Персоны

Мария Бриан

1886–1965
Источник изображения: kino-teatr.ru
Мария Бриан

Биография

Бриан Мария Исааковна – певица, лирическое сопрано.

Уроки пения Мария Бриан начала брать у солистки Гранд-опера г-жи Лаборд в Париже во время учебы в Сорбонне (1903–1909), вернувшись в Россию, окончила в 1912 году с малой золотой медалью Петербургскую консерваторию по классу сольного пения Анны Григорьевны Жеребцовой-Андреевой. В этом же году дебютировала на оперной сцене знаменитого в то время Театра музыкальной драмы в Петербурге в партии Татьяны («Евгений Онегин»), участвовала в спектаклях Оперного театра Народного дома на Петроградской.

Начинающую артистку замечает Дягилев. В его «Русских сезонах» в Париже (1913) и Лондоне (1914) Мария Бриан исполняет Ксению в «Борисе Годунове», Эмму в «Хованщине», Панночку в «Майской ночи», Кухарочку в «Соловье».

В 1918-м Бриан принимают в труппу Мариинского театра, теперь уже ГАТОБа, солисткой которого она остается до 1933 года. После ухода с театральной сцены она будет выступать в камерных концертах (до 1941) и продолжит преподавать в консерватории, где с 1920-го до 1950  года ведет класс сольного и камерного пения. Как камерная певица Мария Бриан заслужила особое признание современников. В ее большом репертуаре важное место занимали русские романсы – от старинных до новейших.

Ремарка «в 1-й раз» сопровождает и выступления певицы в Большом зале с Филармоническим оркестром: она знакомит публику с музыкой Спендиарова, Штейнберга (под управлением авторов), Юлии Вейсберг. Критика и публика благосклонна к певице: арию Лии из «Блудного сына» Дебюсси, исполненную с оркестром под управлением Эмиля Купера, Бриан по просьбе слушателей повторяет на бис.

Из классиков в симфонических программах певицы только Бетховен – песни Клерхен из «Эгмонта» и концертная ария «Аделаида». Ее Мария Бриан исполняет трижды – под управлением Малько, Гречанинова и Фительберга, с которым 26 января 1934 года в последний раз выступит с оркестром.

Бриан примет участие еще в нескольких камерных программах: в трех концертах образовательного цикла «Университет музыкальной культуры» (старинные итальянские арии и русские романсы – от Гурилева до Метнера) и в юбилейном вечере пианистки-ансамблистки Софьи Давыдовой. С ней Марию Бриан связывает давнее сотрудничество. Под аккомпанемент Давыдовой она дает два сольных концерта в Малом зале (нынешнем Бетховенском фойе) в 1926 году: в первом звучали романсы Чайковского, Римского-Корсакова и Глазунова, во втором – песни Бетховена и Шуберта. В Малом зале певица участвует и в программах новой музыки.

И. Р.

С Софьей Давыдовой состоится и последний филармонический концерт Марии Бриан. Он проходит 10 февраля 1937 года в зале Капеллы и посвящен истории русского романса – от предшественника Глинки Николая Титова до современника Юрия Шапорина.


Концерты

  • 24 марта 1922

    Бетховенское фойе

    Вечера современной музыки

    Мясковский. Соната для фортепиано № 2. Гнесин. Романсы. Фортепианный квинтет «Реквием»

  • 6 июня 1922

    По случаю годовщины деятельности ударной концертной труппы культ.-просвет. отдела Петроградского совета профсоюзов

    Вокально-инструментальный концерт-лекция

    В программе: Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Чайковский, Рубинштейн, Давыдов, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов, Глазунов, Гнесин, Глазунов, Моцарт, Глюк, Бетховен, Шуберт, Пуньяни, Шуман, Брамс, Вольф, Лист, Григ, Вагнер

  • 5 декабря 1923

    Филармонический оркестр
    Спендиаров
    Дирижер – автор, Александр Спендиаров

    Спендиаров. Симфоническая картина «Три пальмы». Сюита «Шах Персии Надир и армянский вождь Татул». Ариозо Надира из оперы «Алмаст». Этюд на еврейские темы. Песни. Сюита «Крымские эскизы: II серия»

  • 10 января 1924

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный концерт
    Квартет имени Глазунова
    Мария Бриан
    Софья Давыдова

    В программе: Танеев (без указания произведений)

  • 26 октября 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижеры – Валерий Бердяев, Максимилиан Штейнберг

    Чайковский. Cимфония № 4. Штейнберг. Монолог из поэмы «Небо и Земля». «Мидас» из триптиха «Метаморфозы»

  • 26 ноября 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гречанинов

    Гречанинов. Симфония № 3. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Бетховен. «Аделаида». Гайдн. Симфония № 13

