Персоны
Георг Куленкампф

Биография
Куленкампф Георг / Alwin Georg Kulenkampff-Post – немецкий скрипач, педагог.
В 6 лет Георг Куленкампф начал брать уроки скрипки у концертмейстера Бременского оркестра, а затем и у его главного дирижера Эрнста Венделя. В Дрездене занимался с Леопольдом Ауэром, а затем окончил у Вилли Хесса Берлинскую высшую школу музыки, где впоследствии и сам преподавал в 1923–1926 и в 1931–1943 годах. Позднее переехал в Швейцарию, работал в Люцернской консерватории, создал квартет, в составе которого активно концертировал.
Куленкампф много выступал и как солист, еще в молодости заслужив репутацию одного из лучших скрипачей Германии. В ноябре 1937 года ему было доверено сыграть мировую премьеру Скрипичного концерта Роберта Шумана. С этим сочинением связана мистическая история: законченный незадолго до смерти композитора, Концерт был посвящен Йозефу Иоахиму, однако скрипач исполнил его лишь один раз и, считая сочинение плодом безумия, охватившего композитора в последние месяцы жизни, по соглашению с Кларой Шуман решил не публиковать его. Иоахим передал рукопись в Прусскую национальную библиотеку, завещав не исполнять Концерт, пока не пройдет сто лет со дня смерти Шумана. Однако в 1933-м внучатые племянницы Иоахима, скрипачки Джелли д’Араньи и Адила Факири, заявили, что на спиритическом сеансе им якобы явился дух Шумана и попросил отыскать и исполнить концерт. За право первого исполнения забытого сочинения боролись сама Джелли д’Араньи (на тот момент подданная Великобритании) и Иегуди Менухин, который уже назначил дату и место премьеры – 3 октября 1937-го, Сан-Франциско. Но по решению властей Германии Концерт, написанный на территории страны и хранящийся в ее архиве, первым должен сыграть немецкий скрипач. Выбор пал именно на Георга Куленкампфа. Он стал и первым скрипачом, записавшим Концерт Шумана на пластинку.
Известны и другие записи Куленкампфа: с Берлинским филармоническим под управлением Фуртвенглера – Концерт Сибелиуса, а под управлением Шмидта-Иссерштедта – Концерт Бетховена, эта запись и сегодня признается одной из лучших. Среди партнеров Куленкампфа по камерному музицированию были Георг Шолти, с которым скрипач записал на студии Decca сонаты Брамса, Вильгельм Кемпф – с ним Куленкампф записал «Крейцерову сонату» Бетховена.
В 1935 году Куленкампф организовал трио, ставшее одним из самых знаменитых ансамблей своего времени. В его составе играли виолончелист Энрико Майнарди и пианист Эдвин Фишер, который в феврале 1928 года приезжал на один сольный концерт в Ленинградскую филармонию. Еще раньше, в 1926-м, здесь выступала немецкая скрипачка Альма Муди – с ней Куленкампф в 1927-м играл в Германии концерт для двух скрипок Баха. Вероятно, коллеги говорили ему о Ленинградском оркестре и о Большом зале.
8 октября 1929 года Куленкампф впервые выступает с Филармоническим оркестром под управлением Александра Гаука: в Выборгском Доме культуры они играют Концерт Мендельсона. А уже 9 октября на открытии филармонического сезона Куленкампф дает сольный концерт в Большом зале.
Он еще приедет сюда: в мае 1931-го и марте 1932-го исполнит концерты Бетховена, Чайковского, Глазунова под управлением Гаука, Эрлиха и Вейсбаха, а в сольных программах (всего их будет семь) сыграет сонаты Баха, Генделя, Брамса, Рихарда Штрауса, Регера, Концертную сюиту Танеева и виртуозные пьесы Изаи, Сарасате и Крейслера. В дуэте со скрипачом выступают пианисты Вольфганг Розе и Владимир Ульрих.
Последний концерт Георга Куленкампфа в Большом зале состоялся 13 марта 1932 года.
И. Р.
Концерты
-
9 октября 1929
1-й концерт 2-го абонемента
Концерт (Violinabend)
Георг Куленкампф (Берлин)Тартини. Соната до минор. Бах. Соната для скрипки соло № 3. Шуберт. Фантазия для скрипки и фортепиано до мажор
-
11 октября 1929
1-й концерт 1-го абонемента
Концерт (Violinabend)
Георг Куленкампф (Берлин)Гендель. Соната ре мажор. Бах. Партита для скрипки соло ре минор. Бетховен. Фантазия ля мажор
-
13 октября 1929
1-й концерт 3-го абонемента
Концерт (Violinabend)
Георг Куленкампф (Берлин)Фалья. Популярная испанская сюита. Регер. Соната для скрипки соло ми минор. Р. Штраус. Соната ми-бемоль мажор
-
12 мая 1931
(рукописная книга)
Violinabend
Георг КуленкампфСтравинский. «Итальянская сюита». Регер. Соната для скрипки соло № 1. Венявский. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Рис. «La capriccioso». Чайковский. «Размышление». Сарасате. Интродукция и тарантелла
-
13 мая 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Юлиус ЭрлихБетховен. Симфония № 2. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 5
-
16 мая 1931
(рукописная книга)
Violinabend
Георг КуленкампфВ программе: Бах, Клецкий, Бетховен, Изаи, Ибер, Шимановский, Венявский (не расшифрована)
-
18 мая 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Ганс ВейсбахВагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 6 «Патетическая»
-
9 марта 1932
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ГаукРегер. Вариации и фуга на тему Гиллера. Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Жизнь героя»
-
10 марта 1932
(анонс)
Культпоход газеты «Смена»
Римский-Корсаков. «Шехеразада». Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Римский-Корсаков. «Испанское каприччио»
-
11 марта 1932
(анонс)
Культпоход рабочих организаций
Брамс. Соната для скрипки и фортепиано № 3. Сметана. «Из родного края». Крейслер. «Мелодия» из оперы Глюка «Орфей». Сарасате. «Наваррская хота»
-
12 марта 1932
(анонс)
Культпоход «Красного Путиловца»
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Римский-Корсаков. Сюита из музыки к опере «Снегурочка». Мусоргский. «Ночь на Лысой горе». Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Чайковский. «Итальянское каприччио». Арии из опер
-
13 марта 1932
(анонс)
Вечер скрипичной музыки (Violinabend)
Георг Куленкампф (Берлин)Вивальди–Респиги. Соната ре мажор. Бах. Партита для скрипки соло № 2. Танеев. Концертная сюита. Изаи. «Детский сон». Хубаи. «Зефир». Гранадос. Интермеццо. Сарасате. Тарантелла