Персоны

«Мадригал»

основан в 1965 году
Фото: Эмиль Матвеев Источник изображения: meloman.ru
«Мадригал»

Биография

«Мадригал» – вокально-инструментальный ансамбль Московской филармонии, созданный Андреем Волконским в 1965 году.

В своих мемуарах Андрей Волконский пишет, что идея создания ансамбля «Мадригал» возникла у него после приезда в СССР американского коллектива Рro Musica. Однако по воспоминаниям музыкантов первого состава «Мадригала» первоначально речь об основании постоянного ансамбля не шла: вокалистов Волконский собрал на одну программу, пригласив их поучаствовать в своем сольном концерте.

Уже тогда ядро будущего «Мадригала» составили Лидия Давыдова (она сотрудничала с Волконским и раньше, в том числе исполняла его авангардные сочинения, участвовала и в его программах старинной музыки в Малом зале Ленинградской филармонии), сестры Рузанна и Карина Лисициан (они к этому времени уже выступали дуэтом и с энтузиазмом включились в новый вид ансамблевого музицирования) и их брат Рубен Лисициан. Сразу же к репетициям присоединился и Александр Туманов – прежде с Волконским они были не знакомы, однако старинная музыка и новые концертные формы также интересовали певца к этому времени.

Репетировали много, Волконский ставил пластинки с записями музыки эпохи Возрождения и Средних веков, работал над ансамблевым звучанием: привыкшие солировать вокалисты должны были обрести новые навыки. Концерт, состоявшийся в апреле 1965 года в зале Московской консерватории, имел оглушительный успех. Публику привлекал необычный «театрализованный» антураж: на сцене разместились антикварные стулья и канделябры, которые удалось на время взять из московских музейных коллекций, горели свечи, на мольберте стояла подлинная картина времен Ренессанса. Но главным, конечно, была незнакомая, никогда прежде не звучавшая в советских залах музыка – фрагменты из итальянских мадригальных комедий, духовных мистерий, первых в истории жанра опер…

Уже в мае 1965 года, менее чем через месяц после первого концерта, музыканты повторяют программу в Малом зале Ленинградской филармонии. Названия «Мадригал» на афише пока нет, но все участники уже в сборе, вместе с Волконским и семьей Лисициан, Давыдовой и Тумановым поет также латиноамериканка Беатрис Парра де Хиль – студентка консерваторского класса Нины Дорлиак, которая до отъезда в родной Эквадор будет сотрудничать с ансамблем.

Успех этих двух концертов предопределил судьбу коллектива: руководство Московской филармонии спешно выбивает ставки на новый ансамбль в своем штате. Уже в январе 1966 года московские музыканты приедут на гастроли в Ленинград как ансамбль «Мадригал», и с этого момента будут появляться в афишах Большого и Малого залов филармонии постоянно.

Ансамбль "Мадригал" в концерте 31 января 1966 года, Большой зал. На переднем плане стоят (слева направо): Рубен Лисициан, Рузанна Лисициан, Карина Лисициан, Александр Туманов. Сидит слева – Лидия Давыдова.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В воспоминаниях всех участников ансамбля о тех первых годах совместной работы появляется одни и те же слова – «энтузиазм» или даже «одержимость». Волконский, музыку которого к этому времени практически перестают исполнять, находит в своем детище отдушину и со всей страстью отдается составлению новых программ, поискам нот (немало партитур он перепишет в библиотеке Ленинградской филармонии, но чаще будет связываться с западными коллегами, которые пойдут навстречу «советскому князю-авангардисту» и будут высылать не только партии, но даже порой необходимые инструменты). Так появляются всё новые исторические блоки концертов ансамбля: «Школа Нотр-Дам», «Музыка Франции времен Революции» «Музыка Англии времен Шекспира», «Музыка Германии времен Реформации»… И неизменные канделябры с оплывающими к концу концерта свечами, неизменные бисы, на которые допоздна вызывала публика артистов.

Оказавшись в штате столичной филармонии, Волконский и его коллеги, конечно, надеялись на гастрольную судьбу. Ведь ездили же по всему миру не только солисты, но Квартет им. Бородина, Хор Свешникова. «Мадригал» действительно выпустили в Восточную Германию и в Чехословакию (практически сразу после Пражских событий 1968 года, что во многом предопределило реакцию публики, зал удалось «растопить» не сразу). Были и другие гастроли – Тбилиси, Львов, Казань, Волгоград, Астрахань… Увы, заграничных маршрутов для «Мадригала» больше не намечалось.

Еще при Волконском в состав ансамбля вошла семья Пекарских – Марк Пекарский стал постоянным перкуссионистом коллектива, его жена Лидия присоединилась к вокальному ансамблю. Нередко с «Мадригалом» сотрудничает скрипач и дирижер Лев Маркиз, наконец, еще до эмиграции Волконского, в программах всё чаще появляются другие клавесинисты и органисты, например, Сергей Дижур и Борис Берман. Это была вынужденная мера.

