Персоны

Альфред Корто

1873–1962
Источник изображения: сайт Bach-cantatas.com
Альфред Корто

Биография

Корто Альфред / Alfred Cortot – французский пианист.

В 1896-м Альфред Корто окончил Парижскую консерваторию, получив Гран-при. Наставником Корто на младшем отделении консерватории был Эмиль Декомб, в подготовительном классе которого учились в разное время такие музыканты, как Морис Равель и Эрик Сати. На старшем отделении учителем Корто становится пианист и клавесинист Луи Дьемер, которому посвящены Симфонические вариации Франка, концерты Лало, Сен-Санса (№ 5), Чайковского (№ 3). С первых лет обучения Альфред Корто начинает выступать на публике с оркестром, который специально для него соберет 12-летний соученик Корто, в будущем великий дирижер Пьер Монтё. Много лет спустя, в 1929-м, Монтё станет главным дирижером Симфонического оркестра Парижа, учрежденного Альфредом Корто вместе с Эрнестом Ансерме и Луи Форестье. Это будет одно из многих начинаний Корто, чьи музыкальные интересы простирались далеко за пределы фортепианного искусства.

Он увлекается Вагнером и в 1898–1901 служит на Байройтском фестивале концертмейстером и ассистентом дирижера: в это время здесь работают Ханс Рихтер и Феликс Мотль. В 1902-м под управлением Корто проходит парижская премьера «Гибели богов». Концертным исполнением «Парсифаля» Корто дирижирует в программах учрежденного им концертного общества, где представляет также музыку Бетховена, Брамса, впервые современных французских и даже русских авторов. Как пианиста, его привлекает камерное музицирование: в 1905-м Альфред Корто, Жак Тибо и Пабло Казальс (судьба свела их в одном месте и в одно время!) начинают играть вместе, это трио выдающихся музыкантов существует почти полвека – до гибели в авиакатастрофе Жака Тибо в 1953 году.

В 1907-м Альфред Корто начинает преподавать, до 1923-го он ведет фортепианный класс в Парижской консерватории. Одновременно в 1919-м открывает ставшую сразу же знаменитой частную консерваторию – École normale de musique de Paris, которая теперь носит его имя. Здесь у Корто учатся Шарль Брюк (в 1964–1968 он будет Президентом École normale), Вера Лотар-Шевченко, Дину Липатти. Особенность Школы в том, что она воспитывает не только исполнителей, но и фортепианных педагогов, а опыт и мастерство Альфреда Корто, предлагающего уникальную методику, становится востребованным далеко за пределами Франции. Его статьи о педагогике, о редакциях Шопена, его книга «Курс интерпретации» издаются и переводятся на разные языки, русский вариант – «О фортепианном искусстве» – выходит уже после смерти музыканта в 1965 году (издательство «Музыка»).

Корто и сам много играет, в исполнении Шумана и Шопена ему нет равных. Хотя его субъективная интерпретация вызывает порой резкую критику. Он много играет и записывает Дебюсси. После смерти композитора у Альфреда Корто оказывается большинство его рукописей, в том числе II акты III оперы «Родриго и Химена». Это обстоятельство через долгие годы извилистой линией свяжет Корто с событиями Петербургской филармонии: в 1980-е годы проданную им перед смертью рукопись клавира оперы Дебюсси обнаружат в Нью-Йоркской библиотеке, в 1991-м ее оркестровую редакцию сделает композитор Эдисон Денисов, а 8 декабря 2011 года в Большом зале филармонии под управлением Данэля Кавки и с французскими солистами состоится ее первое и единственное исполнение в России.

Сам Корто приезжал сюда лишь раз, хотя в Ленинградской филармонии уже выступали его соученики Пьер Монтё, пианисты Ив Нат и Робер Казадезюс. Весной 1936 года Альфред Корто и Жак Тибо дают концерты в  оскве и Ленинграде. В ансамбле они выступают только в Москве. В Ленинграде же проходит несколько сольных концертов Корто с программами из Шопена, Шумана, Листа, Мендельсона, Вебера. Столичная критика публикует отзывы о концертах в газетах «Вечерняя Москва», «Известия», «Советская искусство», в «Литературной газете», среди рецензентов – Генрих Нейгауз, Константин Игумнов, Александр Гольденвейзер.

Утративший к тому времени столичный блеск, Ленинград откликается лишь на первый концерт Альфреда Корто, состоявшийся в Большом зале 31 марта, в утреннем выпуске «Красной газеты» (от 2 апреля 1936-го). В рецензии, выдержанной, скорее, в назидательном тоне, некий И. Владимиров отмечает противоречивость дарования пианиста, его «необузданный артистический темперамент» и вместе с тем «художественную проницательность мастера».

Действительно, слушатели Корто всегда разделялись на его восхищенных адептов и столь же рьяных критиков. Равнодушным не оставался никто. И можно не сомневаться, что для посетителей Большого зала, собравшего, по словам того же рецензента, «небывалое количество слушателей, в том числе, массу учащейся молодежи» два вечера (31 марта и 5 апреля), на которых Альфред Корто исполнил Симфонические этюды, Карнавал, Крейслериану Шумана, Аппассионату Бетховена, сонату № 2, этюды, фантазию, баркаролу, си-минорное скерцо, вальс и полонез Шопена, стали огромным творческим потрясением.

И. Р.


Концерты

  • 31 марта 1936

    (машинопись)

    Фортепианный вечер (Klavierabend)
    Альфред Корто (Франция)

    Шуман. Симфонические этюды. Шопен. Соната № 2. 10 этюдов. Шуман. «Карнавал»

  • 5 апреля 1936

    (машинопись)

    Фортепианный вечер (Klavierabend)
    Альфред Корто (Франция)

    Бетховен. Соната № 23 «Аппассионата». Шуман. «Крейслериана». Шопен. Фантазия. Вальс № 7. Баркарола. Скерцо № 1. Колыбельная. Полонез




Другие материалы

Паулина Конер

Паулина Конер

Танцовщица 1912–2001
Арсений Котляревский

Арсений Котляревский

Орган 1910–1994

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»