Персоны
Ксения Дорлиак
Биография
Дорлиак Ксения Николаевна – меццо-сопрано.
Ксения Дорлиак окончила с золотой медалью Петербургскую консерваторию в 1909 году в классе Софьи Гладкой, в 1909–1911 совершенствовалась у Наталии Ирецкой. Еще в годы учебы пела в оперных спектаклях консерватории (Марцелина, Кащеевна, Ольга), в камерных концертах. Тогда же впервые выступила и в зале Дворянского собрания на вечере памяти Шумана. В 1911–1912 Дорлиак поет в операх Вагнера на сцене парижской Гранд-опера (Эльза и Брунгильда), гастролирует и позднее – в Германии, Чехии, Австрии.
В 1912-м дебютировала на сцене Мариинского театра в партии Аиды, но уже в 1914-м покидает оперную сцену, возобновив концертную деятельность после 1920 года. Певица участвовала в концертах Общества камерной музыки и Ассоциации современной музыки, исполняя романсы современников – Метнера, Мясковского, Стравинского, Прокофьева, Щербачева.
К 1920-м годам относятся и немногочисленные выступления Ксении Дорлиак в Филармонии. В Большом зале она пела в концертах под управлением Оскара Фрида, Александра Глазунова и Валериана Бердяева, в 1925-м участвовала в концертном исполнении оперы Римского-Корсакова «Боярыня Вера Шелога», дирижировал Самуил Самосуд, а последний раз – 17 октября 1928 года – солировала в драматической поэме Максимилиана Штейнберга «Земля и Небо» под управлением автора. Современную музыку Дорлиак исполняла и в камерных концертах в Малом зале (Бетховенское фойе), где участвовала в программах, посвященных Онеггеру, Прокофьеву, выступала в ансамбле с Марией Юдиной, Александром Каменским, Владимиром Щербачевым.
Ксения Дорлиак преподавала в консерваториях Петербурга (1914–1929) и Москвы (1930–1945), где среди ее учениц были дочь Нина Дорлиак и Ирина Архипова.
И. Р.
Концерты
-
31 марта 1922
Бетховенское фойе (анонс и машинопись)
Академические камерные концерты
Сен-Санс. Фортепианный квартет. Романсы. Вариации на тему Бетховена. Септет
-
31 января 1924
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Вечер современной музыки
Квартет имени Глазунова
Ксения Дорлиак
Владимир Щербачев
Николай Амосов
Роберт ЛамбертВ программе: Карнович, Щербачев (без указания произведений)
-
5 февраля 1924
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Вечер песен и романсов
Ксения Дорлиак
Ирина МиклашевскаяВ программе: Дебюсси, Мусоргский (без указания произведений)
-
5 марта 1924
II концерт (с полным повторением цикла для Губпрофсовета 3, 7, 10, 14 и 17 марта)
Филармонический оркестр
Цикл Бетховена
5 концертов (2, 5, 9, 12 и 16 марта)
Дирижер – Оскар ФридБетховен. Симфония № 2. Концертная ария «Ah! perfido». Симфония № 5
-
7 марта 1924
II концерт (повторение для Губпрофсовета)
Филармонический оркестр
Цикл Бетховена
5 концертов (3, 7, 10, 14 и 17 марта)
Дирижер – Оскар ФридБетховен. Симфония № 2. Концертная ария «Ah! perfido». Симфония № 5
-
30 марта 1924
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГлазуновБородин. Симфония № 2 «Богатырская». Романсы «Для берегов отчизны дальной» и «Спящая княжна». Римский-Корсаков. Музыкальная картина «Садко». Глинка. Увертюра «Арагонская хота»
-
19 октября 1924
Филармонический оркестр
Дирижер – Валерий БердяевБетховен. Симфония № 5. Концертная ария «Ah! perfido». Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»
-
11 декабря 1924
I камерный концерт (Бетховенское фойе)
Государственная филармония и Российский Институт истории искусств
II серия камерных концертов «Новая музыка»Прокофьев. Увертюра на еврейские темы. Пять песен без слов. «Сказки старой бабушки». Пять стихотворений на слова К. Бальмонта. Хиндемит. Сюита «1922». Струнный квартет № 3
-
25 декабря 1924
III камерный концерт (Бетховенское фойе)
Государственная филармония и Российский Институт истории искусств
II серия камерных концертов «Новая Музыка»Онеггер. Струнный квартет № 1. Семь пьес для фортепиано. Шесть поэм на стихи Г. Аполлинера. Сонатина для двух скрипок. «Le Cahier Romand». Соната для альта и фортепиано
-
10 февраля 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Самуил СамосудВейсберг. Симфоническая картина «Ночью». «Поет печальный голос». Фрагменты из оперы «Русалочка». Римский-Корсаков. «Боярыня Вера Шелога», пролог к опере «Псковитянка»
-
5 марта 1926
II концерт (Бетховенское фойе)
Ленинградская ассоциация современной музыки
При Государственной академической филармонии
В программе: Шёнберг, Орик, Гнесин, Александров, Житомирский, Тюлин, Карнович
-
16 декабря 1926
II концерт (Бетховенское фойе, общая программка на 2 и 16 декабря с аннотацией на композиторов)
Ленинградская ассоциация современной музыки
При Ленинградской академической филармонииВ программе: Шапорин, Шиллингер, Богданов-Березовский, Григорьев, Карнович, Онеггер, Мясковский, Щербачев, Хиндемит
-
28 апреля 1927
Бетховенское фойе (Бюллетень АСМ)
Ленинградская ассоциация современной музыки
При Ленинградской академической филармонии
Камерный концертПопов. Камерная музыка для семи инструментов. Рязанов. Сюита для фортепиано. Четыре стихотворения А. Блока. Шапорин. Сюита из музыки к пьесе Замятина «Блоха»
-
14 декабря 1927
3-й концерт 5-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Владимир ДранишниковЩербачев. Симфония № 2
-
17 октября 1928
1-й концерт 4-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Максимилиан ШтейнбергК. Ф. Э. Бах. Концерт для малого оркестра. Гайяр. Соната соль мажор. Штейнберг. Драматическая поэма «Небо и Земля»