Персоны

Миша Майский

род. в 1947
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Миша Майский

Биография

Майский Миша / Майский Михаил Леопольдович – виолончелист.

Известность в мире музыкант получил как Миша Майский – Mischa Maisky. После эмиграции в 1972 году он, по собственному признанию, не хотел становиться Майклом и сохранил имя, данное родителями – еврейской семьей, жившей в Риге. Отец – Леопольд Богуславский – под влиянием революционных идей взял фамилию «Майский». Ее и прославили дети. Старшие уже учились музыке: сестра – игре на фортепиано, брат – на скрипке. В 8 лет непоседливый Миша (сейчас таких детей называют гиперактивными) потребовал отдать его на виолончель, в школе при Рижской консерватории делал большие успехи, и в 1962 году мальчика перевели в Ленинградскую десятилетку, где уже учился и жил в интернате брат Валерий Майский, тогда скрипач, а в будущем – известный органист.

Миша Майский попадает в класс к замечательному педагогу Эммануилу Григорьевичу Фишману и вскоре начинает выступать в отчетных концертах десятилетки в Филармонии: с 1964 года – в Малом зале, с 1965-го – в Большом зале. Под руководством Фишмана в январе 1966 года 11-классник Майский становится победителем Всероссийского конкурса музыкантов-исполнителей. Уже 8 февраля того же года он, как лауреат, играет отделение в Малом зале имени Глинки, во II отделении выступает другой воспитанник Ленинградской 10-летки – лауреат Всесоюзного конкурса 1965 года Григорий Соколов. Оба они будут отобраны для участия в III Международном конкурсе имени Чайковского (1966), где 16-летний Соколов одержит триумфальную победу, а Михаил Майский получит в своей номинации VI премию.

Председатель жюри Мстислав Ростропович благоволит молодому одаренному музыканту. Его он приметил давно: в 1961–1966 Ростропович руководил виолончельной кафедрой в Московской и в Ленинградской консерваториях, а Майский был участником созданного Ростроповичем при Доме искусств Ленинградского клуба виолончелистов, в концерте которого выступил в Большом зале в мае 1966 года. Уже в сентябре он становится московским студентом Мстислава Ростроповича. Учителя боготворит, а уроки его записывает на магнитофон, купленный на премию от конкурса.

С магнитофоном будет связана драматическая история в биографии Майского. Взамен сломанного он покупает новый в магазине «Березка», где торгуют редкими товарами для иностранцев, приобрести которые можно за валюту или за специальные эквивалентные сертификаты. Объяснить всю эту «кухню» новому поколению едва ли возможно. Но в глухие брежневские времена появление советского человека в «Березке» непременно попадало в поле зрение органов государственной безопасности. Визит в «Березку» можно было и спровоцировать, чтобы взять с поличным неугодных. За виолончелистом уже вели наблюдение: в самом начале первой волны массовой эмиграции в Израиль репатриировалась его сестра и, как уверен сам Майский, именно это стало причиной его ареста в 1970 году после посещения «Березки». Полтора года в трудовом лагере Горьковской области он грузил цемент, а после освобождения в 1972-м эмигрировал в Израиль. Диплома Московской консерватории Михаил Майский так и не получил, отчислен был в связи с арестом с 5-го курса.

Уже в 1973 году он становится победителем Конкурса виолончелистов Гаспара Кассадо во Флоренции, дебютирует с Питтсбургским симфоническим оркестром в Нью-Йоркском Карнеги-холле, получив после концерта от анонимного дарителя виолончель Montagana XVIII века, на которой играет до сегодняшнего дня. В 1974 году Миша Майский четыре месяца стажировался в Лос-Анджелесе в Южно-Калифорнийском университете у Григория Пятигорского, став, таким образом, единственным в мире учеником двух величайших виолончелистов ХХ столетия: именно Ростропович посоветовал Майскому пройти курс у Пятигорского, кстати – члена жюри Конкурса Чайковского 1966 года.

С середины 1970-х международная карьера Майского развивается стремительно. Он выступает с филармоническими оркестрами Дрездена, Лондона, Вены, Берлина, Нью-Йорка, Токио, Праги, с оркестрами Де Пари и Консертгебау, гастролирует по всему миру, играет в ансамблях с Раду Лупу, Гидоном Кремером, Мартой Аргерих, с которой Мишу Майского связывает особенно тесное творческое содружество. В 1985 году он заключает контракт с Deutsche Grammophon, сделав первую запись на престижном лейбле в 1982-м с Гидоном Кремером и оркестром Венской филармонии под управлением Леонарда Бернстайна (двойной концерт Брамса).

После длительного перерыва Миша Майский приезжает в Россию – в 1995 году играет в Москве с оркестром Плетнева, а в мае 1997-го исполняет с Заслуженным коллективом под управлением Романа Кофмана Концерт № 1 Шостаковича в Большом зале Петербургской филармонии. Последний раз он появлялся здесь в мае 1966-го в отчетном концерте 10-летки, а в Малом зале, куда приезжал уже из Москвы, играл до 1970 года – в праздничном концерте мастеров искусств (1967), в двух сольных концертах-встречах (такой формат практиковался в те годы, 1967, 1969) и 30 марта 1970-го в вечере современной музыки, где исполнил премьеры сочинений Геннадия Белова, Геннадия Банщикова и, впервые в Ленинграде, – партиту для виолончели и камерного ансамбля Бориса Чайковского. Это был единственный раз, когда братья Майские выступили в Филармонии вместе: Михаил солировал, Валерий играл в ансамбле на клавесине.

Перерыв выступлений Миши Майского в Петербурге после 1997 года будет не столь длительным. С 2006-го он периодически играет с филармоническими оркестрами, последний раз на момент публикации исполнял концерт № 2 Шостаковича с ЗКР под управлением Юрия Темирканова 5 июня 2014 года на открытии фестиваля «Музыкальная коллекция». Приезжал солист сюда и с оркестром «Виртуозы Москвы» (2008), в котором приняла участие и его дочь – пианистка Лиля Майская. Два совместных концерта семейный дуэт дал в Малом зале имени Глинким– 2 июля 2009-го и 9 сентября 2013 года.

И. Р.


Концерты

  • 12 мая 1965

    Отчетный концерт учащихся Специальной музыкальной школы Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

    В программе: Бах, Шостакович, Рахманинов, Де Фалья, Гайдн, Прокофьев, Паганини, Попов, Глинка, Шуберт, Брамс, Шопен, Успенский, Барток, Моцарт, Чайковский

  • 9 мая 1966

    Творческий вечер Оркестра виолончелистов ленинградского клуба виолончелистов Дворца искусств имени К. С. Станиславского

    В программе: Куперен, Тартини, Моцарт, Гендель, Салманов, Голубев, Глазунов, Вила-Лобос, Казальс

  • 12 мая 1966

    Отчетный концерт учащихся Специальной музыкальной школы Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

    В программе: Вагнер, Чайковский, Шуберт, Соловьев-Седой, Майкапар, Кабалевский, Бах, Хандошкин, Брамс, Рахманинов, Фучик, Лист, Вивальди, Боккерини, Шостакович, Бетховен, Лядов




Другие материалы

Юрий Мазурок

Юрий Мазурок

Баритон 1931–2006
Наталия Макарова

Наталия Макарова

Балерина Род. в 1940

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»