Персоны

Александр Шмидт

1889–1955
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Александр Шмидт

Биография

Шмидт Александр Николаевич – трубач, в 1916–1946 – солист и артист Придворного/Филармонического оркестра.

В 1910 году Александр Шмидт окончил Петербургскую консерваторию, где учился у Вильгельма Вурма и Августа Иогансона. Служил в военных оркестрах – сначала лейб-гвардии Преображенского полка, а во время Первой мировой войны был трубачом Измайловского полка. 

Незадолго до революции, в 1916-м, он поступил в Придворный – будущий Филармонический – оркестр, в котором играл до 1946 года, а 1916–1938 был концертмейстером группы. 

Как ансамблист Шмидт впервые выступил в Филармонии 31 марта 1922 года, исполнив в Малом зале с музыкантами Академического квинтета Септет Сен-Санса. 12 апреля 1927 года он принял участие в премьерных исполнениях Октета для духовых инструментов и сюиты из «Истории солдата» Стравинского, прошедших в Малом зале под управлением Александра Гаука

В апреле 1928-го Гаук дирижировал в Большом зале премьерой «Камерной музыки № 1» для 12-ти инструментов  Хиндемита, где вновь играл Шмидт. Слушателем этих концертов был Дмитрий Шостакович: сочиняя свой первый фортепианный концерт, он написал развернутую партию трубы именно в расчете на исполнительские возможности Александра Шмидта. Шмидт и выступил вместе с автором на премьере Концерта 15 и 17 октября 1933 года, прошедшей в Большом зале под управлением Фрица Штидри, а затем еще несколько раз – под управлением Владимира Дранишникова, Альберта Коутса

9 марта 1935 года трубач в ансамбле с солистами Филармонического оркестра сыграл премьеры двух сочинений на авторском вечере Альфредо Казеллы.

Одновременно с работой в оркестре филармонии Александр Шмидт преподавал: в 1918–1936 в Капелле, а с 1937 года – в Ленинградской консерватории и в музыкальной школе-десятилетке. Среди его учеников был и будущий первый трубач Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Вениамин Марголин




Концерты

  • 31 марта 1922

    Бетховенское фойе (анонс и машинопись)

    Академические камерные концерты

    Сен-Санс. Фортепианный квартет. Романсы. Вариации на тему Бетховена. Септет

  • 12 апреля 1927

    Бетховенское фойе (Бюллетень АСМ, в 3-х отделениях)

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Ленинградской академической филармонии

    В программе: Стравинский, Рязанов, Тюлин, Дешевов, Попов, Щербачев, Кшенек, Равель, Х. Нин

  • 28 апреля 1928

    9-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Хиндемит. Камерная музыка № 1 для двенадцати инструментов. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Танеев. Симфония № 1

  • 15 октября 1933

    Симфонический концерт
    при участии Дмитрия Шостаковича
    Дирижер – Фриц Штидри

    Брамс. Симфония № 1. Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Штраус Р. «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»

  • 17 октября 1933

    (повторение программы 15 октября)

    Симфонический концерт
    при участии Дмитрия Шостаковича
    Дирижер – Фриц Штидри

    Брамс. Симфония № 1. Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Штраус Р. «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»

  • 23 марта 1934

    8-й концерт 1-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    с участием Дмитрия Шостаковича
    Цикл по истории русской симфонической музыки
    Дирижер – Владимир Дранишников

    Пащенко. Симфония № 3. Штейнберг. Четыре песни на текст Тагора. Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром. Дешевов. Сюита из балета «Джебелла»

  • 15 декабря 1934

    3-й концерт 2-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)

    Римский-Корсаков. Музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шапорин. Симфония для оркестра и хора

  • 9 марта 1935

    (анонс)

    Камерный концерт Альфредо Казеллы (Италия)

    Блох. Квинтет № 1. Казелла. Симфония № 2. Серенада для камерного ансамбля

  • 9 января 1936

    (анонс)

    Вечер танца Паулины Конер

    В программе: Чайковский, Браун, Шопен–Вильгельми, Венявский, Фарукка, Люлли, Дюран, Чиман, Тансман, Дворжак–Крейслер, Сарасате

  • 6 апреля 1941

    (программка с составом оркестра)

    Творческий самоотчет артистов Заслуженного коллектива Республики симфонического оркестра Филармонии

    В программе: Бёме, Цабель, Бах, Шуман, Гендель, Глиэр, Вебер, Марчелло, Хренников, Римский-Корсаков, Палиашвили, Кулау, Щелоков, Гале, Вивальди, Прокофьев, Мендельсон



Другие материалы

Ксения Дорлиак

Ксения Дорлиак

Меццо-сопрано 1882 (по ст. стилю 1881) – 1945
Зоя Лодий

Зоя Лодий

Сопрано 1886–1957

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»