Персоны

Михаил Бихтер

1881–1947
Источник изображения: prozhito.org
Михаил Бихтер

Биография

Бихтер Михаил Алексеевич – пианист, дирижер, педагог.

В 1910 году Михаил Бихтер окончил с золотой медалью Петербургскую консерваторию, где учился у выдающихся педагогов – Есиповой, Черепнина, Глазунова, Лядова, Штейнберга.

Вся жизнь музыканта будет связана с певцами. В 1912–1916 он становится дирижером и музыкальным руководителем нового Театра музыкальной драмы, открытого в помещении консерватории. Под управлением Бихтера здесь идут «Борис Годунов», «Кармен», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Снегурочка», «Евгений Онегин». Но еще раньше он получает признание как уникальный пианист-аккомпаниатор, создававший в ансамбле с вокалистами выразительный музыкальный диалог. В программках с участием Бихтера почти никогда не употреблялась обычная для аккомпаниаторов формулировка «у рояля». Его имя соединялось с именем певца союзом «и», потому что это был настоящий союз двух музыкантов. Свой метод работы с вокалистами, не всегда находивший понимание у коллег, Бихтер использовал в период работы в Ленинградской консерватории на кафедре камерного и сольного пения в 1933–1947 годах.

Советами Михаила Бихтера пользовались и знаменитости – Шаляпин, Ершов, Акимова, и начинающие артисты, такие как Вера Духовская, для которой Михаил Бихтер был не просто аккомпаниатором, но наставником. В Малом (Бетховенском) зале филармонии с 1924 по 1931 годы музыканты дали шесть концертов, программы которых были идеально выстроены Михаилом Бихтером: «Русский романс от Глинки до Стравинского», «Музыкальное творчество русской женщины», «У истоков французского романса» – от XIII века до песен Французской революции.

В Большом зале Бихтер выступал мало. В 1922 году в редких сборных программах он аккомпанировал певцам, дважды дирижировал Филармоническим оркестром.

В следующий раз музыкант появится на этой сцене спустя почти двадцать лет, во время войны: с оставшимися в блокаду певцами Софьей Преображенской, Надеждой Вельтер, Валентином Легковым, Иваном Нечаевым он представит программы из романсов Рахманинова, Чайковского, фрагменты из опер и оперетт.

Во время блокады Михаил Алексеевич Бихтер вел дневник. В 2010 году рукопись, названную автором «Телега жизни», опубликует «Новая газета в Санкт-Петербурге». Вопреки логике обстоятельств, на страницах дневника больше всего размышлений о музыке, книгах, культуре.


Концерты

  • 29 января 1922

    Филармонический оркестр
    Шуберт (125 лет со дня рождения)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Николай Рождественский

    Шуберт. Симфония № 9. Симфония № 7. «Лесной царь». «Рыбачка» и «Серенада» из цикла «Лебединая песнь». Увертюра «Альфонсо и Эстрелла»

  • 8 февраля 1922

    Филармонический оркестр
    Римский-Корсаков
    Дирижер – Михаил Бихтер

    Римский-Корсаков. «Антар». Прелюдия-кантата «Из Гомера». Концерт для фортепиано с оркестром

  • 24 марта 1922

    Бетховенское фойе

    Вечера современной музыки

    Мясковский. Соната для фортепиано № 2. Гнесин. Романсы. Фортепианный квинтет «Реквием»

  • 1 апреля 1922

    Три дня искусств, организуемые по поручению Отдела Народного образования Союзов работников искусств на образование Дома работников искусств
    Дирижер – Михаил Бихтер

    В программе: Римский-Корсаков, Чайковский, Серов, Вагнер

  • 21 мая 1922

    Камерный концерт
    Чайковский

    Чайковский. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции». Романсы. Дуэт «Ромео и Джульетта». Трио «Памяти великого артиста»

  • 6 июня 1922

    По случаю годовщины деятельности ударной концертной труппы культ.-просвет. отдела Петроградского совета профсоюзов

    Вокально-инструментальный концерт-лекция

    В программе: Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Чайковский, Рубинштейн, Давыдов, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов, Глазунов, Гнесин, Глазунов, Моцарт, Глюк, Бетховен, Шуберт, Пуньяни, Шуман, Брамс, Вольф, Лист, Григ, Вагнер

  • 17 мая 1924

    Бетховенское фойе (рукопись)

    Вокальный вечер
    Ольга Бутомо-Названова

    В программе: Балакирев, Бородин

  • 23 мая 1924

    Бетховенское фойе

    Вечер песни
    Ольга Бутомо-Названова

    В программе: Рахманинов, Танеев

  • 29 ноября 1924

    Бетховенское фойе

    Вокальный вечер
    Вера Духовская и Михаил Бихтер

    Романсы Глинки и Даргомыжского

  • 2 февраля 1926

    Бетховенское фойе

    Русские романсы и песни
    Вера Духовская и Михаил Бихтер

    В программе: Глинка, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Гречанинов, Глазунов, Танеев, Рахманинов, Метнер, Гнесин, Стравинский

  • 2 апреля 1926

    Бетховенское фойе

    Музыкальное творчество русской женщины

    В программе: Кочубей, Шашина, Есипова, Шиловская, Зыбина, Данилевская, Кавелина, Штрихер, Рамм, Вейсберг

  • 20 ноября 1930

    (анонс в газете, рукописная книга)

    Вечер песни
    Вера Духовская (сопрано) и Михаил Бихтер (фортепиано)

    В программе: Глинка, Шуберт

  • 23 ноября 1930

    (анонс в газете, рукописная книга)

    Вечер песни
    Вера Духовская (сопрано) и Михаил Бихтер (фортепиано)

    В программе: Мусоргский, Римский-Корсаков

  • 5 октября 1941

    [Дополнено по книге Крюкова А. Музыка в дни блокады: Хроника. СПб: Композитор, 2002. С. 28]

    Открытие концертного сезона
    Сборный концерт

    Художественное чтение. Чайковский. Сцены из II и V картин оперы «Пиковая дама». Сцены из оперетт. Инструментальные и балетные номера

  • 24 апреля 1943

    (рукописная книга)

    Сборный концерт
    Рахманинов

    Рахманинов. I часть элегического трио № 2. Ария Алеко из оперы «Алеко». Романсы. Две прелюдии. Музыкальный момент. Симфония № 2

  • 30 мая 1943

    (афиша, рукописная книга)

    Литературно-музыкальный концерт, посвященный 240-летию Ленинграда
    (1703–1943)

    В программе: Пушкин, Глинка, Римский-Корсаков, Гоголь, Чайковский, Блок, Шостакович, Маяковский, Гусев, Берггольц, Глух, Носов

  • 30 января 1944

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. 50х45 см, объявление по радио)

    Вечер романсов Чайковского

    Чайковский. Романсы


«‎Вестник театра и искусства»‎

О концерте 8 февраля 1922 в БЗФ 16 февраля 1922



Другие материалы

Евгений Вольф-Израэль

Евгений Вольф-Израэль

Виолончель 1872–1956
Ксения Дорлиак

Ксения Дорлиак

Меццо-сопрано 1882 (по ст. стилю 1881) – 1945

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»