Персоны

Нина Романова

Род. в 1946

Биография

Романова Нина Ивановна – певица, меццо-сопрано.

В 1964 году Нина Романова, получив аттестат зрелости, решила по совету родителей поступать в Технологический институт, но экзамены не выдержала и отправилась работать оптиком-полировщиком на завод «КинАп» (киноаппаратуры). Еще в старших классах школы она начала ходить в Народный оперный театр Дома культуры имени Цюрупы, которым руководил тогда Николай Печковский. Здесь она и влюбилась в оперу. Участники любительской труппы обязательно посещали и уроки вокала, поэтому, когда Романова увидела объявление о наборе на подготовительный курс вокального факультета консерватории, рискнула попытать счастья и поступила. Отец год не разговаривал с ней, считая, что артистка – это не профессия.

Но именно в этой профессии на оперной сцене и состоялась меццо-сопрано Нина Романова. В 1972 году она окончила консерваторию, где все годы училась у Веры Георгиевна Сопиной, и получила распределение в Кишиневский оперный театр. Здесь судьба свела ее с Марией Биешу, опекавшей молодых солисток, здесь она спела свои первые главные роли – Кармен, Эболи. В Кишиневе ей дали квартиру, присвоили звание «Заслуженная артистка Молдавской ССР». И все же, прослужив три сезона, Нина Романова едет на прослушивание в Ленинградский Малый театр оперы и балета (Михайловский) и в 1976 году становится его солисткой.

Возвращение из Кишинева в Ленинград произошло едва ли не случайно. В 1975 году Нина Романова участвовала от Молдавии во Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Глинки в Тбилиси. Призовых мест не получила, но концертмейстер Малого оперного Елена Матусовская, приехавшая сюда со своими подопечными, услышав Романову, предложила ей попробоваться в МАЛЕГОТ. Отсюда в Кировский/Мариинский театр тогда ушла Евгения Гороховская, и труппа осталась без главного меццо-сопрано.

На сцене Малого оперного театра Романова встретилась со своими сокурсниками – Юрием Марусиным, Сергеем Лейферкусом, Татьяной Новиковой, Светланой Волковой, которые вскоре тоже, один за другим, уйдут в Мариинский. Романова прослужит в Михайловском театре 35 лет и оставит сцену в 2011 году. За эти годы она спела Марфу и Марину Мнишек в операх Мусоргского, Ольгу в «Онегине» и Графиню в «Пиковой даме», Любашу в «Царской невесте», Кончаковну в «Князе Игоре», Варвару в опере Щедрина «Не только любовь», вердиевских Эболи, Лауретту и Азучену, Розину в «Севильском цирюльнике» … Потом перешла на возрастные роли – Няни в «Евгении Онегине», Марты в «Иоланте».

В партии Марты – кормилицы Иоланты Нина Романова в последний раз вышла на сцену Большого зала Петербургской филармонии: концертное исполнение оперы под управлением Юрия Темирканова состоялось 10 февраля 2008 года. В программке имени Романовой нет, так как ее вызвали на замену не подошедшей дирижеру певицы прямо на генеральную репетицию и концерт. Но эта дата сохранилась в дневнике Нины Ивановны, куда по совету своего консерваторского педагога она с молодости заносила сведения обо всех выступлениях.

Филармонический дебют артистки состоится в 1977 году в Малом зале имени Глинки. Здесь она будет постоянно выступать до начала 2000-х, а после перерыва примет участие в юбилейном вечере дирижера Андрея Аниханова 11 января 2015 года. В Малом зале проходят сольные вечера Нины Романовой с разнообразными камерными программами – от русских романсов до немецкой Lied, она поет вокальный цикл Шумана «Любовь и жизнь женщины», «Пять стихотворений Матильды Везендонк» Вагнера, «Песни об умерших детях» Малера, песни Шенберга, де Фальи, Бриттена. Аккомпанировали певице разные концертмейстеры, чаще – Елена Матусовская. Именно она вернула в концертную практику ансамблевые вокальные вечера: Нина Романова пела дуэты с Татьяной Новиковой, Евгенией Целовальник, Еленой Устиновой, исполняла «Музыкальные вечера» Россини для квартета солистов.

В Малом зале певица участвовала и в дневных лекциях-концертах, и в программах Ленинградского камерного оркестра, солируя в мессах Баха, «Мессии» Генделя, в концерте, посвященном 325-летию со дня рождения Пёрселла, в авторских вечерах ленинградских композиторов. Она исполняла «Песни вольницы» Сергея Слонимского, «Петербургские песни» Георгия Свиридова, солировала в кантате Геннадия Банщикова «Петербургский ноктюрн», много раз пела вокальный цикл «Звенидень» Юрия Фалика, посвященный Нине Романовой, – и под рояль, и с оркестром, в том числе на премьере 10 декабря 1986 года с Заслуженным коллективом под управлением Дмитрия Китаенко в Большом зале.

