Персоны

Наталия Макарова

Род. в 1940
Источник изображения: kino-teatr.ru
Наталия Макарова

Биография

Макарова Наталия Романовна – балерина, балетмейстер, педагог.

В детстве Макарову отчислили из балетного кружка во Дворце пионеров, и Наталия без особых надежд отправилась поступать в Ленинградское хореографическое училище. Ее не только приняли, но и тут же стали выделять среди других учениц: звездные данные балерины были сразу видны педагогам.

Получив диплом (1959), Макарова попадает в труппу Кировского / Мариинского театра. Танцует много – в классических балетах, в постановках советских композиторов. С 1965 года нередко появляется и на сцене Большого зала филармонии: в концертах солистов Кировского театра, в вечерах Камерного балета (содружества Квинтета духовых инструментов филармонии и артистов балета), танцует в творческом вечере Леонида Якобсона.

Именно Якобсон прививает Макаровой вкус к современной хореографии. «Под Макарову» он ставит отдельные миниатюры, под нее придумывает главную партию в балете «Клоп». Увы, эта работа почти не доходит до зрителя: «Клопа» снимают после 15-ти представлений, и виной тому не только директивы «сверху». В Кировском театре конца 1960-х царит консерватизм, активно поддерживаемый «рыцарем классического балета» Константином Сергеевым. Макарова возвращается к партиям в «Лебедином озере», «Спящей красавице», ее партнерами становятся лучшие танцоры труппы – Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. Все они в итоге станут эмигрантами. Нуреев покинет страну первым, словно показав пример остальным. Макарова станет следующей. В 1970 году балерина уезжает на гастроли в Лондон, обратно труппа вернется уже без нее. Решение это было спонтанным, гораздо позднее Наталия Макарова скажет: «Я просто знала, что до конца жизни буду танцевать в классических и современных балетах и все». Этого было мало.

Европа, несмотря на ожидания балерины, ее не примет. По слухам, артистки Ковент-Гардена, куда рассчитывала устроиться Макарова, поставили директору ультиматум – либо они, либо «эта русская». Приглашенной солисткой лондонского театра она станет через два года, с 1972-го. Зато уже в декабре 1970-го (в июне балерина еще танцевала на сцене Филармонии!) Макарова получает приглашение от Американского театра балета (ATB). В США ее ждал успех и личное счастье. Мужем балерины стал бизнесмен-балетоман Эдвард Каркар. Фотографию Макаровой с ее автографом он хранил с 1964 года, когда пробился сквозь толпу поклонников во время гастролей труппы Кировского театра!

В зарубежный период Наталия Макарова участвовала в постановках театров: Марсельского, Гамбургского, Штутгартского, Шведского королевского балета, Парижской национальной оперы, была постоянной приглашенной солисткой британского «Фестиваль-балета». Успела она застать и времена, когда можно было вернуться и станцевать на родной сцене Кировского театра, – в 1989 году Макарова представила здесь фрагменты из балета Джона Кранко «Онегин». Визит в Ленинград, несомненно, вызвал ностальгические воспоминания, но Наталия Романовна прекрасно понимала, что решение об эмиграции было верным. Запад дал возможность раскрыться самым разным ее талантам. Еще в 1979 году в Нью-Йорке вышла ее книга «Автобиография в танце», однако с тех пор в жизни балерины добавилось много новых страниц.

С 1980-х годов Макарова начала работать как балетмейстер, в 1983-м неожиданно появилась на бродвейских подмостках – первая же роль в мюзикле «На пуантах» принесла ей премию «Тони» (лучшая актриса в мюзикле), а покинув балетную сцену, неутомимая звезда продолжила карьеру драматической актрисы. Среди ролей Наталии Макаровой есть и роль Гитель в пьесе «Двое на качелях» в постановке Романа Виктюка.

О. Р.


Концерты

  • 8 марта 1965

    В первом отделении концерта выступал оркестр ЗКР. Названия номеров, исполненных во втором отделении и имена исполнителей просим смотреть в представленной здесь программке концерта.

    Праздничный концерт мастеров искусств

    Чайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия. Мусоргский. Гадание Марфы из оперы «Хованщина». Верди. Ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос». Гуно. Куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст». Лист. «Прелюды», симфоническая поэма. и др.

  • 16 мая 1966

    Творческий вечер Наталии Дудинской и артистов балета Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, класс усовершенствования Н. М. Дудинской

    В программе: Пуни, Рахманинов, Караев, Глиэр, Дриго, Прокофьев, Байер, Баневич, Делиб, Минкус, Меликов, Лист

  • 23 мая 1966

    Творческий вечер Наталии Дудинской и артистов балета Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, класс усовершенствования Н. М. Дудинской

    В программе: Пуни, Рахманинов, Караев, Глиэр, Дриго, Прокофьев, Байер, Баневич, Делиб, Минкус, Меликов, Лист

  • 8 декабря 1966

    Вечер камерного балета и камерной музыки
    Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонии

    В программе: И.-Х. Бах, Рамо, И.-С. Бах, Дебюсси, Арнольд, Бриттен, Пуленк

  • 2 января 1967

    Вечер камерного балета и камерной музыки
    Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонии

