Персоны

Мария Карандашова

1918–1996
Все фотографии из личного архива Сергея Михайловича Мальцева, ученика Марии Карандашовой. Публикуются с разрешения владельца.
Мария Карандашова

Биография

Карандашова Мария Всеволодовна – пианистка-ансамблистка, педагог.

Фото из архива Сергея Мальцева.

Летом 1941 года студентка Надежды Голубовской Мария Карандашова получает диплом фортепианного факультета Ленинградской консерватории и рекомендацию в аспирантуру. Сдать аспирантские экзамены она не успеет. К началу блокады Карандашова уже нигде не учится, но еще нигде не работает – возможности эвакуироваться нет, всю войну она служит в войсках МПВО (местная противовоздушная оборона) и аккомпанирует вокальному ансамблю, созданному при МПВО тенором Мариинского театра Николаем Куклиным.

Фото из архива Сергея Мальцева.

В послевоенные годы, чудом восстановив пианистическую форму (ожоги на руках остались у нее на всю жизнь), Карандашова поступает концертмейстером в консерваторский класс певицы Зои Лодий и вскоре становится востребованной ансамблисткой не только среди певцов, но и среди инструменталистов. В разные годы на разных сценах Карандашовой доведется играть с Игорем Безродным, Марком Комиссаровым, Мстиславом Ростроповичем, который уверял, что от совместного музицирования с ней получал не меньшее удовольствие, чем от работы с Рихтером. Но самое тесное сотрудничество свяжет Марию Карандашову со скрипачом Михаилом Вайманом. Вместе они выступают по стране и за рубежом, записывают пластинки. Их уникальному дуэту посвящают новые сочинения советские композиторы.

Скрипач Алексей Горохов и Мария Карандашова в концерте. Первая половина 1950-х годов.
Фото из архива Сергея Мальцева

В статье о Марии Всеволодовне один из ее учеников, Сергей Мальцев, приводит слова из интервью Карандашовой:

«Я обожаю свою профессию и точно в нее попала… Камерная музыка предполагает тесное, доверительное общение со слушателем, определенное пространство, никакой парадности, яркого света и огромных залов, таких как Большой зал филармонии…».

Мстислав Ростропович и Мария Карандашова. Венгрия, 1953 год.
Фото из архива Сергея Мальцева

Всё же в Большом зале филармонии ей доведется играть, и не раз. Неслучайно гораздо позднее один из тех, кто будет ходатайствовать о представлении Карандашовой к званию профессора (которое, к слову, ей, несмотря на явные заслуги, не дали), будет Евгений Мравинский. В характеристике он напишет:

«Имя Карандашовой … неразрывно связано с концертной жизнью Ленинградской филармонии. Ее выступления в камерных программах Большого и Малого залов пользуются неизменной любовью ленинградских любителей музыки».

Михаил Вайман и Мария Карандашова. Малый зал Консерватории.
Фото из архива Сергея Мальцева

Все без исключения концерты пианистки в Большом зале были связаны с Михаилом Вайманом. С ним в 1953–1963 Карандашова играет в сборных праздничных программах и в семи сольных вечерах скрипача. В дуэте они выступают и в Малом зале имени Глинки: исполняют сонаты Брамса, Франка, Грига, Равеля, Прокофьева и премьеры современников – Моисея Вайнберга, Вадима Салманова, Галины Уствольской. Последним совместным филармоническим проектом музыкантов станет цикл сонат Бетховена, исполненный за три вечера осенью 1965 года.

Михаил Вайман, Лев Власенко и Мария Карандашова.
Фото из архива Сергея Мальцева

После женитьбы на пианистке Алле Жоховой Вайман будет выступать с ней. А Малый зал имени Глинки по-прежнему останется для Марии Карандашовой идеальным пространством для камерного музицирования. Почти 30 лет (1952–1981) она играет здесь с Мстиславом Ростроповичем, Марком Комиссаровым, Филиппом Хиршхорном, Виктором Либерманом, выступает в ансамбле с Квартетом имени Танеева, с валторнистом Заслуженного коллектива  Михаилом Буяновским и с артистами его духового квинтета. С солистами филармонических оркестров исполняет трио, квартеты, квинтеты Моцарта, Брамса. Среди современников в ее программах чаще всего появляется имя Галины Уствольской: Соната и Дуэт для скрипки и фортепиано, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Октет для двух гобоев, четырех скрипок, литавр и фортепиано, Композиция № 1 Dona nobis pacem для флейты-пикколо, тубы и фортепиано.

Мария Карандашова, 1936 год.
Фото из архива Сергея Мальцева

Музыкантов-единомышленников Мария Карандашова находила не только среди инструменталистов, но и в вокальном цехе. Она выступала с Кирой Изотовой, Валентиной Максимовой. Идеальный дуэт сложился у Карандашовой с певицей Надеждой Юреневой. В их изысканных программах были песни Гайдна и Моцарта, Шуберта и Малера, романсы Стравинского и Шостаковича, «Семь ранних песен» Берга (исполнены впервые). Они представили публике и множество опусов ленинградских композиторов, в числе которых были вокальные циклы и романсы Юрия Фалика, Бориса Тищенко, Сергея Слонимского. Надежде Юреневой Мария Карандашова аккомпанировала и на своем последнем выступлении в Малом зале: 17 февраля 1981 года они исполнили цикл Валерия Гаврилина "Русская тетрадь".

