Персоны
Евгения Целовальник
Биография
Целовальник Евгения Павловна – певица, драматическое сопрано.
Творческая судьба выпускницы Тбилисской консерватории (1965) Евгении Целовальник состоялась в Ленинграде-Петербурге, начавшись в Ленконцерте (1965–1968) и завершившись в Мариинском (Кировском) театре, солисткой которого она была в 1981–1997 годах.
Но известность к певице пришла в годы ее работы в Малом (Михайловском) театре оперы и балета (1968–1981). На этой сцене Целовальник сверкала в партиях Татьяны и Иоланты, вердиевских героинь Дездемоны, Леоноры, Елизаветы и моцартовской Донны Эльвиры, в титульных ролях «Тоски», «Богемы» и «Чио-Чио-сан» Пуччини. Она была первой на русской сцене Бесс в опере «Порги и Бесс» Гершвина, поставленной в МАЛЕГОТе в 1972 году Юрием Темиркановым и Эмилем Пасынковым. Пела и в новейших операх, созданных в 1960-е годы, среди них «Виринея» Сергея Слонимского, «Кровавая свадьба» венгра Шандора Соколаи.
Весной 1967 года артистка Ленконцерта Евгения Целовальник впервые выступила в двух сборных концертах в Малом зале филармонии. Дебют в Большом зале состоится в мае 1969 года: главный дирижер Малого оперного театра Эдуард Грикуров выбирает новую солистку труппы для исполнения ‘’Stabat Mater’’ Россини. С этого времени имя певицы часто появляется в филармонических афишах. Она солирует в Реквиеме Верди, «Колоколах» Рахманинова, кантате Танеева «По прочтении псалма». Участвует в крупных оперных проектах – концертных исполнениях «Франчески да Римини» Рахманинова (1972), «Геновевы» Шумана (1987), сценах из «Демона» Рубинштейна (1987) в Большом зале, оперы Беллини «Пират», премьеру которой представляет в Малом зале дирижер Евгений Колобов с камерным оркестром Театра оперы и балета имени Кирова (1984).
Перейдя в новую труппу, Евгения Целовальник не теряет творческих контактов с недавними коллегами по МАЛЕГОТу. Здесь складывается ее дуэт с меццо-сопрано Ниной Романовой, в 1980-е годы они дают концерты в Большом и Малом залах филармонии, выступают и в юбилейном вечере Елены Константиновны Матусовской – концертмейстера и вдохновителя нескольких поколений лучших петербургских вокалистов.
Важнейшей в репертуаре Евгении Целовальник была Симфония № 14 Шостаковича, исполнявшаяся Ленинградским камерным оркестром Лазаря Гозмана (камерный оркестр ЗКР) – в Малом зале без дирижера, в Большом зале впервые в 1976 году под управлением. Евгения Мравинского (единственное его обращение к этой симфонии), затем – Арнольда Каца (с Новосибирским оркестром), Эдуарда Серова (1986). Чаще других вторым солистом в этих концертах был Евгений Нестеренко.
Публика любила Евгению Целовальник. Неслучайно ее приглашали в свои программы выступавшие в Большом зале коллективы-гастролеры – Московский оркестр Вероники Дударовой, оркестры Новосибирской, Горьковской филармоний. Последнее выступление певицы состоялось 27 ноября 1991 года в Большом зале с оркестром и Хором Петербургской капеллы: Евгения Целовальник пела в финальном квартете Девятой симфонии Бетховена, в исполнении которой не раз участвовала на филармонической сцене.
И. Р.
Концерты
-
5 мая 1969
5-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард ГрикуровРоссини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Увертюра к опере «Вильгельм Телль». «Stabat Mater»
-
7 мая 1969
(повтор программы 5 мая)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард ГрикуровРоссини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Увертюра к опере «Вильгельм Телль». «Stabat Mater»
-
31 мая 1970 (днем)
Верди. Реквием
Дирижер – Юрий ЕфимовВерди. Реквием
-
25 апреля 1971
5-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Павел БубельниковБетховен. Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт». Симфония № 5
-
25 октября 1971
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаЛитературная композиция Льва Колесова
-
13 ноября 1972
2-й концерт 6-го абонемента
Рахманинов. «Франческа да Римини»
Дирижер – Эдуард ГрикуровОпера в концертном исполнении
-
14 ноября 1972
(повтор исполнения 13 ноября)
Рахманинов. «Франческа да Римини»
Дирижер – Эдуард ГрикуровОпера в концертном исполнении
-
1 февраля 1973
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаЛитературная композиция Льва Колесова
-
6 октября 1973
Верди. Реквием
Дирижер – Вероника ДудароваВерди. Реквием
-
26 ноября 1973
2-й концерт 6-го абонемента
Верди. Реквием
Дирижер – Юрий ЕфимовВерди. Реквием
-
18 декабря 1975
4-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ДмитриевТанеев. Увертюра к опере «Орестея». Кантата «По прочтении псалма»
-
19 декабря 1975
(повтор программы 18 декабря)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ДмитриевТанеев. Увертюра к опере «Орестея». Кантата «По прочтении псалма»
-
29 апреля 1976
4-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийШостакович. Симфония № 15. Симфония № 14
-
30 апреля 1976
5-й концерт 1-го абонемента сезона 1974-75 годов. Повтор программы 29 апреля.
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийШостакович. Симфония № 15. Симфония № 14
-
30 мая 1976
6-й концерт 19-го абонемента зала Капеллы
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ДмитриевГриг. Две сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт». Россини. Stabat Mater
-
29 декабря 1976
1-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Геннадий РождественскийПрокофьев. Сюита «1941». Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Рахманинов. Поэма «Колокола»
-
30 декабря 1976
(повтор программы 29 декабря)
Симфонический концерт
Дирижер – Геннадий РождественскийПрокофьев. Сюита «1941». Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Рахманинов. Поэма «Колокола»
-
20 марта 1978
5-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ДмитриевШуберт. Симфония № 5. Бетховен. Симфония № 9
-
4 ноября 1978
2-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсБах. Концерт для фортепиано с оркестром фа минор. Бетховен. Симфония № 9
-
5 ноября 1978
(повтор программы 4 ноября)
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсБах. Концерт для фортепиано с оркестром фа минор. Бетховен. Симфония № 9