Персоны

Мария Баринова

1878–1956
Источник изображения: expositions.nlr.ru
Мария Баринова

Биография

Баринова Мария Николаевна – пианистка и педагог.

Петербургскую консерваторию Мария Баринова окончила по классу фортепиано у Софьи Александровны Малоземовой в 1902 году с золотой медалью, а по классу композиции – у Николая Андреевича Римского-Корсакова в 1903-м, завершив обучение кантатой «Северная легенда» на слова Голенищева-Кутузова.

Сочинительство вскоре уйдет на второй план, главным останется исполнительство и преподавание. Мария Баринова совершенствуется в Европе у Иосифа Гофмана и Феруччо Бузони (ее книга «Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони» была издана в Москве в 1964 году), живет в Берлине, концертирует, а с 1907-го по приглашению Глазунова начинает преподавать в Петербургской консерватории. С учениками занимается с полной отдачей, в 1913-м на год вывозит свой класс в Берлин, в 1914-м, когда начнется война, спешно вернется в Петербург.

После 1917 года Баринова активно включается в формирование новой системы музыкального образования, выступает с просветительскими лекциями-концертами, занимается с учениками, но в 1929 году, после вынужденного увольнения Самуила Майкапара, возражавшего против отсева студентов по социальному признаку, покидает консерваторию.

В 1934-м Марию Николаевну Баринову арестовывают по ложному доносу, но через год освобождают. С 1938 года она будет работать в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте, в 1943–1947 получит место старшего научного сотрудника Института театра, музыки и кинематографии.

Свой педагогический опыт Мария Баринова обобщит в серии методических работ по игре на фортепиано, а историю своей жизни расскажет в мемуарах «Судьба бросала меня как лодочку в океане...», опубликованных в издательстве «Папирус» в 2012 году. На страницах книги расскажет она и о своих детях – скрипачке Галине Бариновой, которая станет постоянной участницей филармонических концертов в 1933–1960, и дирижере Юрии Гамалее – он будет выступать в Большом зале в 1950-е годы.

Сама Мария Николаевна Баринова дала в Филармонии лишь два сольных концерта, оба состоялись в 1922 году: 21 апреля в Малом зале, а 17 мая в Большом зале.

И. Р.


Концерты

  • 21 апреля 1922

    Бетховенское фойе

    Камерные концерты
    Мария Баринова

    Шопен. Соната для фортепиано № 2. Шуман. «Крейслериана». Лист. Большие этюды по Паганини

  • 17 мая 1922

    Фортепианный вечер
    Мария Баринова

    Лист. Соната для фортепиано. Мефисто-вальс. Шопен. 24 прелюдии. Шуберт–Лист. «Маргарита за прялкой». «Лесной царь»

  • 24 мая 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Концерт Виктора Заветновского

    (программа не указана)




Другие материалы

Зоя Лодий

Зоя Лодий

Сопрано 1886–1957
Вера Епанешникова

Вера Епанешникова

Фортепиано ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»