Персоны
Анатолий Манухов
Биография
Манухов Анатолий Владимирович – певец, тенор.
Анатолий Манухов получил целых три высших образования! Первый диплом – математика – ему вручили после окончания матмеха Ленинградского университета. Именно здесь, студентом, Манухов начинает петь в самодеятельности. Его замечают и предлагают профессионально связать свою жизнь с музыкой. В 1957 году Анатолий становится студентом консерватории, квалификацию «оперного и концертного солиста» получает в 1961-м. К этому времени он уже дает концерты в дуэте со своей сокурсницей, а затем и женой певицей-сопрано
Екатериной Громовой (вместе они будут часто появляться и в залах филармонии), а на последнем курсе совмещает учебу с выступлениями на сцене Кировского/Мариинского театра, где поет Герцога в «Риголетто», Ленского в «Онегине»… В театре Манухов задержится недолго: заинтересуется режиссурой, и в 1962 году снова отправится поступать в консерваторию. Получая новое образование, певец одновременно на один сезон становится солистом Малого оперного (Михайловского) театра. Именно в это время он дебютирует и в Большом зале Ленинградкой филармонии.
Фото из семейного архива.
В 1967 году Манухов заканчивает факультет оперной режиссуры. С этой профессией он хочет связать свою карьеру, с 1964-го по 1972-й работает режиссером в музыкальной редакции Ленинградского телевидения, затем возвращается в МАЛЕГОТ. Манухов мечтает ставить оперы, но режиссерской нагрузки ему почти не дают. Анатолий Владимирович поставит здесь лишь один спектакль – оперу «Умница» Карла Орфа. Зато он поет в «Царской невесте», опере «Порги и Бесс», исполняет партию Юродивого в «Борисе Годунове». Часто выходит и «на замену» заболевших певцов: в архиве дочери музыканта хранятся благодарственные письма от администраций обоих ленинградских театров – Кировского и Малого, за «экстренные» вводы в разный репертуар, что нередко спасало спектакли от срывов. Новые партии Манухов учил невероятно быстро. Помогали не только вокальные способности, но и редкий интеллект, способность к языкам, навыки чтения партитур. Вероятно, комплекс этих талантов ценили редакторы филармонических программ: Манухова звали в новый, эксклюзивный репертуар.
Впервые появившись на сцене Большого зала в 1964 году в небольшой партии Боба Боулса в премьерном концертном исполнении оперы Бриттена «Питер Граймс», Анатолий Манухов в дальнейшем пел в Ленинградской филармонии много, причем за редкими исключениями, исполнял здесь музыку ХХ века, иногда – впервые в стране или в Ленинграде. Так, среди советских премьер Бриттена при его участии проходит не только «Питер Граймс», но и первое исполнение Военного реквиема (со студенческим оркестром и хором консерватории под управлением Николая Рабиновича). Поет Манухов партию Тюремного надзирателя и в концертном исполнении (так же первом в СССР) оперы «Узник» Даллапикколы. На юбилейном вечере Дмитрия Шостаковича в 1966 году Манухов солирует в сюите из оперы «Нос». Премьерой это, конечно, назвать нельзя, однако опера, написанная еще в конце 1920-х годов, с 1931-го ни в одном театре и не шла и для публики оставалась неизвестной. Манухов появляется и в концертных версиях опер Бориса Арапова («Портрет Дориана Грея»), Сергея Баневича (детские оперы). На сцену Малого зала, где певец участвует в лекциях-концертах и сборных программах, его приглашают для первого в СССР исполнения камерной оперы Мануэля де Фальи «Театрик дона Педро» под управлением Геннадия Рождественского.
Фото из семейного архива.
В 1987 году в Большом зале филармонии в абонементе «Старинная и современная музыка», наряду с Бахом, Вивальди, и почему-то Сибелиусом, прозвучала кантата Арнольда Шенберга «Уцелевший из Варшавы». Анатолий Манухов не только исполнил в ней партию чтеца – текст звучал в эквиритмическом переводе музыканта!
