Персоны

Елизавета Кудрявцева

1914–2004
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Елизавета Кудрявцева

Биография

Кудрявцева Елизавета Петровна – хоровой дирижер, основатель и руководитель Хора любителей пения.

Елизавета Петровна Кудрявцева – легендарная фигура не только для хорового искусства Петербурга, но и для всего городского музыкального ландшафта. Ее ученики в Хоровом училище капеллы и в консерватории работают по всему миру, всегда с необыкновенной теплотой вспоминая о своей «хоровой маме».

В училище при Певческой капелле маленькую Елизавету определил отец – Петр Кириллович Кудрявцев. Он тоже прошел школу малолетних певчих (именно так называли воспитанников Придворной капеллы), с 1908 года служил регентом в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала, но в 1917-м вынужден был оставить службу. Дочку он привел в Хоровое училище в 1923-м. Это был первый набор девочек в традиционно мальчиковое учебное заведение. В 1931 году выпускницу взял к себе в помощники ее учитель, руководитель хора Капеллы Михаил Георгиевич Климов. Он опекал девушку после ранней смерти отца, обеспечив ей и профессиональную работу, и минимальный заработок. Климов же невольно сыграл роль в обустройстве личной жизни своей воспитанницы, поручив ей давать частные уроки по фортепиано отстававшему юному капелланину Саше (Александру Григорьевичу) Мурину – будущему главному хормейстеру Мариинского театра: его старший брат, приводивший мальчика на занятия, станет мужем Елизаветы Петровны.

Преподавать в Хоровом училище Кудрявцева будет с 1931-го до 1956 года, а хормейстером Капеллы проработает 30 лет – до 1961-го. Когда начнется война, кто-то из хористов уйдет на фронт, кто-то останется в блокадном Ленинграде, а основная часть коллектива вместе с Хоровым училищем отправится в эвакуацию в Приуралье, в город Киров (бывшая Вятка). Александр Свешников, руководивший Ленинградской капеллой с 1937-го, с коллективом не поедет. Все творческие заботы ложатся на плечи 27-летней Елизаветы Кудрявцевой, которая в 1941–1944 исполняет обязанности художественного руководителя и главного дирижера хора. Под ее управлением артисты дают концерты в госпиталях и на военных заводах, ездят по городам Урала, а в феврале 1943 года выступают с Заслуженным коллективом под управлением Евгения Мравинского в Новосибирске – здесь в эвакуации работает Ленинградская филармония. Именно тогда имя Елизаветы Кудрявцевой впервые появляется в филармонической афише: к концертам она готовит «Поэму о Сталине» Хачатуряна (23 февраля) и кантату Прокофьева «Александр Невский» (27 февраля).

К тому времени у первой в мире женщины-дирижера профессионального Хора (этот титул Кудрявцева получит позже) не было диплома о высшем образовании. Консерваторию она окончит экстерном в 1947-м в классе хорового дирижирования Александра Егорова, будет посещать и симфонический класс Александра Гаука, а с 1950-го сама начнет преподавать. Здесь у профессора Кудрявцевой первое образование получают будущие симфонические дирижеры Александр Дмитриев, Дмитрий Китаенко, Владимир Зива, Андрей Аниханов, Андрей Борейко, нынешний главный хормейстер Мариинского театра Андрей Петренко. Среди учеников есть и ее собственный сын Александр Алексеевич Мурин, впоследствии автор нескольких любопытнейших книг о жизни Капеллы и публикаций об истории семьи. Именно ему мама надиктует книгу «Мой музыкальный век» (СПб.: «Береста», 2011). Дочь Кудрявцевой – Екатерина Мурина – станет профессором консерватории, концертирующей пианисткой, много лет выступавшей в залах Филармонии.

Своих учеников Елизавета Петровна привлекает к работе в самодеятельном коллективе – Хоре любителей пения. Первый набор в Хор объявлен в 1958 году. На прослушивание приходят любители, многие из которых не знают нотной грамоты, но энтузиазм Елизаветы Кудрявцевой, ее любовь к своему делу, тщательность работы, вера в успех приводят к неожиданным результатам. Уже в апреле 1961 года женская группа Хора принимает участие в исполнении Симфонии № 3 Малера в Большом зале филармонии, Симфоническим оркестром дирижирует Кирилл Кондрашин.

