Персоны

Владимир Фельцман

Род. в 1952
Владимир Фельцман. Фото: В. Васильев © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Владимир Фельцман

Биография

Фельцман Владимир Оскарович / Vladimir Feltsman – пианист, дирижер.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Список выступлений Владимира Фельцмана в залах Ленинградской-Петербургской филармонии, для того, кто не знаком с перипетиями его биографии, выглядит странно: более 20-ти упоминаний в афишах с 1972-го по 1979-й год, а затем – считанные концерты в 2000-е, уже с пометкой «США» возле фамилии. В Америку музыкант эмигрировал лишь в 1987-м, но с момента подачи документов на выезд, то есть с 1979-го, не выступал. Не только в Ленинградской филармонии. Нигде.

В вынужденные годы молчания занимался, набирал репертуар, менялся. В 1970-е в рецензии на его ленинградский концерт можно прочитать о «романтической пылкости не без излишней аффектации». Сегодня критики называют Фельцмана «изощренным эстетом» и рассуждают о «герметичности его пианизма».

Сын советского композитора-песенника Оскара Фельцмана, автора мелодий, которые распевала вся страна, Владимир с детства был человеком «неформатным». Выступать начал рано, дебютировав в 11 лет с Оркестром Московской филармонии. Из ЦМШ вылетел за прогулы всех общеобразовательных предметов, на них просто не ходил – занимался на рояле, читал книги, которые сверстников интересовали мало. Пришлось заканчивать школу заочно и переходить сразу в консерваторию, где Фельцмана взял в свой класс Яков Флиер.

В 19 лет первокурсник Владимир Фельцман становится победителем престижного Конкурса имени Маргариты Лонг в Париже и начинает успешную карьеру. Выезжает на гастроли, невероятно много играет внутри страны. В 1972-м дебютирует в Ленинградской филармонии и с этого момента приезжает сюда с завидной регулярностью: исполняет концерты Рахманинова, Прокофьева, Бетховена, Брамса под управлением Бориса Хайкина, Курта Зандерлинга, Арвида и Мариса Янсонсов, Юрия Темирканова, Неэме Ярви, дает сольные концерты, в апреле 1977-го играет сонатный вечер с Владимиром Спиваковым.

10 января 1979 года пианист принимает участие в программе Ленинградского камерного оркестра: под управлением Льва Маркиза солирует в клавирных концертах Баха. Это будет последний его выход на сцену Большого зала перед длительным перерывом.

Как лауреат международного конкурса Фельцман имел высокую «ставку» за концерт (сумму он вспомнит спустя долгие годы – 16 рублей), возможность видеть мир, а соответственно, и стабильность и даже некоторую финансовую свободу по меркам тех лет. Как сын автора всенародно любимых «Ландышей» – подмосковную дачу, где собирал друзей и единомышленников. Но, как скажет он в позднем интервью,«мои разногласия с советской властью носили, скажем так, аллергический характер». К слову, чтение интервью музыканта представляют отдельное удовольствие: мастером точных формулировок он остается на только за роялем.

В 1970-е из страны уезжали многие. Согласование документов всегда было длительным, тяжелым, часто унизительным этапом. Но восемь лет, на которые растянулся этот процесс в случае с Владимиром Фельцманом, были исключением даже по тем временам, и это явно носило «показательный» характер: видимо, «аллергия» с властями была взаимной. Выбраться пианисту помогали из-за рубежа: по одной из версий об этом лично просил Михаила Горбачева американский консул во время дипломатической встречи!

Концерт 18 февраля 1975 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Переезд Фельцмана в США превратился в громкое шоу времен холодной войны: дебют сразу в Карнеги-холле, затем концерт в Белом доме, бесконечные интервью на телевидении, радио, в газетах, невероятный ажиотаж среди американской публики. Сам музыкант скажет потом:

«Legendary russian, которого раскручивал американский концертный менеджмент, и настоящий Владимир Фельцман даже не были знакомы».

От этого “legendary Russian” требовали виртуозных программ из Рахманинова, Прокофьева и, в крайнем случае, Листа. Но Фельцман ехал в Америку не за этим. Он уезжал за свободой выбора, и со временем ее добился. Этот выбор – играть Баха и Шуберта вместо Рахманинова, на 25 лет оставить музыку Шопена, чтоб вернуться к нему с новым опытом, искать звучание Моцарта на старинных инструментах, сделанных специально на заказ для него, меньше концертировать, чтобы больше записываться (в США выйдут более 65-ти его дисков) и больше преподавать (помимо профессорской должности в Университете штата Нью-Йорк и Маннес-колледже, Фельцман является основателем и арт-директором международного фестиваля «Фортепианное лето в Нью-Палце» с летней школой для одаренных молодых музыкантов со всего мира.

