Персоны

Роберт Крафт

1923–2015

Биография

Крафт Роберт / Craft Robert Lawson – американский дирижер, биограф Игоря Стравинского.

Роберт Крафт, выпускник Джульярдской школы, ученик Пьера Монтё на летних курсах в Тэнглвуде, был дирижером с разнообразным кругом интересов. Его увлекали Бах и музыка Возрождения – Джезуальдо, Монтеверди, Шютц. Он был знатоком нововенцев и в целом современной музыки, впервые в США дирижировал операми «Воццек» и «Лулу» Альбана Берга, «Кардильяк» Пауля Хиндемита, осуществил первую в мире запись всех опусов Антона Веберна, играл музыку соотечественников – Чарльза Айвза, Эдгара Вареза. Крафту довелось работать с лучшими американскими оркестрами – Бостонским, Чикагским, Филадельфийским, Нью-Йоркским, гастролировать в Европе и Азии.

Но история распорядилась так, что известность Роберту Крафту принесли не личные творческие достижения, а его многолетнее сотрудничество с Игорем Стравинским. И вне этой связи рассматривать биографию дирижера просто невозможно. Инициатором такого поворота в своей судьбе стал сам Роберт Крафт, тогда 23-летний молодой человек, написавший в 1947 году письмо 65-летнему мэтру. В 1948-м они впервые встретились, и с тех пор Крафт стал ассистентом Стравинского, его собеседником и даже консультантом: именно Крафт обратил внимание композитора на двенадцатитоновую технику письма, был либреттистом его поздних сочинений – оратории «Потоп» и кантаты «Проповедь, притча и молитва». Крафт впервые исполнил другие поздние опусы мастера – «Памяти Дилана Томаса», «Вариации памяти Олдоса Хаксли» и Реквием.

Стравинскому Роберт Крафт оставался предан и после смерти композитора. В 1991–2011 записал для лейбла Naxos серию из 12-ти дисков его сочинений, издал вместе с вдовой композитора Верой Стравинской книгу «Стравинский в фотографиях и документах» (Stravinsky in photographs and documents. London, 1976). Несколько книг были изданы при жизни Стравинского, бесценным биографом которого стал Роберт Крафт. Русскому читателю больше всего известна книга «Стравинский. Диалоги», вышедшая в ленинградском издательстве «Музыка» в 1971 году с послесловием Михаила Друскина и комментариями Игоря Белецкого. И хотя сюда вошел не весь текст четырех разделов оригинального издания (Dialogues and a Diary. New York, 1963), а пятая книга, опубликованная в Нью-Йорке в 1966 году, так и не была переведена, «Диалоги» стали важнейшим источником биографических и творческих сведений о Стравинском.

С Робертом Крафтом 80-летний Игорь Федорович Стравинский приехал осенью 1962 года с концертами в Москву и Ленинград. Все программы разделены между автором и Крафтом. В Москве их было две, с повтором. Под управлением Стравинского 26 и 27 сентября Государственный оркестр СССР играл «Оду памяти Наталии Кусевицкой», музыку балета «Орфей», а 2 и 3 октября оркестр Московской филармонии исполнил «Фейерверк» и «Петрушку». У Роберта Крафта в первой программе была «Весна священная», во второй – Каприччио для фортепиано с оркестром, в котором солировала Татьяна Николаева, и Симфония в трех движениях.

В Большом зале Ленинградской филармонии 8 и 9 октября автор за пультом Симфонического оркестра открыл концерты «Фейерверком» и завершил «Жар-птицей», а Роберт Крафт дирижировал сюитой «Поцелуй феи». Рецензенты были сдержанны в оценке исполнительского стиля Крафта, единодушно признав его манеру дирижирования «вялой», холодноватой и маловыразительной. Но сам Игорь Стравинский считал Роберта Крафта лучшим исполнителем своих сочинений.

И. Р.


Концерты

  • 8 октября 1962

    Игорь Стравинский. Авторский концерт
    Дирижеры – Игорь Стравинский, Роберт Крафт (США)

    Стравинский. «Фейерверк». «Поцелуй феи», музыка балета. «Жар-птица», сюита из балета (ред. 1919 г.)

  • 9 октября 1962

    (повтор программы 8 октября)

    Игорь Стравинский. Авторский концерт
    Дирижеры – Игорь Стравинский, Роберт Крафт (США)

    Стравинский. «Фейерверк». «Поцелуй феи», музыка балета. «Жар-птица», сюита из балета (ред. 1919 г.)




Другие материалы

Вивиана Софроницкая

Орган Род. в 1960

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»