Персоны
Мария Кишонова-Губова
Биография
Кишонова-Губова Мария / Mária Kišonová-Hubová (1915–2004) – чешская певица, сопрано.
Отец Марии Кишоновой был учителем, и после окончания школы она, продолжая семейную традицию, поступила в Педагогическую академию в Братиславе. Учительский диплом получила в 1934 году, начала работать, параллельно брала частные уроки вокала и вскоре снова отправилась учиться – на сей раз в Вену в Высшую школу музыки.
В Вене начинающая певица и собирается строить карьеру, но аннексия Австрии Гитлером нарушит эти планы. Кишонова возвращается в Братиславу, уже в 1938-м дебютирует в Словацком Национальном театре, где сразу получает место солистки, правда, пока не в оперной, а в опереточной труппе. Фамилия артистки появляется в афишах оперетт Легара, Кальмана, современных чешских и словацких композиторов, которые порой пишут партии специально «под Кишонову». Впрочем, почти сразу Кишонову приглашают на отдельные оперные партии, а вскоре она становится примой Словацкой оперы, завоевав признание уже под двойной фамилией – Кишонова-Губова: в 1941-м Мария выходит замуж за известного театрального и киноактера Микулаша Гýба (Mikuláš Huba).
Концерт 27 декабря 1954 года. Алоис Клима (дирижер), солисты: Иво Жидек (тенор), Мария Кишонова-Губова, Рудольф Асмус (бас-баритон).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Репертуар певицы невероятно широк. Здесь и множество моцартовских партий («Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро»), итальянские оперы – Россини и Доницетти, Верди и Пуччини. Ее Виолетту в «Травиате» и Джильду в «Риголетто», Лиу в «Турандот», Мюзетту и Мими в «Богеме» (сама Мария часто представлялась на афишах как Мими Кишонова-Хубова), Микаэлу в «Кармен» и Маргариту в «Фаусте» с восторгом принимали на сцене Братиславы и в гастрольных турах, а несколько первых послевоенных сезонов она провела по приглашению Карела Анчерла в Пражской опере. Пела артистка и в русских операх – Ярославну в «Князе Игоре», Татьяну в «Евгении Онегине», Лизу в «Пиковой даме», Ксению в «Борисе Годунове», Волхову в «Садко», участвовала в постановках опер XX века – Бриттена («Альберт Херринг»), Хиндемита («Кардильяк»), Прокофьева («Повесть о настоящем человеке»), Хренникова («В бурю»). Разумеется, было в репертуаре Марии Кишоновой множество чешской и словацкой музыки – от Сметаны и Дворжака до современных авторов.
Участники концерта 27 декабря 1954 года и представители администрации филармонии. Сидят (слева направо): Алоис Клима (дирижер), Иво Жидек (тенор), Мария Кишонова-Губова, Рудольф Асмус (бас-баритон). Стоит первый слева директор филармонии Афанасий Пономарев.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Дуэт Маженки и Еника из «Проданной невесты» Сметаны певица вместе с коллегой по братиславской оперной труппе Иво Жидеком и Симфоническим оркестром под управлением чешского дирижера Алоиса Клима исполнила на сцене Большого зала Ленинградской филармонии 27 декабря 1954 года. Двумя днями ранее здесь прошел камерный вечер «артистов Чехословацкой Республики», в котором под аккомпанемент пианистки Эммы Фишеровой Мария Кишонова-Хубова спела арии из опер Дворжака, Гуно, Пуччини и русскую народную песню «Ноченька».
Иво Жидек, Мария Кишонова-Губова, Рудольф Асмус. В Голубой гостиной Большого зала филармонии, 27 декабря 1954.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Из труппы Словацкого Национального театра Мария Кишонова-Хубова ушла в 1978 году. Вела класс вокала в Музыкальной академии Братиславы и продолжала выступать на концертных сценах, солируя в мессах, ораториях, кантатах Генделя, Баха, Мендельсона, в Реквиемах Моцарта и Верди, Девятой симфонии Бетховена.
О. Р.
Концерты
-
25 декабря 1954
(Машинопись. Внизу приписка: Печатной программы не было, сведения взяты из «Вечерней газеты». 29.12.1954)
Концерт артистов Чехословацкой Республики
В программе: Бетховен, Дворжак, Прокофьев, Дебюсси, Бах, Чайковский, Бизе, Сметана, Гуно, Пуччини, Коваль, Блодек, Мусоргский
-
27 декабря 1954
2-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Вечер чешской музыкиСметана. «Влтава» и «Из чешских лесов и полей» из цикла «Моя Родина». Два дуэта из оперы «Проданная невеста». Сук. Серенада для струнного оркестра. Дворжак. Четыре славянских танца.