Персоны

Борис Петрушанский

Род. в 1949
Борис Всеволодович Петрушанский. Фото: Джан Лука Ливерани (Gian Luca Liverani). Воспроизводится с разрешения автора.
Борис Петрушанский

Биография

Петрушанский Борис Всеволодович – пианист, педагог.

Фамилия «Петрушанский» в афишах Ленинградской филармонии стала появляться еще в начале 1950-х годов: в концертах Давида Ойстраха, Бориса Гольдштейна, Игоря Безродного и заезжих именитых скрипачей-гастролеров партию фортепиано исполнял Всеволод Петрушанский, московский пианист-ансамблист. Сына Всеволод Борисович отправит в Центральную музыкальную школу.

Вот как вспоминает о годах своей учебы сам Борис Петрушанский (из личной беседы с автором digital-проекта «100 лет Санкт-Петербургской филармонии» Ириной Родионовой):

«В ЦМШ я учился с 1957 года, со второго класса (в первый, в 1956, меня не приняли, а годом позже со скрипом взяли, одним из последних по третьей категории. Были тогда и такие!) Учился я до восьмого класса включительно у Инны Рубиновны Левиной, а с девятого класса меня взял Г. Г. Нейгауз, я считаюсь его последним учеником. Пробыл я под его эгидой совсем недолго, он скончался 10 октября того же, 1964 года и я остался на всё время обучения у Льва Николаевича Наумова, от девятого класса ЦМШ до окончания ассистентуры-стажировки, то есть с 1964 до 1975 (включая один год армейской службы)».

Студентом Петрушанский дважды выступит в сборных дневных программах Ленинградской филармонии в 1968 году: в марте – в Малом зале, в сентябре – в Большом. Но его настоящий дебют случится годом позднее. В 1969-м Борис Петрушанский играет с Заслуженным коллективом под управлением Арвида Янсонса Четвертый концерт Бетховена.

С конца 1960-х музыкант пробует себя и на разных международных конкурсах, получая премии в Лидсе (1969), конкурсе ARD в Мюнхене (1971), в 1975-м становится победителем фортепианного Конкурса имени Алессандро Касагранте в итальянском Терни. Вероятно, еще большее значение для дальнейшей карьеры пианиста имели его сольные концерты на престижном итальянском фестивале «Флорентийский май». Они пройдут летом того же 1975 года, причем Петрушанский выступит на фестивале на замену заболевшего Святослава Рихтера! С этого момента начинается зарубежная гастрольная жизнь пианиста. Он выступает с Пражским филармоническим и оркестром Берлинской Штаатскапеллы, с оркестром Римской академии Санта-Чечилия и Миланским оркестром имени Верди, играет и гастролирует с московскими коллективами.

С ленинградскими филармоническими оркестрами Петрушанский сотрудничает редко. В 1979-м солирует в Большом зале в Концерте № 3 Прокофьева ( Симфоническим оркестром дирижировал Леонид Грин), в 1997-м играет леворучный концерт Равеля под управлением Романа Матсова. В 1988 году пианист дважды участвует в исполнении сочинения немецкого композитора Петера Ружички – с Госоркестром и с оркестром Литовской филармонии. С Литовским камерным оркестром и Саулюсом Сондецкисом в 1990 году он представит ленинградскую премьеру фортепианного концерта Александра Чайковского.

В Филармонии проходят и сольные вечера Бориса Петрушанского. Это программы «с сюжетом»: вальсы – от Шуберта до Штрауса, «путешествия» – от «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» Баха до «Скитальца» Шуберта и «Песен странствующего подмастерья» Малера в переложении для фортепиано самого Бориса Петрушанского.

Еще в 1984 году в Большом зале он играет сольную программу с подзаголовком «Посвящение Италии», звучат сонаты Скарлатти и Клименти, «кулинарные» миниатюры Россини, «итальянские» пьесы из цикла «Годы странствий» Листа. С Италией музыкант свяжет свою дальнейшую жизнь, занимая с 1991 года пост профессора Международной фортепианной Академии Incontricol Maestro в Имоле.

Фото: Джан Лука Ливерани (Gian Luca Liverani). Воспроизводится я с разрешения автора.

В Россию Борис Петрушанский периодически приезжает с мастер-классами и концертами. В 2000-х он выступал и в Петербургской филармонии: в Большом зале с Московским камерным оркестром «Времена года» исполнил Концерт для фортепиано и струнных Шнитке (2004), в Малом зале дал клавирабенд (2007), в программу которого вошли Соната ре мажор Шуберта и Соната фа минор Брамса.

О. Р.


Концерты

  • 24 сентября 1967 (днем)

    Музыка – детям

    В программе: Егоров, Новиков, Кабалевский, Жарковский, Портнов, Колкер,.Толстой, Вольфензон, Чичерина, Раухвергер, Герчик, Витлин, Прокофьев, Шостакович, Агафонников, Металлиди, Соловьев-Седой, Чишко, Раков, Слонимский, Цытович, Осетрова-Яковлева, Фрид, Мазор, Иванников, Пресленев, Кузнецов, Островский

  • 20 ноября 1969

    1-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Сибелиус. Симфония № 2

  • 14 января 1979 (днем)

    3-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Леонид Грин (Москва)

    Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грезы». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Сюита из оперы «Любовь к трём апельсинам»

  • 4 марта 1983

    Фортепианный вечер
    Венские вальсы
    Борис Петрушанский

    В программе: Шуберт, Ланнер, Крейслер–Рахманинов, Брамс, И. Штраус–Годовский, Шульц-Эвлер

  • 24 сентября 1984

    Посвящение Италии
    Фортепианный вечер
    Борис Петрушанский

    Скарлатти. Шесть сонат. Клементи. Соната фа-диез минор. Россини. Две пьесы. Лист. «Годы странствий II: Италия». «Годы странствий II: Венеция и Неаполь»

  • 3 марта 1989

    Фортепианный вечер
    Борис Петрушанский

    Бах. Каприччио на отъезд возлюбленного брата. Шуберт. Фантазия «Скиталец». Малер. Вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья» (транскрипция для фортепиано Б. Петрушанского). Бетховен. Соната № 26 «Прощальная»

  • 27 сентября 1990

    К 30-летию основания коллектива

    Бах и ХХ век
    Литовский камерный оркестр
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    В программе: Бах, Чайковский А




Другие материалы

Дмитрий Китаенко

Дмитрий Китаенко

Дирижер Род. в 1940
Пауль Бадура-Шкода

Пауль Бадура-Шкода

Фортепиано 1927–2019

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»