людмилы Филатовой на лучшие академические сцены был необычен. Певица, перепевшая, кажется, весь мировой репертуар, созданный для меццо-сопрано, никогда не училась в консерватории. В юности она выбрала себе «серьезную» профессию математика, окончила Ленинградский университет, одновременно пела в любительском Университетском хоре, которым руководил Григорий Сандлер, брала частные уроки вокала, но сама не придавала этому особого значения.

Тем не менее, хористку университетского коллектива заметили и пригласили в хор Театра им. Кирова (Мариинского). А в 1962 году отправили на Всесоюзный вокальный конкурс им. Глинки, где Филатова, как сама утверждает, «неожиданно для всех и для себя» заняла первое место! С этого момента она становится солисткой знаменитого Кировского/Мариинского театра, с которым свяжет всю жизнь. Невероятная занятость в театре не мешает певице активно выступать и в концертных программах, в том числе и в Ленинградской филармонии.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Уже 15 января 1961 года (еще до вокального конкурса, определившего ее будущее), Филатова поет в Малом зале им. Глинки сольное отделение. Со следующего, 1962 года, певица становится постоянной участницей филармонических программ. Дает сольные концерты, участвует в оперных проектах Филармонии, вместе с Исайей Браудо, Ниной Оксентян и Сергеем Цацориным проводит вокально-органные вечера.

С филармоническими оркестрами – Заслуженным коллективом и Академическим симфоническим – Филатова выступает под управлением Геннадия Рождественского и Николая Рабиновича, Арвида Янсонса и Курта Зандерлинга, Одиссея Димитриади и Джемала Далгата, Юрия Темирканова и Юрия Симонова… Она солирует в Реквиемах Моцарта и Верди, в Мессе си минор и Страстях по Иоанну Баха, в «Мессии» Генделя и Девятой симфонии Бетховена, во Второй симфонии и в «Песнях об умерших детях» Малера, в «Иване Грозном» Прокофьева. На сцене Большого зала исполняет ленинградскую премьеру «Двух басен Крылова» Дмитрия Шостаковича и его цикл «Сатиры», участвует в авторских вечерах Георгия Свиридова.

В репертуаре Людмилы Филатовой много музыки ленинградских композиторов-современников – Андрея и Ольги Петровых, Вениамина Баснера, Сергея Баневича, Геннадия Белова. С отдельными песнями и романсами появляется она в концертах Оркестров русских народных инструментов им. Осипова и им. Андреева и даже Оркестра штаба ЛВО. В ее сольных программах – в Большом и Малом залах – звучат оперные арии, но чаще русские романсы, от Гурилева до Свиридова.

В одном из интервью Людмила Павловна признавалась, как рада, что ее тембр голоса, в отличие от колоратурного сопрано, позволяет долгую сценическую жизнь. Обладая не только удивительными вокальными данными, но и редкой культурой исполнения, на театральной сцене она перешла на возрастной репертуар, уверяя, что в преклонные годы изображать «роковую красотку Кармен неприлично», зато роль «оперных старух» можно спеть так, чтобы они запоминались не менее главных героинь.

На филармоническую сцену Людмила Павловна Филатова тоже выходила долго. В 1996 году исполнила партию Орфея в концертной версии оперы Глюка (впервые эту партию пела здесь в 1964!), а в 1998 году приняла участие в концерте Академического хора Ассоциации выпускников Санкт-Петербургского университета, с которого и начиналась ее музыкальная судьба. Это окажется последним выступлением певицы в Большом зале.

О. Р.


Концерты

  • 12 января 1962

    3-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Бах. Концерт для чембало с оркестром ми мажор. Малер. Симфония № 2

  • 13 января 1962

    (повторение программы 12 января)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Бах. Концерт для чембало с оркестром ми мажор. Малер. Симфония № 2

  • 1 января 1964

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: Чайковский, Прокофьев, Сен-Санс, Глиэр, Твен, Мошковский, Кривин, Шуман, Рахманинов, Делиб, Ильф и Петров

  • 27 марта 1964

    Органный вечер.
    Исайя Браудо

    Хиндемит. Соната № 1. Мессиан. «Шествие». «Перекличка птиц». Тищенко. Четыре инвенции. Кочуров. «Сонет Петрарки» для голоса и органа. Бах. Ария из оратории «Страсти по Матфею». Адажио. Прелюдия и фуга

  • 17 мая 1964

    (программка с составом артистов оркестра)

    Московский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Корелли. Concertо grossо № 4. Concertо grossо № 8. Вивальди. Концерт для двух гобоев с оркестром. Перголези. «Stabat Mater»

  • 5 июня 1964

    7-й концерт 6-го абонемента

    Оперно-симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    Глюк. Увертюра к опере «Ифигения в Авлиде». Фрагменты из балета «Дон Жуан». Увертюра к опере «Альцеста». Опера «Орфей» в концертном исполнении

  • 22 июня 1964

    Органный вечер.
    Исайя Браудо

    Хиндемит. Соната № 1. Тищенко. Четыре инвенции. Кочуров. «Сонет Петрарки». Бах. Ария из оратории «Страсти по Матфею». Три хоральные прелюдии. Прелюдия и фуга ля минор

  • 3 декабря 1964

    Вечер русского романса
    Людмила Филатова (меццо-сопрано)

    В программе: Даргомыжский, Глинка, Гурилев, Титов, Шереметев, Булахов, Пасхалов

  • 29 декабря 1964

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Чайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Баснер. «Весна. Песни. Волнения», оратория (исп. в 1-й раз).

  • 24 января 1965

    Иоганн Себастьян Бах.
    Исайя Браудо

    В программе: Бах

  • 8 февраля 1965

    (программка с составом оркестра)

    Московский камерный оркестр

    Вивальди. «Времена года», четыре концерта для скрипки, оркестра и клавесина. Перголези. Stabat Mater для солистов, струнных и органа.

  • 24 апреля 1965

    5-й концерт 9-го абонемента (для рабочей молодежи)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Петров. «Песни наших дней», симфонический цикл. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Баснер. «Весна. Песни. Волнения», оратория.

  • 12 июня 1965

    7-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джемал Далгат

    Танеев. Симфония до минор. Фрагменты из 1-й части трилогии «Орестея» – «Агамемнон».

  • 26 апреля 1967

    Органный вечер
    Исайя Браудо

    Хиндемит. Соната № 1. Тищенко. Четыре инвенции. Кочуров. «Сонет Петрарки». Лист. Вариации на тему BACH. Франк. Хорал № 3

  • 25 мая 1967

    7-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг (ГДР)

    Гендель. Concerto grosso № 9. Бетховен. Симфония № 9

  • 26 мая 1967

    7-й концерт 7-го абонемента (повтор программы 25 мая)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг (ГДР)

    Гендель. Concerto grosso № 9. Бетховен. Симфония № 9

  • 13 января 1968

    4-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Говард Митчелл (США)

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Симфония № 9

  • 14 января 1968

    (повтор программы 13 января)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Говард Митчелл (США)

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Симфония № 9

  • 21 января 1968 (днем)

    3-й концерт 10-го абонемента

    Моцарт. Реквием
    Дирижер – Юрий Симонов

    Моцарт. Реквием

  • 23 января 1968

    (повтор исполнения 21 января)

    Моцарт. Реквием
    Дирижер – Юрий Симонов

    Моцарт. Реквием




Другие материалы

Лаццаро Феррари

Лаццаро Феррари

Тенор 1925–?
Морин Форрестер

Морин Форрестер

Контральто 1930–2010

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»