Сюда Нину Романову приглашали часто – для исполнения «Страстей по Матфею», «Страстей по Иоанну» и Высокой мессы Баха, оратории Генделя «Геракл», симфоний № 9 Бетховена, № 2 и № 3 Малера, кантат “Stabat Mater” Перголези и Россини, Реквиема Моцарта и “Te Deum” Брукнера, кантаты «Александр Невский» и оратории «Иван Грозный» Прокофьева, арий из опер Глинки, Чайковского, Россини, Вагнера. Она выступала с ЗКР и АСО, Новосибирским и Ульяновским симфоническими оркестрами, Литовским и Латвийским камерными оркестрами под управлением Арвида Янсонса и Мариса Янсонса, Йонаса Алексы, Эмила Чакырова, Арнольда Каца, Саулюса Сондецкиса, Александра Дмитриева, Владислава Чернушенко, Василия Синайского, Павла Бубельникова, Николая Алексеева… В Большом зале состоялись и пять сольных концертов певицы.

Уйдя со сцены, Нина Ивановна Романовна продолжила преподавать в Музыкальном училище имени Римского-Корсакова, где с 2002 года ведет вокальный класс.

И. Р.


Концерты

  • 20 марта 1978

    5-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Шуберт. Симфония № 5. Бетховен. Симфония № 9

  • 4 ноября 1978

    2-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Бах. Концерт для фортепиано с оркестром фа минор. Бетховен. Симфония № 9

  • 5 ноября 1978

    (повтор программы 4 ноября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Бах. Концерт для фортепиано с оркестром фа минор. Бетховен. Симфония № 9

  • 8 мая 1979

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдвард Чивжель

    Бородин. Увертюра к опере «Князь Игорь». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

  • 21 декабря 1980

    Духовой оркестр Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы

    В программе: Глиэр, Кладницкий, Каликин, Новиков, Рахманинов, Мальцев, Анисимов, Моцарт, Сен-Санс, Барсегян, Мальгин, Босенко, Бизе, Россини, Свиридов, Глазунов, Петренко, Динику, Мусоргский

  • 3 февраля 1981

    5-й концерт 7-го абонемента. Повтор программы 2 февраля.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Василий Синайский

    Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Оратория «Иван Грозный»

  • 8 марта 1983

    Вокальный вечер
    Евгения Целовальник
    Нина Романова

    В программе: Рубинштейн, Чайковский, Мендельсон, Сен-Санс, Доницетти, Россини, Верди, Пуччини, Глинка

  • 4 апреля 1983

    XIX Ленинградская музыкальная весна
    Симфонический концерт
    Дирижер – Валентин Кожин

    Ган. Праздничная увертюра для симфонического оркестра. Пригожин. Симфония № 3. Успенский. Симфоническая поэма «Посвящение мужеству». Банщиков. I картина из оперы «Горе от ума» по одноименной комедии А. Грибоедова

  • 26 июня 1983

    Иоганн Себастьян Бах
    Дирижер – Товий Лифшиц

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»

  • 28 июня 1983

    (повтор программы 26 июня)

    Иоганн Себастьян Бах
    Дирижер – Товий Лифшиц

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»

  • 2 октября 1984

    Вокальный вечер
    Нина Романова

    В программе: Рахманинов, Гранадос, Обрадос, Верди, Россини

  • 17 декабря 1984

    5-й концерт 1-го абонемента сезона 1983-1984 гг.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Владислав Чернушенко

    Прокофьев. Оратория «Иван Грозный»

  • 18 декабря 1984

    (повтор программы 17 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Владислав Чернушенко

    Прокофьев. Оратория «Иван Грозный»

  • 7 мая 1985

    4-й концерт 1-го абонемента

    К 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
    Из филармонических программ военных лет
    Дирижер – Юрий Алиев

    Бетховен. Музыка к трагедии В. Гете «Эгмонт». Чайковский. Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева». Ариозо Воина из кантаты «Москва». Торжественная увертюра «1812 год»

  • 6 июня 1985

    6-й концерт 9-го абонемента

    Бах (к 300-летию со дня рождения)
    Дирижер – Йонас Алекса

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»

  • 7 июня 1985

    6-й концерт 6-го абонемента (повтор программы 6 июня)

    Бах (к 300-летию со дня рождения)
    Дирижер – Йонас Алекса

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»

  • 10 июня 1985

    6-й концерт 6-го абонемента

    Бах (к 300-летию со дня рождения)
    Дирижер – Йонас Алекса

    Бах. Месса си минор

  • 11 июня 1985

    7-й концерт 9-го абонемента (повтор программы 10 июня)

    Бах (к 300-летию со дня рождения)
    Дирижер – Йонас Алекса

    Бах. Месса си минор

  • 18 сентября 1988

    Вокальный вечер
    «Из репертуара выдающихся исполнителей прошлого»
    1-й концерт цикла
    Нина Романова

    В программе: Виардо, Шопен, Варламов, Даргомыжский, Чайковский, Гендель, Глюк, Шуберт, Доницетти, Россини

  • 24 сентября 1988

    2-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Художественный руководитель и главный дирижер – Николай Алексеев

    Россини.«Stabat Mater»




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»