В фильме, снятом американскими журналистами, отправившимися вместе с Фельцманом на первые после отъезда гастроли в Россию, музыкант признается, что, эмигрировав, не чувствовал никакой ностальгии: спрашивал себя, что с ним не так, но тоски по оставленной стране и прошлому в себе не находил. Со временем он стал приезжать на гастроли чаще. В 2000-м году его имя вернулось и в афишу Петербургской филармонии. С тех пор Фельцман неоднократно становился гостем фестивалей «Музыкальная коллекция» и «Площадь Искусств», в Малом зале в 2000-м сыграл «Гольдберг-вариации» Баха, в Большом в январе 2020-го – сольную программу из музыки Шумана и Шопена. Но чаще он по-прежнему играл здесь с оркестрами – концерты Моцарта, Бетховена, Грига.

Владимир Фельцман.
Фото: В. Васильев
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Здесь, в Большом зале, Фельцман дважды выступил и за пультом Заслуженного коллектива (уроки дирижирования он, кстати, в юности брал именно в Ленинграде у Ильи Мусина): в его программах звучали симфонии Шуберта (№ 3, 5 и 8) и Брамса (№ 2), а также «Вопрос, оставшийся без ответа» Айвза.

В интервью, записанном с музыкантом в рамках Проекта 100-летия Филармонии, Владимир Фельцман признается, что всегда рад вернуться туда, где так много играл в юности, ибо чувствует, как становится «маленькой-маленькой частью великой истории этого зала».

О. Р.


Концерты

  • 16 октября 1972

    1-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Лядов. «Кикимора». «Баба-Яга». Бородин. Симфония № 1. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3

  • 25 декабря 1972

    1-й концерт 1-го абонемента (2-й цикл)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»

  • 26 декабря 1972

    (повтор программы 25 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»

  • 26 марта 1973

    5-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Неэме Ярви

    Брамс. Серенада ре мажор. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

  • 18 января 1974

    Симфонический концерт
    Дирижер – Марис Янсонс

    Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Чайковский. Симфония № 5

  • 5 ноября 1974

    Симфонический концерт
    Дирижер – Стефан Турчак (Украинская ССР)

    Рахманинов. Симфония № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 3

  • 6 ноября 1974

    Вечер фортепианных концертов
    Солист – Владимир Фельцман
    Дирижер – Стефан Турчак (Украинская ССР)

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

  • 18 февраля 1975

    Авторский вечер Дмитрия Кабалевского (к 70-летию со дня рождения)
    Дирижер – автор, Дмитрий Кабалевский

    Кабалевский. «Патетическая увертюра». Симфоническая поэма «Весна». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2

  • 9 апреля 1975

    Фортепианный вечер
    Владимир Фельцман

    Бетховен. Соната № 31. Шуберт. Фантазия «Скиталец». Шопен. Баллада № 1. Две мазурки. Скерцо № 1. Дебюсси. Четыре прелюдии

  • 16 февраля 1976

    6-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Чайковский. Серенада для струнного оркестра. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфоническая сюита «Поручик Киже»

  • 17 февраля 1976

    (повтор программы 16 февраля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Чайковский. Серенада для струнного оркестра. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфоническая сюита «Поручик Киже»

  • 2 июня 1976

    Фортепианный вечер
    Владимир Фельцман

    Шопен. Два полонеза. Пять мазурок. Скерцо № 1. Четыре баллады. Этюд. Рахманинов. Прелюдия. Дебюсси. Прелюдия

  • 10 октября 1976

    2-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Берлинский симфонический оркестр (ГДР)
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Вагнер–Регени. Вступление и ода. Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Бетховен. Симфония № 5

  • 11 октября 1976

    (повтор программы 10 октября)

    Симфонический концерт
    Берлинский симфонический оркестр (ГДР)
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Вагнер–Регени. Вступление и ода. Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Бетховен. Симфония № 5

  • 10 марта 1977

    Симфонический концерт
    Московский государственный Симфонический оркестр
    Дирижер – Вероника Дударова

    Стравинский. Сюита из балета «Жар-птица». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 30 марта 1977

    К 150-летию со дня смерти

    Симфонический концерт
    Бетховен
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Бетховен. Увертюра из музыки к трагедии Гёте «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 5

  • 28 апреля 1977

    Сонатный вечер
    Владимир Спиваков
    Владимир Фельцман

    Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 10. Брамс. Соната для скрипки и фортепиано № 2. Шуберт. Фантазия для скрипки и фортепиано

  • 24 ноября 1977

    Фортепианный вечер
    Владимир Фельцман

    Шуман. «Арабески». «Карнавал». Скрябин. Восемь прелюдий. Прокофьев. Соната № 7

  • 1 ноября 1978

    Фортепианный вечер
    Владимир Фельцман

    Бетховен. Соната № 29 «Hammerklavier». Шопен. Двадцать четыре прелюдии

  • 10 января 1979

    Иоганн Себастьян Бах
    Ленинградский камерный оркестр

    Бах. Бранденбургский концерт № 3. Концерт для фортепиано с оркестром фа минор. Концерт для фортепиано с оркестром ре минор. Бранденбургский концерт № 6. Концерт для двух фортепиано с оркестром




Другие материалы

Павел Барштейн–Островский

Павел Барштейн–Островский

Фортепиано Род. в 1949
Эрих Бергель

Эрих Бергель

Дирижер 1930–1998

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»