В «Уцелевшем из Варшавы» Манухов появится на сцене Большого зала еще дважды, уже в новую эпоху: Шенберг прозвучит здесь 22 и 23 мая 1995 года на закрытии фестиваля «Музыкальная весна». В этот период на оперных сценах Манухов давно не пел. В 1984 году он перешел в Театр имени Кирова как ассистент-режиссер.
Режиссерская карьера Анатолия Владимировича Манухова сложилась, вероятно, не так как он мечтал. Однако одних его концертных филармонических программ хватает, чтобы говорить о его состоявшейся вокальной судьбе. Совершенно удивительно, что музыкант, исполнявший столь нестандартный репертуар, оказался практически забыт. Музыкальные справочники молчат о нем, на сайтах театров, где он служил, имя певца и режиссера не упоминается. Основные моменты его жизненного пути удалось восстановить благодаря помощи Елены Мануховой – дочери Анатолия Манухова и Екатерины Громовой.
О. Р.
Концерты
-
20 марта 1964
5-й концерт 6-го абонемента
Бенджамин Бриттен. «Питер Граймс», концертное исполнение оперы
Бриттен. Опера «Питер Граймс»
-
22 марта 1964 (днем)
4-й концерт 10-го абонемента (повтор программы 20 марта, частично другой состав солистов)
Бенджамин Бриттен. «Питер Граймс», концертное исполнение оперы
Бриттен. Опера «Питер Граймс»
-
13 декабря 1966
3-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Игорь БлажковШостакович. Сюита из оперы «Нос». Концерт № 1 для виолончели с оркестром. Симфония № 13
-
20 мая 1972
5-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсШуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». «Скиталец», фантазия для фортепиано (в переложении для фортепиано с оркестром Ф. Листа). Месса № 2
-
3 марта 1974 (днем)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдвард Чивжель, Павел БубельниковУствольская. Спортивная сюита. Кабалевский. Сюита «Комедианты». Баневич. Сцена из детской оперы «Фердинанд Великолепный»
-
19 мая 1974
Бриттен. Военный реквием
Дирижеры – Юрий Серебряков, Леонид ГельрудБриттен. «Военный реквием»
-
21 января 1976
4-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Шарль Брюк (Франция)Даллапиккола. Опера «Узник». Дебюсси. Три ноктюрна. Равель. Сюита № 2 из музыки балета «Дафнис и Хлоя»
-
22 января 1976
(повтор программы 21 января)
Симфонический концерт
Дирижер – Шарль Брюк (Франция)Даллапиккола. Опера «Узник». Дебюсси. Три ноктюрна. Равель. Сюита № 2 из музыки балета «Дафнис и Хлоя»
-
19 января 1978
4-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Шарль Брюк (Франция)Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Даллапиккола. Опера «Узник»
-
20 января 1978
(повтор программы 19 января)
Симфонический концерт
Дирижер – Шарль Брюк (Франция)Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Даллапиккола. Опера «Узник»
-
30 ноября 1980
1-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсАрапов. Хореографическая поэма «Портрет Дориана Грея». Камерная опера «Дождь»
-
22 января 1983 (днем)
3-й концерт 14-го абонемента
Ленинградские композиторы – детям
Дирижер – Юрий СлавнитскийВ программе: Соловьев-Седой, Салманов, Металлиди, Белов, Левандо, Гаврилин, Окунев, Иршаи, Портнов, Баневич
-
23 января 1983 (днем)
3-й концерт 15-го абонемента. Повтор дневной программы 22 января
Ленинградские композиторы – детям
Дирижер – Юрий СлавнитскийВ программе: Соловьев-Седой, Салманов, Металлиди, Белов, Левандо, Гаврилин, Окунев, Иршаи, Портнов, Баневич
-
15 октября 1989
1-й концерт 16-го абонемента
Ленинградский государственный камерный оркестр
Дирижер – Равиль Мартынов
Бортнянский. Концертная симфония. Стравинский. Байка про Лису, Петуха, Кота и Барана. (Веселое представление с пением и музыкой). Чайковский. Серенада для струнного оркестра
-
3 ноября 1989
Ленинградский государственный камерный оркестр
Дирижер – Равиль Мартынов
Хьюз. Элегия для камерного оркестра. Мыльников. Концерт для фортепиано с оркестром. Радвилович. Концерт для английского рожка с оркестром. Стравинский. Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана