Персоны
Борис Фрейдков
Биография
Фрейдков Борис Матвеевич – оперный певец, бас
В 1927 году Борис Фрейдков окончил Ленинградскую консерваторию по классу профессора Габеля и сразу был принят в труппу ГАТОБа (Мариинского театра), где проработал до 1952 года. Он исполнял басовые партии в операх Чайковского (Сталинская премия за «Чародейку», 1942), Гуно, Верди, Вагнера, Мусоргского, а также в современных операх – «Джонни наигрывает» Кшенека (эта первая театральная работа певца считалась его главной сценической удачей), «Емельян Пугачев» Коваля и других.
В 1927 году состоялось и первое выступление Бориса Фрейдкова на сцене Большого зала филармонии: дебютировав в Девятой симфонии Бетховена с любительским оркестром Общества ревнителей музыки, Фрейдков уже в следующем сезоне станет участником важных премьер – «Песен Гурре» Шенберга под управлением Николая Малько (1927), «Орфея» Монтеверди–Малипьеро, дирижирует Владимир Дранишников (1928). Фрейдков поет в «Царе Эдипе» под управлением Эрнеста Ансерме в 1929-м и в вагнеровской программе Хайнца Унгера в 1930 году.
Этот год в филармонической биографии Фрейдкова (как и в биографии страны, живущей отныне в жестких идеологических рамках) станет рубежным. Уже начиная со следующего, десятого сезона (1930/1931) певец будет появляться в бесконечной череде целевых концертов – культпоходов комсомола, пионеров, трудящихся заводов им. Марти и «Красный треугольник», для сотрудников Собеса и орготдела Смольнинского райкома. В меняющейся концепции репертуарной политики Филармонии такие концерты займут важнейшее место. Фрейдков – непременный их участник, на сцене он появляется не реже одного раза в неделю с арией Галицкого, песней Варяжского гостя или Варлаама, ему по-прежнему доверяют премьеры: он солирует в поэме «26» Гладковского, в симфонии «Ленин» Шебалина. Эта репертуарная ниша была определенной гарантией безопасности, хотя и не стопроцентной.
8 мая 1933 года «Красная Газета» (утренний выпуск) помещает статью «Рапорт советских композиторов». В статье дан подробный анализ программы состоявшегося в Большом зале 6 мая 1933 года концерта, который приурочен к годовщине постановления ЦК «О перестройке литературно-художественных организаций». Автор статьи, отметив в целом позитивные тенденции в музыке ленинградских композиторов, убежден, что «некоторые идейные недочеты демонстрированной продукции заставляют сигнализировать возможную в этом направлении опасность». Критикует рецензент и вокально-симфонический цикл Пушкова, в котором солировал Фрейдков, в цикле отмечена «неправильная трактовка мысли о Советском Союзе <…> не как революционного действия, а как романтической мечты».
Но неприятности обходят Бориса Фрейдкова стороной, а оперные шлягеры, русские романсы и советские песни сохраняются и в его послевоенном репертуаре: в многочисленных закрытых и праздничных концертах он участвует до 17 декабря 1950 года, в 1950–1952 появится в нескольких программах Малого зала имени Глинки. С оркестром выступает редко – в последний раз поет в Реквиеме Верди под управлением Бориса Хайкина 15 и 16 января 1948 года.
Концерты
-
17 апреля 1927
XIII музыкальный сезон (50-й концерт)
Общество ревнителей музыки
IV симфонический концерт
Большой симфонический оркестр Общества
(в ознаменование 100-летия со дня смерти Бетховена)
Дирижер – Павел КлочковБетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 9
-
30 ноября 1927
2-й концерт 4-го абонемента (программка с текстом «Песен Гурре» Шенберга и составом оркестра)
Арнольд Шёнберг. «Песни Гурре» – 1-е исполнение
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоВебер. Увертюра к опере «Оберон». Шёнберг. «Песни Гурре»
-
7 декабря 1927
3-й концерт 2-го абонемента (повторение программы 30 ноября, программка с текстом «Песен Гурре» Шенберга и составом оркестра)
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоВебер. Увертюра к опере «Оберон». Шёнберг. «Песни Гурре»
-
5 декабря 1928
2-й концерт 1-го абонемента
Монтеверди-Малипьеро
«Орфей», мифологическое представление в пяти актах.Монтеверди–Малипьеро. «Орфей»
-
18 мая 1929
12-й концерт 1-го абонемента
Филармонический оркестр
Стравинский
Дирижер – Эрнест АнсермеСтравинский. «Царь Эдип». «Весна священная»
-
1 февраля 1930
Филармонический оркестр
Вагнер
Дирижер – Хайнц Унгер (Берлин)В программе: Вагнер
-
18 марта 1930
(машинопись)
Сборный концерт
С участием Филармонического оркестра, артистов Гостеатров, оперетты и эстрады
Интернационал. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». И. Штраус. Вальс «Весенние голоса». Чайковский. IV часть симфонии № 4. Арии из опер и романсы
-
13 мая 1930
(анонс)
Концерт из произведений Валериана Богданова-Березовского
(программа не указана)
-
29 ноября 1930
Культпоход завода им. Марти (машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукВ программе: Вагнер, Россини, Литольф, Бородин, Глинка, Чайковский
-
30 ноября 1930
Культпоход комсомола (машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукВ программе: Глинка, Бородин, Чайковский, Мусоргский, Стравинский, Шостакович
-
7 декабря 1930
Культпоход пионеров (машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукГлинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Вальс-фантазия. Бородин. Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь». Мусоргский. Песня Варлаама и Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов». Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
-
9 декабря 1930
Культпоход (рукописная книга)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукГлинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Вальс-фантазия. Бородин. Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь». Мусоргский. Песня Варлаама и Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов». Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
-
12 декабря 1930
Культпоход пионеров (машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукВ программе: Глинка, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков
-
25 декабря 1930
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Анатолий КанкаровичШуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Танцы из музыки к пьесе «Розамунда». Шостакович. «Эй, ухнем». Глинка. Рыцарский романс «Прости, корабль взмахнул крылом». Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
-
2 января 1931
(рукописная книга)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукБетховен. Симфония № 5. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Шостакович. «Эй, ухнем». «Дубинушка». Глиэр. «Яблочко» из балета «Красный мак»
-
24 января 1931
Культпоход Дома техники (машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукБетховен. Симфония № 3 «Героическая». Касьянов. Траурный марш. Шехтер. «Когда умирает вождь». Шостакович. «Эй, ухнем». Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»
-
26 февраля 1931
Шефский концерт (машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукВ программе: Вагнер, Бетховен, Глинка, Бородин, Шостакович, Римский-Корсаков, Глиэр
-
18 марта 1931
Культпоход завода «Электросила» (машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукБетховен. Увертюра «Эгмонт». Вагнер. Увертюра к опере «Риенци». Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов». Сборная программа
-
12 апреля 1931
Культпоход студентов Педтехникума им. Некрасова (машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукЧайковский. Симфония № 4. Бородин. Ария Галицкого из оперы «Князь Игорь». «Эй, ухнем». Бетховен. «Эгмонт»
-
29 апреля 1931
Для орготдела Смольнинского райкома (рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Балашов, Делиб, Лист, Шуман, Маяковский