  • 10 февраля 1925

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Самуил Самосуд

    Вейсберг. Симфоническая картина «Ночью». «Поет печальный голос». Фрагменты из оперы «Русалочка». Римский-Корсаков. «Боярыня Вера Шелога», пролог к опере «Псковитянка»

  • 25 февраля 1926

    Вокальный концерт Дмитрия Смирнова
    при участии Марии Бриан и Германа Бика

    В программе: Шопен, Пуччини, Джордани, Массне, Перес-Фрейре, Рахманинов, Скрябин, Римский-Корсаков, Чайковский

  • 26 февраля 1926

    Бетховенское фойе

    Вокальный вечер
    Мария Бриан и Софья Давыдова

    В программе: Чайковский, Римский-Корсаков, Глазунов

  • 27 марта 1926

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Глюк. Увертюра к опере «Ифигения в Авлиде». Бетховен. «Аделаида». Музыка к трагедии «Эгмонт». Р. Штраус. Сюита из танцев Франсуа Куперена

  • 28 марта 1926

    Для Губпрофсовета (повторение программы 27 марта)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Глюк. Увертюра к опере «Ифигения в Авлиде». Бетховен. «Аделаида». Музыка к трагедии «Эгмонт». Р. Штраус. Сюита из танцев Франсуа Куперена

  • 9 апреля 1926

    III концерт (Бетховенское фойе)

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Ленинградской академической филармонии

    Мясковский. Соната № 4. Штейнберг. Четыре песни на текст Р. Тагора. Заклинание Астарты из поэмы «Небо и земля». «Девушка и путник». Александров. Пять видений. Соната № 6. Стравинский. «История солдата»

  • 26 ноября 1926

    Бетховенское фойе

    Концерт (Liederabend)
    Мария Бриан

    Песни Бетховена и Шуберта

  • 17 октября 1928

    1-й концерт 4-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Максимилиан Штейнберг

    К. Ф. Э. Бах. Концерт для малого оркестра. Гайяр. Соната соль мажор. Штейнберг. Драматическая поэма «Небо и Земля»

  • 26 января 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Цикл Бетховена
    III концерт
    Дирижер – Григорий Фительберг (Варшава)

    Бетховен. Увертюра к опере «Фиделио». «Аделаида». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 7

  • 24 мая 1934

    40-летие музыкальной деятельности пианистки Софьи Осиповны Давыдовой

    В программе: Танцы, Стихи, Григ, Мейербер, Чайковский, Римский-Корсаков, Тургенев, Бизе, Минкус, Мусоргский, Пушкин, Рахманинов, Рубинштейн, Доницетти, Шиллер

  • 23 ноября 1934

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    IV цикл. I концерт-лекция
    «Возникновение оперы и ее развитие в XVII и XVIII вв. до Великой Французской революции»

    В программе: Пери, Каччини, Монтеверди, Скарлатти, Кавалли, Кариссими, Кальдара, Тиччини, Гендель, Перголези, Марчелло, Чести, Пасквини, Пёрселл, Люлли, Детуш, Рамо

  • 8 апреля 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    V цикл. VI концерт-лекция
    «Песенное творчество в России»

    В программе: Титов, Гурилёв, Варламов, Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Чайковский, Балакирев, Римский-Корсаков, Мусоргский

  • 19 апреля 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    V цикл. VII концерт-лекция
    «Русский романс в эпоху империализма»

    В программе: Танеев, Глазунов, Метнер, Рахманинов, Глиэр, Гнесин, Прокофьев, Щербачев, Стравинский

  • 9 декабря 1936

    Зал Капеллы. Концертное бюро Филармонии

    Камерный концерт

    Чайковский. Струнный квартет № 2. Танеев. «Рождение арфы». Рахманинов. Сюита для двух роялей № 2



«Вестник театра и искусства»

О концерте 4 января 1922 из произведений Дебюсси в БЗФ 10 января 1922

«‎Ленинградская правда»‎

О концерте 26 октября 1924 в БЗФ 6 ноября 1924

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концертах 26 и 29 октября, 1 и 2 ноября 1924 в БЗФ 12 ноября 1924

«Жизнь искусства» № 50

О концерте 26 ноября 1924 Декабрь 1924

«‎Ленинградская правда»‎

О концерте 26 ноября 1924 в БЗФ 2 декабря 1924

«Жизнь искусства» № 7

О концерте 10 февраля 1925 в БЗФ 17 февраля 1925



Другие материалы

Эрих Клайбер

Эрих Клайбер

Дирижер 1890–1956
Яша Горенштейн

Яша Горенштейн

Дирижер 1898–1973

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»