Персоны

Анатолий Манухов

1931–1999
Анатолий Манухов. Фото из семейного архива предоставлено Еленой Мануховой, дочерью Анатолия Манухова.
Анатолий Манухов

Биография

Манухов Анатолий Владимирович – певец, тенор.

Анатолий Манухов получил целых три высших образования! Первый диплом – математика – ему вручили после окончания матмеха Ленинградского университета. Именно здесь, студентом, Манухов начинает петь в самодеятельности. Его замечают и предлагают профессионально связать свою жизнь с музыкой. В 1957 году Анатолий становится студентом консерватории, квалификацию «оперного и концертного солиста» получает в 1961-м. К этому времени он уже дает концерты в дуэте со своей сокурсницей, а затем и женой певицей-сопрано Екатериной Громовой (вместе они будут часто появляться и в залах филармонии), а на последнем курсе совмещает учебу с выступлениями на сцене Кировского/Мариинского театра, где поет Герцога в «Риголетто», Ленского в «Онегине»… В театре Манухов задержится недолго: заинтересуется режиссурой, и в 1962 году снова отправится поступать в консерваторию. Получая новое образование, певец одновременно на один сезон становится солистом Малого оперного (Михайловского) театра. Именно в это время он дебютирует и в Большом зале Ленинградкой филармонии.
Фото из семейного архива.

В 1967 году Манухов заканчивает факультет оперной режиссуры. С этой профессией он хочет связать свою карьеру, с 1964-го по 1972-й работает режиссером в музыкальной редакции Ленинградского телевидения, затем возвращается в МАЛЕГОТ. Манухов мечтает ставить оперы, но режиссерской нагрузки ему почти не дают. Анатолий Владимирович поставит здесь лишь один спектакль – оперу «Умница» Карла Орфа. Зато он поет в «Царской невесте», опере «Порги и Бесс», исполняет партию Юродивого в «Борисе Годунове». Часто выходит и «на замену» заболевших певцов: в архиве дочери музыканта хранятся благодарственные письма от администраций обоих ленинградских театров – Кировского и Малого, за «экстренные» вводы в разный репертуар, что нередко спасало спектакли от срывов. Новые партии Манухов учил невероятно быстро. Помогали не только вокальные способности, но и редкий интеллект, способность к языкам, навыки чтения партитур. Вероятно, комплекс этих талантов ценили редакторы филармонических программ: Манухова звали в новый, эксклюзивный репертуар.

Впервые появившись на сцене Большого зала в 1964 году в небольшой партии Боба Боулса в премьерном концертном исполнении оперы Бриттена «Питер Граймс», Анатолий Манухов в дальнейшем пел в Ленинградской филармонии много, причем за редкими исключениями, исполнял здесь музыку ХХ века, иногда – впервые в стране или в Ленинграде. Так, среди советских премьер Бриттена при его участии проходит не только «Питер Граймс», но и первое исполнение Военного реквиема (со студенческим оркестром и хором консерватории под управлением Николая Рабиновича). Поет Манухов партию Тюремного надзирателя и в концертном исполнении (так же первом в СССР) оперы «Узник» Даллапикколы. На юбилейном вечере Дмитрия Шостаковича в 1966 году Манухов солирует в сюите из оперы «Нос». Премьерой это, конечно, назвать нельзя, однако опера, написанная еще в конце 1920-х годов, с 1931-го ни в одном театре и не шла и для публики оставалась неизвестной. Манухов появляется и в концертных версиях опер Бориса Арапова («Портрет Дориана Грея»), Сергея Баневича (детские оперы). На сцену Малого зала, где певец участвует в лекциях-концертах и сборных программах, его приглашают для первого в СССР исполнения камерной оперы Мануэля де Фальи «Театрик дона Педро» под управлением Геннадия Рождественского.

Фото из семейного архива.

В 1987 году в Большом зале филармонии в абонементе «Старинная и современная музыка», наряду с Бахом, Вивальди, и почему-то Сибелиусом, прозвучала кантата Арнольда Шенберга «Уцелевший из Варшавы». Анатолий Манухов не только исполнил в ней партию чтеца – текст звучал в эквиритмическом переводе музыканта!