Руководитель Хора Елизавета Кудрявцева слушает результаты своей работы из зала, выходя на сцену лишь на поклоны. Но в органно-хоровых концертах, которые проходят в Большом зале впервые в содружестве с Исайей Браудо (1966), а потом с Ниной Оксентян (1967, 1969, 1973, 1976), дирижирует Кудрявцева. Хор любителей пения выступает в Филармонии и с концертами a cappella: в мае 1963-го – в Малом зале, с октября 1983 года – в Большом зале. Сольные программы главный дирижер Хора посвящает русской, прежде всего духовной музыке. С 1980-х церковные партитуры Бортнянского и Березовского, Чайковского, Рахманинова и Гречанинова, Чеснокова и Архангельского начинают проникать в репертуар хоров, а с 1990-х занимают в нем центральное место. С Хором любителей Елизавета Кудрявцева дает в Большом зале концерт к 30-летию коллектива (14.10.1989), к 100-летию со дня рождения Александра Свешникова (3.11.1990) участвует в Пасхальных фестивалях, 21 апреля 1994 года исполняет Демественную литургию Гречанинова. Этот концерт будет одним из последних дирижерских выходов Елизаветы Кудрявцевой на филармоническую сцену.

Здесь в ее честь пройдут юбилейные вечера, в том числе вечер 6 мая 2004 года к 90-летию патриарха хоровой петербургской школы. Юбиляр сидела в служебной ложе, и хотя болезни не минуют Елизавету Петровну, в ее статной осанке, прямой спине и цепком взгляде чувствовалась сила и мощь. Большой зал в тот день был переполнен, концертом дирижировал Александр Дмитриев. Он же стоял за пультом 3 октября 2005 года, в первую годовщину смерти Елизаветы Кудрявцевой.

Хор любителей пения существует и сегодня. Но время его расцвета ушло вместе с его создателем – душой коллектива, его вдохновительницей, труженицей Елизаветой Петровной Кудрявцевой.

И. Р.


Концерты

  • 20 февраля 1943

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Римский-Корсаков. Вступление и «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Хачатурян. «Поэма о Сталине». Глазунов. Симфония № 5

  • 27 февраля 1943

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Бетховен. Симфония № 8. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

  • 9 мая 1945

    6-й концерт 1-го абонемента (рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Хачатурян. «Песня о Сталине». Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма»

  • 23 мая 1945

    (программка на 23 и 25 мая)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Шапорин. Оратория «Сказание о битве за русскую землю»

  • 25 мая 1945

    (программка на 23 и 25 мая)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Шапорин. Оратория «Сказание о битве за русскую землю»

  • 27 мая 1945

    7-й концерт 2-го абонемента (рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Танеев. Кантата «Иоанн Дамаскин». Бизе. Сюита из музыки к драме Доде «Арлезианка». Дебюсси. Ноктюрны «Облака» и «Празднества». Дюка. «Ученик чародея»

  • 4 июня 1945

    8-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Моцарт. Симфония до мажор. Шуман. Музыка к драматической поэме Байрона «Манфред»

  • 22 февраля 1946

    Вечер хоровой музыки
    Ленинградская государственная академическая капелла

    В программе: Танеев, Кюи, Мельников, Гречанинов, Палестрина, Шуберт, Лотти, Лассо, Шуман, Прицкер, Коваль, Егоров, Леонтович, Новиков, народные песни

  • 14 апреля 1946

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Гендель. Оратория «Самсон»

  • 15 апреля 1946

    4-й концерт 2-го абонемента (повторение программы 14 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Гендель. Оратория «Самсон»

  • 27 апреля 1946

    6-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Абрам Стасевич

    Рахманинов. Кантата «Весна». Дзержинский. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

  • 15 мая 1946

    6-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Верди. Реквием

  • 24 мая 1946

    7-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 9

  • 28 мая 1946

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Бетховен. Симфония № 1. Симфония № 9

  • 29 мая 1946

    Верди

    Верди. Реквием

  • 15 июня 1946

    9-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». Увертюра «Леонора» № 3. Кантата «Морская тишь и счастливое плавание». Фантазия для фортепиано, хора и оркестра

  • 9 февраля 1947

    3-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Шапорин. Оратория «Сказание о битве за русскую землю»

  • 11 февраля 1947

    (повторение программы 9 февраля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Шапорин. Оратория «Сказание о битве за русскую землю»

  • 26 мая 1947

    Бах. Месса си минор
    Дирижер – Александр Гаук

    Бах. Месса си минор

  • 28 мая 1947

    (повторение программы 26 мая)

    Бах. Месса си минор
    Дирижер – Александр Гаук

    Бах. Месса си минор




Другие материалы

Ада Резникова

Ада Резникова

Фортепиано ?
Михаил Матусовский

Михаил Матусовский

Поэт 1910–1990

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»