Персоны

Олег Майзенберг

Род. в 1945

Биография

Майзенберг Олег Иосифович – пианист.

Олег Майзенберг родился в Одессе, учился в Кишиневской специальной музыкальной школе-десятилетке, а затем в Москве – в классе Александра Йохелеса в Гнесинском институте. В 1967-м, еще студентом, пианист становится лауреатом сразу двух конкурсов в Вене: Международного конкурса имени Шуберта (II премия) и Конкурса на лучшее исполнение музыки XX века (I место). Столица Австрии (и для Майзенберга в первую очередь, конечно, столица музыкальной культуры, где некогда творили все его кумиры) восхитит пианиста раз и навсегда. Мечта и самому стать венцем со временем осуществится: с этим городом Олег Майзенберг свяжет свою жизнь с 1981 года.Отсюда будет выезжать на гастроли, в том числе в Ленинград-Петербург, где начнет выступать еще в московский период своей жизни.

С 1972 года пианист постоянно играет в Большом и Малом залах Ленинградской филармонии в ансамбле со скрипачом Гидоном Кремером. Дуэт их сложился еще в студенческие годы. Вместе музыканты записывались на пластинки, гастролировали по стране и миру. В их ленинградских программах – привычные для скрипичных вечеров сонаты Бетховена, Франка, Прокофьева, но также сонаты для скрипки и фортепиано Макса Регера и Рихарда Штрауса, много музыки ХХ века – Веберн, Шенберг, Штокхаузен, Шнитке

Есть мнение, что сотрудничество с Кремером могло сыграть и отрицательную роль в карьере пианиста. Авторы энциклопедии «Современные пианисты» (Москва, 1990) Григорьев и Платек пишут:

«При всем очевидном равенстве масштаба двух личностей этого дуэта в пианисте стали видеть скорее аккомпаниатора, чем солиста: ведь известность Кремера была к тому времени уже очень велика. Не помогли и усилия большого почитателя Майзенберга, дирижера Кирилла Кондрашина. Незадолго до своего отъезда из СССР он пригласил Майзенберга выступить в Большом зале консерватории со своим оркестром, но ситуация осталась „патовой"...»

Сложно сказать, насколько эта точка зрения соответствует действительности, ведь творческое содружество музыкантов продолжилось и после того, как оба они покинули СССР. Но так или иначе в Ленинградской филармонии москвич Майзенберг действительно почти не выступал сольно. Единственный его фортепианный вечер прошел в марте 1978 года в Малом зале имени Глинки. Звучали Шуберт (любимый композитор пианиста), Шопен, Дебюсси и Прокофьев.

Карьера музыканта за рубежом сразу складывается успешно. Он играет с Венским симфоническим, Филадельфийским оркестром, Лондонским, Берлинским, Израильским филармоническими оркестрами. Среди дирижеров, с которыми сотрудничает Майзенберг, – Зубин Мета и Даниэль Баренбойм, Юджин Орманди и Владимир Ашкенази. С 1985-го Майзенберг преподает в Штутгартской высшей школе музыки, с 1998-го становится профессором Венской консерватории. После серии монографических вечеров (12 сольных программ с музыкой 12-ти композиторов!) пианиста в 1995 году удостаивают звания почетного члена Концертхауса (Wiener Konzerthaus). В 2005-м музыкант получит и другое высокое звание – кавалера австрийского почетного Креста первой степени. Но в перерыве между двумя церемониями награждения случится беда…

В 1996 году автомобиль пианиста попадает в аварию. Травмы Майзенберга не угрожают жизни, но ставят под сомнение ее дальнейший ход: правая рука музыканта полностью парализована, и никто не обещает, что ее подвижность можно восстановить.

В фортепианной музыкальной литературе есть, как ни удивительно, целый пласт «леворучных концертов» (написанных не только по заказу знаменитого Пауля Витгенштейна, но и других пианистов, потерявших подвижность именно правой руки, – Гарри Граффмана, Леона Флейшера). Но, как признавался в одном из интервью Олег Майзенберг, он намеренно выучил лишь один леворучный концерт Равеля: музыкант продолжал верить, что сможет преодолеть недуг и вернуться к привычному репертуару. Дальше были поиски «своего» врача, серия операций, длительная реабилитация, а затем упорные занятия – руку надо было «научить» играть заново. В итоге в программы Олега Майзенберга вернутся не только любимый Шуберт, но и, например, виртуознейшие концерты Рахманинова.

Концерт № 2 Рахманинова пианист исполнял в 2000-е годы в Москве, куда периодически приезжал с гастролями. В Петербургской филармонии Олег Майзенберг в последние десятилетия не появлялся. Но до аварии несколько раз выступил в Большом зале: две программы сыграл в дуэте с Гидоном Кремером (1990, 1993) и дал три сольных концерта – в 1989-м, 1990-м и в декабре 1995года.

О. Р.


Концерты

  • 7 января 1973

    Вечер скрипичной музыки
    Гидон Кремер

    В программе: Стравинский, Моцарт, Шуберт, Прокофьев, Франк

  • 3 мая 1974

    Вечер скрипичной музыки
    Гидон Кремер

    В программе: Хандошкин, Танеев, Чайковский, Мусоргский–Рахманинов, Прокофьев

  • 29 января 1975

    Вечер скрипичной музыки
    Гидон Кремер

    Бах. Партита для скрипки соло № 1. Барток. Соната № 2. Бетховен. Соната № 10

  • 5 мая 1976

    Вечер скрипичной музыки
    Гидон Кремер

    В программе: Бах, Моцарт, Малер, Шнитке, Р. Штраус, Боккерини

  • 2 апреля 1978

    Вечер скрипичной музыки
    Гидон Кремер

    В программе: Телеман, Бах, Изаи, Штокхаузен, Л. Фишер, Мильштейн, Баркаускас, Эрнст




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»