В «Уцелевшем из Варшавы» Манухов появится на сцене Большого зала еще дважды, уже в новую эпоху: Шенберг прозвучит здесь 22 и 23 мая 1995 года на закрытии фестиваля «Музыкальная весна». В этот период на оперных сценах Манухов давно не пел. В 1984 году он перешел в Театр имени Кирова как ассистент-режиссер.

Режиссерская карьера Анатолия Владимировича Манухова сложилась, вероятно, не так как он мечтал. Однако одних его концертных филармонических программ хватает, чтобы говорить о его состоявшейся вокальной судьбе. Совершенно удивительно, что музыкант, исполнявший столь нестандартный репертуар, оказался практически забыт. Музыкальные справочники молчат о нем, на сайтах театров, где он служил, имя певца и режиссера не упоминается. Основные моменты его жизненного пути удалось восстановить благодаря помощи Елены Мануховой – дочери Анатолия Манухова и Екатерины Громовой.

О. Р.


Концерты

  • 20 марта 1964

    5-й концерт 6-го абонемента

    Бенджамин Бриттен. «Питер Граймс», концертное исполнение оперы

    Бриттен. Опера «Питер Граймс»

  • 22 марта 1964 (днем)

    4-й концерт 10-го абонемента (повтор программы 20 марта, частично другой состав солистов)

    Бенджамин Бриттен. «Питер Граймс», концертное исполнение оперы

    Бриттен. Опера «Питер Граймс»

  • 13 декабря 1966

    3-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Блажков

    Шостакович. Сюита из оперы «Нос». Концерт № 1 для виолончели с оркестром. Симфония № 13

  • 20 мая 1972

    5-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». «Скиталец», фантазия для фортепиано (в переложении для фортепиано с оркестром Ф. Листа). Месса № 2

  • 3 марта 1974 (днем)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдвард Чивжель, Павел Бубельников

    Уствольская. Спортивная сюита. Кабалевский. Сюита «Комедианты». Баневич. Сцена из детской оперы «Фердинанд Великолепный»

  • 19 мая 1974

    Бриттен. Военный реквием
    Дирижеры – Юрий Серебряков, Леонид Гельруд

    Бриттен. «Военный реквием»

  • 21 января 1976

    4-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Шарль Брюк (Франция)

    Даллапиккола. Опера «Узник». Дебюсси. Три ноктюрна. Равель. Сюита № 2 из музыки балета «Дафнис и Хлоя»

  • 22 января 1976

    (повтор программы 21 января)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Шарль Брюк (Франция)

    Даллапиккола. Опера «Узник». Дебюсси. Три ноктюрна. Равель. Сюита № 2 из музыки балета «Дафнис и Хлоя»

  • 19 января 1978

    4-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Шарль Брюк (Франция)

    Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Даллапиккола. Опера «Узник»

  • 20 января 1978

    (повтор программы 19 января)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Шарль Брюк (Франция)

    Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Даллапиккола. Опера «Узник»

  • 30 ноября 1980

    1-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Арапов. Хореографическая поэма «Портрет Дориана Грея». Камерная опера «Дождь»

  • 22 января 1983

    3-й концерт 14-го абонемента

    Ленинградские композиторы – детям
    Дирижер – Юрий Славнитский

    В программе: Соловьев-Седой, Салманов, Металлиди, Белов, Левандо, Гаврилин, Окунев, Иршаи, Портнов, Баневич

  • 23 января 1983

    3-й концерт 15-го абонемента (повтор программы 22 (д.) января)

    Ленинградские композиторы – детям
    Дирижер – Юрий Славнитский

    В программе: Соловьев-Седой, Салманов, Металлиди, Белов, Левандо, Гаврилин, Окунев, Иршаи, Портнов, Баневич



Другие материалы

Олег Крыса

Олег Крыса

Скрипка Род. в 1942
Елена Матусовская

Елена Матусовская

Фортепиано Род. в 1930

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»