Персоны
Мария Карандашова
Биография
Карандашова Мария Всеволодовна – пианистка-ансамблистка, педагог.
Фото из архива Сергея Мальцева.
Летом 1941 года студентка
Надежды Голубовской Мария Карандашова получает диплом фортепианного факультета Ленинградской консерватории и рекомендацию в аспирантуру. Сдать аспирантские экзамены она не успеет. К началу блокады Карандашова уже нигде не учится, но еще нигде не работает – возможности эвакуироваться нет, всю войну она служит в войсках МПВО (местная противовоздушная оборона) и аккомпанирует вокальному ансамблю, созданному при МПВО тенором Мариинского театра
Николаем Куклиным.
Фото из архива Сергея Мальцева.
В послевоенные годы, чудом восстановив пианистическую форму (ожоги на руках остались у нее на всю жизнь), Карандашова поступает концертмейстером в консерваторский класс певицы Зои Лодий и вскоре становится востребованной ансамблисткой не только среди певцов, но и среди инструменталистов. В разные годы на разных сценах Карандашовой доведется играть с Игорем Безродным, Марком Комиссаровым, Мстиславом Ростроповичем, который уверял, что от совместного музицирования с ней получал не меньшее удовольствие, чем от работы с Рихтером. Но самое тесное сотрудничество свяжет Марию Карандашову со скрипачом Михаилом Вайманом. Вместе они выступают по стране и за рубежом, записывают пластинки. Их уникальному дуэту посвящают новые сочинения советские композиторы.
Скрипач Алексей Горохов и Мария Карандашова в концерте. Первая половина 1950-х годов.
Фото из архива Сергея Мальцева
В статье о Марии Всеволодовне один из ее учеников, Сергей Мальцев, приводит слова из интервью Карандашовой:
«Я обожаю свою профессию и точно в нее попала… Камерная музыка предполагает тесное, доверительное общение со слушателем, определенное пространство, никакой парадности, яркого света и огромных залов, таких как Большой зал филармонии…».
Мстислав Ростропович и Мария Карандашова. Венгрия, 1953 год.
Фото из архива Сергея Мальцева
Всё же в Большом зале филармонии ей доведется играть, и не раз. Неслучайно гораздо позднее один из тех, кто будет ходатайствовать о представлении Карандашовой к званию профессора (которое, к слову, ей, несмотря на явные заслуги, не дали), будет Евгений Мравинский. В характеристике он напишет:
«Имя Карандашовой … неразрывно связано с концертной жизнью Ленинградской филармонии. Ее выступления в камерных программах Большого и Малого залов пользуются неизменной любовью ленинградских любителей музыки».
Михаил Вайман и Мария Карандашова. Малый зал Консерватории.
Фото из архива Сергея Мальцева
Все без исключения концерты пианистки в Большом зале были связаны с Михаилом Вайманом. С ним в 1953–1963 Карандашова играет в сборных праздничных программах и в семи сольных вечерах скрипача. В дуэте они выступают и в Малом зале имени Глинки: исполняют сонаты Брамса, Франка, Грига, Равеля, Прокофьева и премьеры современников – Моисея Вайнберга, Вадима Салманова, Галины Уствольской. Последним совместным филармоническим проектом музыкантов станет цикл сонат Бетховена, исполненный за три вечера осенью 1965 года.
Михаил Вайман, Лев Власенко и Мария Карандашова.
Фото из архива Сергея Мальцева
После женитьбы на пианистке Алле Жоховой Вайман будет выступать с ней. А Малый зал имени Глинки по-прежнему останется для Марии Карандашовой идеальным пространством для камерного музицирования. Почти 30 лет (1952–1981) она играет здесь с Мстиславом Ростроповичем, Марком Комиссаровым, Филиппом Хиршхорном, Виктором Либерманом, выступает в ансамбле с Квартетом имени Танеева, с валторнистом Заслуженного коллектива Михаилом Буяновским и с артистами его духового квинтета. С солистами филармонических оркестров исполняет трио, квартеты, квинтеты Моцарта, Брамса. Среди современников в ее программах чаще всего появляется имя Галины Уствольской: Соната и Дуэт для скрипки и фортепиано, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Октет для двух гобоев, четырех скрипок, литавр и фортепиано, Композиция № 1 Dona nobis pacem для флейты-пикколо, тубы и фортепиано.
Мария Карандашова, 1936 год.
