Персоны

Маринэ Яшвили

1932–2012

Биография

Яшвили Маринэ Луарсабовна – скрипачка.

В 1935 году аспирантуру Ленинградской консерватории в классе Арона Сосина окончил грузинский скрипач Луарсаб Яшвили. После экзаменов он вернулся в Тбилиси, работал в различных камерных ансамблях и много преподавал – не только в консерватории, но и дома, занимаясь с собственными детьми: три его дочери – Маринэ, Иринэ и Нана – станут скрипачками.

Старшая, Маринэ, проявила способности рано. В 9 лет дебютировала с оркестром Концертом Берио (дирижировал Александр Гаук!), а в 1949-м, пройдя отборочные прослушивания в Москве, отправилась на Международный конкурс имени Яна Кубелика в Прагу. Почти весь почетный пьедестал (кроме третьей премии, которую увез в Великобританию Алан Лавдэй) тогда займут советские музыканты: I премию получит Игорь Безродный, II – Виктор Пикайзен, IV – Михаил Вайман, семнадцатилетней Яшвили в Праге достанется пятое место, а по возвращении домой – предложение поступать в Московскую консерваторию. Здесь Маринэ Яшвили училась у Константина Мостраса, основной курс окончила в 1954-м. В студенческие годы в ее биографии появилось еще несколько лауреатских званий: Международного конкурса имени Генриха Венявского (Познань, 1952, III премия) и Конкурса Королевы Елизаветы (Брюссель, 1955, VII премия).

В 1957 году Яшвили окончила аспирантуру и поступила в штат солистов Московской филармонии. С этого же сезона она появляется в Ленинградской филармонии: в Малом зале играет сольные концерты с Александром Дедюхиным (1957), Всеволодом Петрушанским (1958), Людмилой Рощиной (1960). Позднее на камерной сцене филармонии состоятся еще шесть скрипичных вечеров Яшвили. Но пока в ее ленинградском хронографе наступает большой перерыв.

В 1966-м Маринэ Яшвили возвращается в Тбилиси, где активно включается в концертную жизнь. Для нее пишут новые опусы грузинские композиторы, она много выступает, вместе с мужем, скрипачом Игорем Политковским, создает Грузинский камерный оркестр (в Ленинградскую филармонию он будет приезжать уже со следующим руководителем – Лианой Исакадзе). В Тбилисской консерватории Маринэ Яшвили приобретает и педагогический опыт (в 1966–1974), преподавательскую деятельность продолжит в звании профессора Академии искусств города Нови-Сад (Сербия, тогда – Югославия), а в 1980-м получает класс в Московской консерватории, где будет работать до конца жизни.

В этот второй московский период жизни скрипачка часто выступает и на ленинградских филармонических сценах. В Большом зале играет концерты Брамса, Мендельсона, Моцарта (№ 3), Тройной Бетховена (со Львом Власенко и Валентином Фейгиным), Хачатуряна, современных композиторов – ленинградца Вячеслава Наговицына, украинского композитора Евгения Станковича, солирует в сочинениях для скрипки с оркестром Шоссона, Сен-Санса, Сарасате, Лало. В Малом зале играет камерную музыку – от монографических вечеров Брамса до сборных программ, в которые включает партиты Баха, сонаты Моцарта, Бетховена, Франка.

В дуэте с Маринэ Яшвили выступают пианисты Игорь Чернышев, Эмма Жохова, Мара Медник, а последнюю в Малом зале имени Глинки программу она исполняет со своей дочерью Натэллой Политковской. С ней и со второй дочкой – виолончелисткой Лали Политковской Маринэ Яшвили создали ансамбль, однако в Петербурге «семейное трио» не слышали.

За пределами филармонических афиш осталось и сотрудничество скрипачки со многими знаменитыми музыкантами: в разные годы она играла и записывалась с Наумом Штаркманом, Михаилом Воскресенским (все сонаты Моцарта), Натальей Шаховской, Эдуардом Грачом, выступала с оркестрами под управлением Геннадия Рождественского, Евгения Светланова, Курта Мазура, Эри Класа. С гастролями Яшвили побывала во множестве стран, особенно часто выступала в Польше. Не раз скрипачку приглашали в жюри Конкурса имени Венявского, а в 2006-м году Яшвили, вместе с Идой Гендель и Вандой Вилкомирской, участвовали в торжественном присвоении имени Венявского аэропорту города Познань.

В настоящее время в Тбилиси проводится молодежный Международный конкурс исполнителей на струнных инструментах имени Маринэ Яшвили.

Несколько раз в Петербургской филармонии играла младшая сестра Маринэ – скрипачка Нана Яшвили.

О. Р.


Концерты

  • 14 января 1974

    4-й концерт 7-го абонемента

    Авторский концерт Отара Тактакишвили
    Дирижер – автор

    Тактакишвили. Концертино для скрипки и струнного оркестра. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 «Горные напевы». Оратория «Николоз Бараташвили»

  • 29 октября 1988

    Вечер инструментальных концертов
    Дирижер – Юрий Альпертен

    Бах. Концерт для фортепиано с оркестром фа минор. Боккерини. Концерт для виолончели с оркестром ре мажор. Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 3. Бетховен. Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром

  • 30 октября 1988

    1-й концерт 10-го абонемента

    «Дебюты молодых дирижеров»
    Дирижер – Юрий Альпертен

    Тормис. Увертюра № 2. Бетховен. Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели. Мендельсон. Симфония № 4 «Итальянская»




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»