Коллеги всегда описывали Андрея Волконского как гения в музыке, но непростого человека в общении и быту. Вероятно, уже по прошествии нескольких сезонов основатель Ансамбля не испытывает к своему коллективу былого интереса, постоянная работа, в которой уже появляются элементы рутины, повторяющиеся программы, разъезды по советским городам, начинает тяготить его. Александр Туманов в своих воспоминаниях «Шаги времени» приводит высказывание Волконского: «Я думал найти в ‘’Мадригале’’ любовницу, а он оказался законной женой».

В концерте 31 января 1966 года. Сидят (слева направо): Карина Лисициан, Рузана Лисициан, Лидия Давыдова, Рубен Лисициан, Александр Туманов. За органом – Андрей Волконский.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В конце ноября 1971 года ансамбль в очередной раз приезжает с концертами (тремя подряд) в Большой зал Ленинградской филармонии, Андрей Волконский в программе не участвует, но его имя указано в качестве художественного руководителя. В следующий приезд в мае 1972-го строка о художественном руководстве просто исчезнет из афиши: Волконский эмигрирует, нового руководителя «Мадригала» на тот момент еще не утвердят. Вскоре эмигрирует и Александр Туманов. А Рубен, Карина и Рузанна Лисицианы продолжат карьеру внутри страны, но уже за пределами ансамбля.

Сохранить «Мадригал» возьмется Лидия Давыдова, фактически она возглавит ансамбль с момента отъезда Волконского, но формально вступит в права художественного руководителя позднее (в ленинградских филармонических афишах Давыдова впервые указана в этом качестве лишь в 1978 году).

Конечно, это был уже другой Ансамбль, с другими музыкантами, но с прежней приверженностью к старинным редкостям, с прежним просветительским пылом. Так в феврале 1982 года «Мадригал» представляет в Большом зале филармонии «Страсти по Марку» Рейнхардта Кайзера, никогда прежде не звучавшие в Ленинграде. В ноябре того же года ансамбль исполняет на этой сцене программу из музыки Византии, южнославянских народов и народов Руси VIII–XVII веков.

Хронограф выступлений «Мадригала» в Большом зале Ленинградской филармонии закончится двумя осенними концертами 1988 года: 5 ноября в Большом зале, как и на первой встрече с филармонический публикой, ансамбль исполнял музыку Итальянского Возрождения, 6 ноября в Малом зале имени Глинки представил объемную картину эпохи, соединив музыку Древней и Московской Руси XV—XVII веков с сочинениями композиторов Западной Европы того же времени. Этим вечером музыканты выступали в последний раз.

"Мадригал" с Андреем Волконским (вверху, второй слева) в Риме, 1983 год.

Руководителем «Мадригала» был в те годы (1983–1992) Олег Янченко, в 1992-м на эту позицию возвращается Лидия Давыдова, а в 2008 году ее сменит Александр Суетин. Лютнист, знаток старинной инструментальной музыки, Суетин несколько сместил акценты в концепции работы ансамбля, в котором вокальная составляющая перестала играть центральную роль. Музыканты активно гастролируют по миру, готовят новые программы, в том числе музыкально-поэтические композиции («Декамерон», «Маленький Мук», «Собака на сене»), едва ли мыслимые во времена «Мадригала» Волконского.

О. Р.


Концерты

  • 31 января 1966

    (программка с составом участников ансамбля)

    Музыка средневековья и Возрождения
    Ансамбль «Мадригал»
    Художественный руководитель – Андрей Волконский

    В программе: Сезарис, Пасквини, Джезуальдо, Верт, Векки, Энсинья, Виктория, Сусато, Хаслер, аноним

  • 6 февраля 1966 (днем)

    (программка с составом участников ансамбля)

    Музыка эпохи Возрождения
    Ансамбль «Мадригал»

    В программе: Габриели, Верт, Каваццони, Векки, Габриели, Кавальери, Пасквини, Пери, Макке, Лупо, Доуленд, Ортис, Корниш, Морли, Дуцис, Преториус, Нейзидлер

  • 10 июня 1967

    (программка с полным составом участников ансамбля)

    Вокально-инструментальный ансамбль «Мадригал»

    В программе: Джованни Флорентийский, Палестрина, Бёрд, Пиготт, Плейфорд, Уилкиз, Кэмпион, Кавендиш, Корниш, Морли

  • 11 июня 1967

    (программка с полным составом участников ансамбля)

    Вокально-инструментальный ансамбль «Мадригал»

    В программе: Джованни Флорентийский, Палестрина, Моралес, Виктория, Алонсо, Васкес, Понсе, Фуэнльяна, музыка трубадуров, кастильские песни