Фото  Д. Д. Шостаковича с дарственной надписью Марии Карандашовой, 1968 год.
Фото из архива Сергея Мальцева

Долгие годы – более сорока лет – Мария Всеволодовна Карандашова преподавала камерный ансамбль в школе-десятилетке и в консерватории. Здесь в 2018 году к 100-летию пианистки прошел конкурс камерных ансамблей ее имени.

О. Р.


Концерты

  • 8 мая 1950

    Концерт художественных учебных заведений г. Ленинграда

    В программе: Алябьев, Шопен, Чайковский, Венявский, Любарский, Сен-Санс, Глинка, Гречанинов, Новиков, Глиэр, Григ, Бах, Кабалевский, Горбатов, Андерсен, Россини, Шостакович, Моцарт, Соколов, Богданов, Белый

  • 21 марта 1953

    Вечер скрипичной музыки
    Михаил Вайман

    Бах. Чакона. Брамс. Соната для скрипки и фортепиано № 3. Шоссон. Поэма. Прокофьев. Вальс из балета «Золушка». Сметана. «Моя родина». Кочуров. «На озере». Чайковский. Вальс-скерцо

  • 9 марта 1954

    Вечер скрипичной музыки
    Михаил Вайман
    Мария Карандашова

    В программе: Бетховен, Мендельсон, Сен-Санс, Дебюсси, Заржицкий, Вайнберг, Прокофьев, Бучич, Чайковский

  • 1 мая 1954

    (рукописная книга)

    Концерт артистов Гостеатров и филармонии

    (программа не указана)

  • 2 мая 1954

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 7 ноября 1954

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера, стихи (список исполненных номеров дан отдельно от имён исполнителей)

  • 8 ноября 1954

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера, стихи (список исполненных номеров дан отдельно от имён исполнителей)

  • 1 мая 1955

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, инструментальные пьесы, балетные номера, чтение стихов, рассказов и басен

  • 2 мая 1955

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, инструментальные пьесы, балетные номера, чтение стихов, рассказов и басен

  • 24 декабря 1955

    Вечер скрипичной музыки
    Михаил Вайман

    В программе: Бетховен, Бах, Р. Штраус, Прокофьев, Де Фалья, Равель, Дебюсси, Минье

  • 1 января 1956

    (рукописная книга)

    Новогодний концерт

    (программа не указана)

  • 30 марта 1957

    Вечер скрипичной музыки
    Михаил Вайман

    Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 5. Брамс. Соната для скрипки и фортепиано № 3. Равель. Соната для скрипки и фортепиано № 2. Прокофьев. Танец антильских девушек и «Маски» из балета «Ромео и Джульетта». Сарасате. «Цыганские напевы»

  • 20 октября 1958

    Вечер скрипичной музыки
    Михаил Вайман

    Шуберт. Блестящее рондо. Франк. Соната ля мажор. Прокофьев. Соната № 1. Мийо. Два бразильских танца. Вайнберг. «Молдавская рапсодия»

  • 1 мая 1960

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 2 мая 1960

    (рукописная книга, повторение программы 1 мая)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 21 мая 1960

    Вечер скрипичной музыки
    Михаил Вайман

    В программе: Корелли, Бах, Бетховен, Равель, Дебюсси, Сарасате, Шопен, Динику–Хейфец

  • 26 мая 1962

    Вечер скрипичной музыки
    Михаил Вайман

    В программе: Гендель, Бетховен, Бах, Клюзнер, Стравинский, Чайковский, Блох

  • 29 декабря 1962

    Вечер скрипичной музыки
    Михаил Вайман

    В программе: Вивальди, Бетховен, Бах, Салманов, Сен-Санс

  • 23 ноября 1963

    Вечер скрипичной музыки
    Михаил Вайман

    Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 10. Бах. Соната № 1 для скрипки соло. Прокофьев. Соната для скрипки и фортепиано № 1. Барток. Румынские народные танцы. Шуберт–Эрнст. Баллада «Лесной царь»

  • 9 мая 1972

    Концерт учащихся Средней специальной школы при Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

    В программе: Паганини–Шуман, Мендельсон, Салманов, Бизе–Сарасате, Обер, Римский-Корсаков, Рахманинов, Бетховен, Шостакович, Прицкер, Чайковский, Шуберт, Фучик, Шостакович, Поппер, Шопен, Гендель, Моцарт, Венявский




Другие материалы

Гюнтер Коотц

Гюнтер Коотц

Фортепиано род. в 1929
Ирина Колпакова

Ирина Колпакова

Балерина Род. в 1933

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»