Персоны

Мария Гамбарян

род. в 1925
Мария Гамбарян в Ленинградской филармонии в день концерта 17 октября 1953 года (Малый зал). © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Мария Гамбарян

Биография

Гамбарян Мария Степановна – пианистка, педагог.

В 1937 году ученица Ереванской музыкальной школы Мария Гамбарян проводила каникулы у родственников в Подмосковье. Здесь ее и услышал сосед по даче, педагог Центральной музыкальной школы Абрам Шацкес. Он тут же посоветовал семье перебираться в Москву, взял Марию в свой класс, а затем и приютил ученицу и ее мать, когда после ареста отца – ученого-химика, создателя Ереванского политехнического института, они остались без средств к существованию. Отец проведет в лагерях семь лет, а Мария Гамбарян окажется вычеркнута из всех списков к прослушиваниям на международные конкурсы, что, конечно, повлияет на ее концертную судьбу.

В концерте 17 октября 1953 года, Малый зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Во время войны Гамбарян возвращается в Ереван, учится в школе при консерватории. В 1943-м сюда приезжает Константин Игумнов и приглашает Марию после войны поступать к нему в Московскую консерваторию. Смерть педагога она переживала тяжело. В интервью Мария Степановна вспоминает:

«В марте 1948 года умер мой отец, а через две недели скончался профессор Игумнов, мой куратор и педагог. Мне надо было находить силы и выходить из глубокой депрессии. До окончания аспирантуры мне оставалось 56 месяцев, когда я прочла в газете, что Ленинградская филармония объявляет конкурс на вакантное место солиста. Я решила попробовать свои силы, подала документы и, к моему удивлению, прошла…»

Аспирантуру Гамбарян окончит в классе Генриха Нейгауза, с 1956 года начнет преподавать в Ленинградской консерватории. С 1952 года имя пианистки появляется в филармонических афишах. Солистка Концертного бюро филармонии, она участвует в многочисленных сборных праздничных вечерах Большого и Малого залов. В дневных программах выступает и с филармоническими оркестрами – ЗКР и АСО: играет концерты Шопена и Бетховена под управлением дирижеров-гастролеров – поляка Ежи Семкова и чеха Ладислава Словака, а на последнем своем выступлении в Большом зале в марте 1959 года – с Карлом Элиасбергом.

Источник изображения: propianino.ru

В декабре 1952-го Мария Гамбарян получит первое сольное отделение в Малом зале имени Глинки, где до 1965 года пройдут 11 сольных концертов пианистки. На эпизодические следующие выступления (1974, 1980) она приезжает в Малый зал уже из Москвы – в начале 1960-х Гамбарян получает собственный класс в Институте им. Гнесиных. После длительного перерыва 7 мая 1998 года Мария Гамбарян вновь дает клавирабенд в Малом зале имени Глинки с программой из Бетховена, Листа, Шопена и Скрябина.

Источник изображения: propianino.ru

В Петербург пианистка больше не приезжала. Но, даже отметив девяностолетний юбилей, не прекратила педагогическую и концертную деятельность! В декабре 2018 года в Москве прошел Первый Всероссийский конкурс-фестиваль на приз Марии Гамбарян – MariaFest, в котором сама Мария Степановна Гамбарян стала почетным председателем жюри.

О. Р.


Концерты

  • 30 марта 1952

    (рукописная книга)

    Концерт молодых мастеров искусств

    (программа не указана)

  • 7 ноября 1952

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 8 ноября 1952

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 9 ноября 1952

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 6 ноября 1953

    (рукописная книга)

    Сборный концерт

    (программа не указана)

  • 7 ноября 1953

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 8 ноября 1953

    (рукописная книга, повторение программы 7 ноября)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 22 апреля 1956

    5-й концерт 12-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ежи Семков (Польша)

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Симфония № 4. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

  • 21 марта 1957

    Государственный Венгерский хор (Будапешт)
    Дирижер – Имре Ченки

    В программе: Палестрина, Лассо, Монтеверди, Сканделло, Мендельсон, Глинка, Кодаи, Барток, Ченки, Свешников, Колосов, Гендель, Шуман, Лист

  • 24 ноября 1957

    2-й концерт 12-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ладислав Словак (Чехословакия)

    Циккер. Сюита «Воспоминания» для струнного оркестра, флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны. Бетховен. Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. Чайковский. Симфония № 4

  • 7 ноября 1958

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 8 ноября 1958

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 9 ноября 1958

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 1 января 1959

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 29 марта 1959

    5-й концерт 11-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Салманов. Сюита «Поэтические картинки». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Чайковский. Симфония № 5




Другие материалы

Рэм Лебедев

Рэм Лебедев

Актер 1928–1988
Иван Лагутин

Иван Лагутин

Актер 1887–1952

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»