  • 13 декабря 1967

    (программка с составом участников ансамбля)

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Фрескобальди, Палестрина, Векки, Верт, Джезуальдо, Маренцо, Монтеверди, Габриели, Габриели А., Пери, Кавальери

  • 14 декабря 1967 (днем)

    (повтор программы 13 декабря, программка с составом участников ансамбля)

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Фрескобальди, Палестрина, Векки, Верт, Джезуальдо, Маренцо, Монтеверди, Габриели, Габриели А., Пери, Кавальери

  • 6 июня 1968

    (программка с составом ансамбля)

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Дюфаи, Булл, Джонс, Кэмпион, Уилкиз, Кавендиш, Морли, Эккард, Боденшац, Преториус, Дуцис, Шютц, Хасслер

  • 20 декабря 1968

    (программка с составом участников ансамбля)

    Вокально-инструментальный ансамбль «Мадригал»
    Художественный руководитель – Андрей Волконский

    Шютц. Мотет «Herr, wenn ich nur dich habe». Духовные симфонии «Paratum cor neum», «Jubilate Deo omnis terra», «Venite ad me». «Песнь Симеона». Немецкий концерт «Vater unser». Монтеверди. Два концертных мадригала. Любовный мадригал «Сладчайший соловей». Триптих «Плач нимфы». Увертюра и ритурнели из оперы «Орфей». Сцена «Коронация поэта»

  • 25 декабря 1968

    Повтор программы 20 декабря. Программка с составом участников ансамбля

    Вокально-инструментальный ансамбль «Мадригал»
    Художественный руководитель – Андрей Волконский

    Шютц. Мотет «Herr, wenn ich nur dich habe». Духовные симфонии «Paratum cor neum», «Jubilate Deo omnis terra», «Venite ad me». «Песнь Симеона». Немецкий концерт «Vater unser». Монтеверди. Два концертных мадригала. Любовный мадригал «Сладчайший соловей». Триптих «Плач нимфы». Увертюра и ритурнели из оперы «Орфей». Сцена «Коронация поэта»

  • 16 июня 1969

    (программка с полным составом участников ансамбля)

    Вокально-инструментальный ансамбль «Мадригал»

    Монтеверди. Мадригалы. Увертюра и ритурнели из оперы «Орфей». Кантата «Ave Maris stella». Магнификат для солистов и хора

  • 18 июня 1969

    Программка с полным составом участников ансамбля (повтор программы 16 июня)

    Вокально-инструментальный ансамбль «Мадригал»

    Монтеверди. Мадригалы. Увертюра и ритурнели из оперы «Орфей». Кантата «Ave Maris stella». Магнификат для солистов и хора

  • 20 июня 1969

    Программка с полным составом участников ансамбля (повтор программы 16 и 18 июня)

    Вокально-инструментальный ансамбль «Мадригал»

    Монтеверди. Мадригалы. Увертюра и ритурнели из оперы «Орфей». Кантата «Ave Maris stella». Магнификат для солистов и хора

  • 7 февраля 1970

    (программка с полным составом ансамбля)

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Дюфаи, Джованни Флорентийский, Каваццони, Монтеверди, неизвестные авторы

  • 11 февраля 1970

    (программка с полным составом участников ансамбля)

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Эккард, Финк, Вилларт, Дуцис, Боденшац, Преториус, Шютц, русская музыка XIII-XVII веков

  • 15 февраля 1970 (днем)

    (программка с полным составом участников ансамбля)

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Эккард, Финк, Вилларт, Дуцис, Боденшац, Преториус, Шютц, Джованни Флорентийский, Таписье, Машо, Дюфаи, русская музыка XIII–XVII веков

  • 19 июня 1970

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Дюфаи, русская музыка XIII–XVII веков

  • 13 ноября 1970

    (программка с составом участников ансамбля)

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Банкиери, Шютц, Шейдт, Шайн, Преториус, Нойзидлер, Ортис

  • 15 ноября 1970 (днем)

    (программка с составом участников ансамбля, повтор программы 13 ноября)

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Банкиери, Шютц, Шейдт, Шайн, Преториус, Нойзидлер, Ортис

  • 11 мая 1971

    (программка с составом участников ансамбля)

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Якопо из Болоньи, Таписье, Дюфаи, Монтеверди, Уилкиз, Кэмпион, Кавендиш, Корниш, Морли

  • 12 мая 1971

    (повтор программы 11 мая, программка с составом участников ансамбля)

    «Мадригал», вокально-инструментальный ансамбль

    В программе: Якопо из Болоньи, Таписье, Дюфаи, Монтеверди, Уилкиз, Кэмпион, Кавендиш, Корниш, Морли




Другие материалы

Рубен Лисициан

Рубен Лисициан

Тенор Род. в 1945
Людмила Ковнацкая

Людмила Ковнацкая

Музыковед 1941–2023

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»