    В программе: Гайдн, Рамо, Бах, Дебюсси, Арнольд, Бриттен, Пуленк

  • 20 февраля 1967

    Творческий вечер Леонида Якобсона

    В программе хореографические номера на музыку композиторов: Стравинского, Чайковского, Понса–Хейфеца, Дебюсси, Скрябина, Грига, Шварца, Рахманинова, Кнайфеля, Каравайчука, Даргомыжского, Цытовича, Баневича, Прокофьева, Аранова, Мусоргского, Кагана, Слонимского

  • 12 июня 1967

    Творческий вечер Н. М. Дудинской и артистов балета Театра оперы и балета им. Кирова, класс усовершенствования Н. М. Дудинской

    В программе: Класс-концерт Н. М. Дудинской, Пуни, Рахманинов, Дриго, Глиэр, Прокофьев, Корещенко, Крейн, Вебер, Лист, Делиб, Хачатурян, Минкус

  • 23 июня 1967

    Творческий вечер Н. М. Дудинской и артистов балета Театра оперы и балета им. Кирова, класс усовершенствования Н. М. Дудинской

    В программе: Класс-концерт Н. М. Дудинской, Пуни, Рахманинов, Дриго, Глиэр, Рахманинов, Шуберт, Сен-Санс, Крейн, Лист, Хачатурян, Минкус, Делиб

  • 20 февраля 1968

    Вечер балета артистов Театра оперы и балета им. Кирова
    класса усовершенствования Н. М. Дудинской

    В программе: класс-концерт, Бах, Чайковский, Дебюсси, Дриго, Шопен, Лист, Пуни, Рахманинов, Делиб, Минкус

  • 27 февраля 1968

    Вечер балета
    Артисты Театра оперы и балета им. Кирова
    класса усовершенствования Н. М. Дудинской

    В программе: хореографические номера на музыку композиторов Баха, Чайковского, Дебюсси, Дриго, Шопена, Листа, Пуни, Вебера, Рахманинова, Делиба, Сен-Санса, Минкуса

  • 30 апреля 1968

    Вечер камерного балета и камерной музыки

    В программе инструментальные, вокальные сочинения композитров и хореографические номера на их музыку: Мийо, Мартину, Кнайфель, Бах, Рамо, Куперен

  • 14 июня 1968

    Концерт для участников VIII Международного конгресса по обогащению полезных ископаемых

    В программе: Шостакович, Глинка, Доницетти, Чайковский, Пуччини, Верди, Рахманинов, Адан, Джордани, Шуберт, Шопен, Леонкавалло, Дриго, Глазунов, Прокофьев, народные песни и танцы

  • 22 июня 1968

    Вечер камерного балета и камерной музыки

    В программе: Дезормьер, Моцарт, Ибер, Мийо, Винтер, Бриттен, И. К. Бах, Куперен, И. С. Бах

  • 25 июня 1968

    Вечер балета артистов Театра оперы и балета им. Кирова
    класса усовершенствования Н. М. Дудинской

    В программе: класс-концерт и хореографические номера на музыку композиторов Рахманинова, Гертеля, Шопена, Дебюсси, Дриго, Делиба, Пуни, Массне, Римского-Корсакова, Минкуса

  • 19 февраля 1969

    Вечер камерного балета и камерной музыки
    Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонии

    В программе: Моцарт, Рамо, Бах, Мийо, Мартину, Дебюсси, старинная музыка

  • 22 июня 1969

    Вечер камерного балета и камерной музыки

    Рамо–Дезормьер, Моцарт, Ибер, Мийо, Винтер, Бриттен, Дебюсси, Бах, старинная западноевропейская музыка

  • 25 июня 1969

    Вечер балета артистов Театра оперы и балета им. Кирова класса усовершенствования Н. М. Дудинской

    В программе: класс-концерт, Пуни, Шопен, Дебюсси, Делиб, Шопен, Рахманинов, Дриго, Минкус

  • 17 марта 1970

    Вечер артистов балета класса усовершенствования Наталии Дудинской

    В программе: класс-концерт, хореографические номера на музыку композиторов Пуни, Листа, Обера, Вайсбурда, Адана, Рахманинова, Делиба, Брамса, Скрябина, Шостаковича, Бизе

  • 30 марта 1970

    Вечер артистов балета класса усовершенствования Наталии Дудинской

    В программе: класс-концерт, хореографические номера на музыку композиторов: Пуни, Листа, Обера, Вайсбурда, Рахманинова, Кажлаева, Дриго, Брамса, Шопена, Делиба, Скрябина, Бизе

  • 4 мая 1970

    Вечер артистов балета класса усовершенствования Наталии Дудинской

    В программе: класс-концерт, хореографические номера на музыку композиторов: Пуни, Шопена, Хельстела, Баха, Шостаковича, Делиба, Брамса, Обера, Скрябина, Бизе




Другие материалы

Миша Майский

Миша Майский

Виолончель род. в 1947
Чарльз Маккерас

Чарльз Маккерас

Дирижер 1925–2010

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»