Фото из архива Сергея Мальцева
Музыкантов-единомышленников Мария Карандашова находила не только среди инструменталистов, но и в вокальном цехе. Она выступала с Кирой Изотовой, Валентиной Максимовой. Идеальный дуэт сложился у Карандашовой с певицей Надеждой Юреневой. В их изысканных программах были песни Гайдна и Моцарта, Шуберта и Малера, романсы Стравинского и Шостаковича, «Семь ранних песен» Берга (исполнены впервые). Они представили публике и множество опусов ленинградских композиторов, в числе которых были вокальные циклы и романсы Юрия Фалика, Бориса Тищенко, Сергея Слонимского. Надежде Юреневой Мария Карандашова аккомпанировала и на своем последнем выступлении в Малом зале: 17 февраля 1981 года они исполнили цикл Валерия Гаврилина "Русская тетрадь".
Фото Д. Д. Шостаковича с дарственной надписью Марии Карандашовой, 1968 год.
Фото из архива Сергея Мальцева
Долгие годы – более сорока лет – Мария Всеволодовна Карандашова преподавала камерный ансамбль в школе-десятилетке и в консерватории. Здесь в 2018 году к 100-летию пианистки прошел конкурс камерных ансамблей ее имени.
О. Р.
Концерты
-
8 мая 1950
Концерт художественных учебных заведений г. Ленинграда
В программе: Алябьев, Шопен, Чайковский, Венявский, Любарский, Сен-Санс, Глинка, Гречанинов, Новиков, Глиэр, Григ, Бах, Кабалевский, Горбатов, Андерсен, Россини, Шостакович, Моцарт, Соколов, Богданов, Белый
-
20 января 1952
(анонс, афиша)
Вечер скрипичной музыки
Михаил ВайманВ программе: Бах, Франк, Шопен, Паганини, Ходжа-Эйнатов, Прокофьев, Сарасате
-
17 февраля 1952
5-й концерт 12-го абонемента (афиша)
Лекция-концерт «Музыка и её выразительные средства»
(программа не указана)
-
2 марта 1952
6-й концерт 13-го абонемента (анонс, афиша, абонементная книжка)
Концерт скрипичной и фортепианной музыки
В программе: Чайковский, Кочуров, Ходжа-Эйнатов, Бах, Моцарт, Лист
-
21 марта 1953
Вечер скрипичной музыки
Михаил ВайманБах. Чакона. Брамс. Соната для скрипки и фортепиано № 3. Шоссон. Поэма. Прокофьев. Вальс из балета «Золушка». Сметана. «Моя родина». Кочуров. «На озере». Чайковский. Вальс-скерцо
-
9 марта 1954
Вечер скрипичной музыки
Михаил Вайман
Мария КарандашоваВ программе: Бетховен, Мендельсон, Сен-Санс, Дебюсси, Заржицкий, Вайнберг, Прокофьев, Бучич, Чайковский
-
1 мая 1954
(рукописная книга)
Концерт артистов Гостеатров и филармонии
(программа не указана)
-
2 мая 1954
(рукописная книга)
Праздничный концерт
(программа не указана)
-
7 ноября 1954
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера, стихи (список исполненных номеров дан отдельно от имён исполнителей)
-
8 ноября 1954
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера, стихи (список исполненных номеров дан отдельно от имён исполнителей)
-
1 мая 1955
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: арии и романсы, инструментальные пьесы, балетные номера, чтение стихов, рассказов и басен
-
2 мая 1955
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: арии и романсы, инструментальные пьесы, балетные номера, чтение стихов, рассказов и басен
-
24 декабря 1955
Вечер скрипичной музыки
Михаил ВайманВ программе: Бетховен, Бах, Р. Штраус, Прокофьев, Де Фалья, Равель, Дебюсси, Минье
-
1 января 1956
(рукописная книга)
Новогодний концерт
(программа не указана)
-
30 марта 1957
Вечер скрипичной музыки
Михаил ВайманМоцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 5. Брамс. Соната для скрипки и фортепиано № 3. Равель. Соната для скрипки и фортепиано № 2. Прокофьев. Танец антильских девушек и «Маски» из балета «Ромео и Джульетта». Сарасате. «Цыганские напевы»
-
20 октября 1958
Вечер скрипичной музыки
Михаил ВайманШуберт. Блестящее рондо. Франк. Соната ля мажор. Прокофьев. Соната № 1. Мийо. Два бразильских танца. Вайнберг. «Молдавская рапсодия»
-
1 мая 1960
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера
-
2 мая 1960
(рукописная книга, повторение программы 1 мая)
Праздничный концерт
В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера
-
21 мая 1960
Вечер скрипичной музыки
Михаил ВайманВ программе: Корелли, Бах, Бетховен, Равель, Дебюсси, Сарасате, Шопен, Динику–Хейфец
-
26 мая 1962
Вечер скрипичной музыки
Михаил ВайманВ программе: Гендель, Бетховен, Бах, Клюзнер, Стравинский, Чайковский, Блох