Персоны
Михаил Бихтер
Биография
Бихтер Михаил Алексеевич – пианист, дирижер, педагог.
В 1910 году Михаил Бихтер окончил с золотой медалью Петербургскую консерваторию, где учился у выдающихся педагогов – Есиповой, Черепнина, Глазунова, Лядова, Штейнберга.
Вся жизнь музыканта будет связана с певцами. В 1912–1916 он становится дирижером и музыкальным руководителем нового Театра музыкальной драмы, открытого в помещении консерватории. Под управлением Бихтера здесь идут «Борис Годунов», «Кармен», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Снегурочка», «Евгений Онегин». Но еще раньше он получает признание как уникальный пианист-аккомпаниатор, создававший в ансамбле с вокалистами выразительный музыкальный диалог. В программках с участием Бихтера почти никогда не употреблялась обычная для аккомпаниаторов формулировка «у рояля». Его имя соединялось с именем певца союзом «и», потому что это был настоящий союз двух музыкантов. Свой метод работы с вокалистами, не всегда находивший понимание у коллег, Бихтер использовал в период работы в Ленинградской консерватории на кафедре камерного и сольного пения в 1933–1947 годах.
Советами Михаила Бихтера пользовались и знаменитости – Шаляпин, Ершов, Акимова, и начинающие артисты, такие как Вера Духовская, для которой Михаил Бихтер был не просто аккомпаниатором, но наставником. В Малом (Бетховенском) зале филармонии с 1924 по 1931 годы музыканты дали шесть концертов, программы которых были идеально выстроены Михаилом Бихтером: «Русский романс от Глинки до Стравинского», «Музыкальное творчество русской женщины», «У истоков французского романса» – от XIII века до песен Французской революции.
В Большом зале Бихтер выступал мало. В 1922 году в редких сборных программах он аккомпанировал певцам, дважды дирижировал Филармоническим оркестром.
В следующий раз музыкант появится на этой сцене спустя почти двадцать лет, во время войны: с оставшимися в блокаду певцами Софьей Преображенской, Надеждой Вельтер, Валентином Легковым, Иваном Нечаевым он представит программы из романсов Рахманинова, Чайковского, фрагменты из опер и оперетт.
Во время блокады Михаил Алексеевич Бихтер вел дневник. В 2010 году рукопись, названную автором «Телега жизни», опубликует «Новая газета в Санкт-Петербурге». Вопреки логике обстоятельств, на страницах дневника больше всего размышлений о музыке, книгах, культуре.
И. Р.
Концерты
-
29 января 1922
Филармонический оркестр
Шуберт (125 лет со дня рождения)
Дирижер – Эмиль Купер
Солист – Николай РождественскийШуберт. Симфония № 9. Симфония № 7. «Лесной царь». «Рыбачка» и «Серенада» из цикла «Лебединая песнь». Увертюра «Альфонсо и Эстрелла»
-
8 февраля 1922
Филармонический оркестр
Римский-Корсаков
Дирижер – Михаил БихтерРимский-Корсаков. «Антар». Прелюдия-кантата «Из Гомера». Концерт для фортепиано с оркестром
-
24 марта 1922
Бетховенское фойе
Вечера современной музыки
Мясковский. Соната для фортепиано № 2. Гнесин. Романсы. Фортепианный квинтет «Реквием»
-
1 апреля 1922
Три дня искусств, организуемые по поручению Отдела Народного образования Союзов работников искусств на образование Дома работников искусств
Дирижер – Михаил БихтерВ программе: Римский-Корсаков, Чайковский, Серов, Вагнер
-
21 мая 1922
Камерный концерт
ЧайковскийЧайковский. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции». Романсы. Дуэт «Ромео и Джульетта». Трио «Памяти великого артиста»
-
6 июня 1922
По случаю годовщины деятельности ударной концертной труппы культ.-просвет. отдела Петроградского совета профсоюзов
Вокально-инструментальный концерт-лекция
В программе: Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Чайковский, Рубинштейн, Давыдов, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов, Глазунов, Гнесин, Глазунов, Моцарт, Глюк, Бетховен, Шуберт, Пуньяни, Шуман, Брамс, Вольф, Лист, Григ, Вагнер
-
17 мая 1924
Бетховенское фойе (рукопись)
Вокальный вечер
Ольга Бутомо-НазвановаВ программе: Балакирев, Бородин
-
23 мая 1924
Бетховенское фойе
Вечер песни
Ольга Бутомо-НазвановаВ программе: Рахманинов, Танеев
-
29 ноября 1924
Бетховенское фойе
Вокальный вечер
Вера Духовская и Михаил БихтерРомансы Глинки и Даргомыжского
-
2 февраля 1926
Бетховенское фойе
Русские романсы и песни
Вера Духовская и Михаил БихтерВ программе: Глинка, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Гречанинов, Глазунов, Танеев, Рахманинов, Метнер, Гнесин, Стравинский
-
2 апреля 1926
Бетховенское фойе
Музыкальное творчество русской женщины
В программе: Кочубей, Шашина, Есипова, Шиловская, Зыбина, Данилевская, Кавелина, Штрихер, Рамм, Вейсберг
-
20 ноября 1930
Бетховенское фойе (анонс в газете, рукописная книга)
Вечер песни
Вера Духовская
В программе: Глинка, Шуберт
-
23 ноября 1930
Бетховенское фойе (анонс в газете, рукописная книга)
Вечер песни
Вера Духовская
В программе: Мусоргский, Римский-Корсаков
-
23 января 1931
Бетховенское фойе (анонс и рукописная книга)
Вечер песни
Вера Духовская и Михаил БихтерВ программе: французские народные песни
-
29 января 1931
Бетховенское фойе (программа по рукописной книге)
Вечер песни
Вера Духовская и Михаил БихтерВ программе: Метнер, Рахманинов
-
5 октября 1941
[Дополнено по книге Крюкова А. Музыка в дни блокады: Хроника. СПб: Композитор, 2002. С. 28]
Открытие концертного сезона
Сборный концертХудожественное чтение. Чайковский. Сцены из II и V картин оперы «Пиковая дама». Сцены из оперетт. Инструментальные и балетные номера
-
24 апреля 1943
(рукописная книга)
Сборный концерт
РахманиновРахманинов. I часть элегического трио № 2. Ария Алеко из оперы «Алеко». Романсы. Две прелюдии. Музыкальный момент. Симфония № 2
-
30 мая 1943
(афиша, рукописная книга)
Литературно-музыкальный концерт, посвященный 240-летию Ленинграда
(1703–1943)В программе: Пушкин, Глинка, Римский-Корсаков, Гоголь, Чайковский, Блок, Шостакович, Маяковский, Гусев, Берггольц, Глух, Носов
-
30 января 1944
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. 50х45 см, объявление по радио)
Вечер романсов Чайковского
Чайковский. Романсы