Персоны

Николай Чесноков

1898–1962
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Николай Чесноков

Биография

Чесноков Николай Яковлевич – оперный и камерный певец, тенор.

Судьбу Николая Чеснокова определил счастливый случай. Он родился в глухой деревне Вологодской области в бедной семье. Рано остался без  родителей и, имея за плечами два класса церковно-приходской школы, в 1918 году устроился на работу в одно из предприятий «Водного транспорта», обслуживающего Мариинскую водную систему – от Волги до Балтийского моря, а в свободное время пел в клубе. На предприятие с концертами приехала бригада артистов, среди которых был певец ГАТОБа (Мариинского) Василий Шаронов. Услышав Чеснокова, Шаронов порекомендовал его для обучения в Петроградской консерватории. Так в 1921 году Чесноков стал студентом, и можно лишь представить, какое впечатление на него произвела недавняя столица, стены консерватории и ее профессора, – а учился Чесноков у  Ивана Ершова, Иоакима Тартакова, Николая Большакова. Он прошел курс оперного и камерного пения, а тонкий музыкальный слух, природный артистизм, чувство стиля и меры сразу сделали его заметной среди студентов фигурой.

С 1926 года Чеснокова приглашают на небольшие роли в ГАТОБ, в 1928-м вместе с Оперной студией консерватории он едет на Зальцбургский фестиваль, где солирует в опере Бернхарда Паумгартнера, будущего президента фестиваля.

В 1931 году выпускника консерватории Чеснокова приглашают в труппу Малого оперного театра (Михайловского). Здесь он прослужит до 1958 года. Интенсивная занятость в репертуаре театра не мешает Чеснокову выступать с концертами, сняться в первом советском фильме-опере «Черевички», где участвуют в основном солисты Большого театра (Чесноков поет Дьяка), записываться на пластинки – сохранилось много записей старинных русских романсов, которые Чесноков исполняет с особой культурой и обаянием.

Филармонический дебют Чеснокова состоялся 22 апреля 1926 года в концерте Ассоциации современной музыки. Студентом он принял участие в исполнении «Байки про лису, кота, петуха да барана» Стравинского. Концерт проходил в Малом зале филармонии, который в 1921–1931 годах располагался в нынешнем Бетховенском фойе Большого зала. В 1930-е Чесноков участвовал в камерных филармонических программах (они сохранились в далеко неполном объеме) на разных площадках. В 1950-е пел в Малом зале имени Глинки (открыт в 1949-м) – в сборных концертах и в зингшпиле Моцарта «Директор театра» (1956, 1957).

На сцену Большого зала филармонии Чесноков впервые вышел 19 ноября 1933 года в авторском концерте Сергея Прокофьева: под аккомпанемент Павла Серебрякова он исполнил романс «Под крышей» – первый из цикла «Пять стихотворений для голоса и фортепиано». Уже через год, 20 ноября 1934-го, Чесноков будет петь этот романс под аккомпанемент Прокофьева, а еще они исполнят сложнейший «длинный романс» (так называл его автор) «Гадкий утенок», повторив его в концерте 26 ноября.

«Гадкого утенка» Чесноков споет еще раз в апреле 1935 года, уже под аккомпанемент Софьи Давыдовой в программе с говорящим названием «Русский романс в эпоху империализма» (кроме Прокофьева, там будут Глазунов, Метнер, Рахманинов, Глиэр и Стравинский). Из новой советской музыки певец исполнит фрагменты из оперы Желобинского «Мать», отдельные номера фольклорной сюиты Наталии Леви «Два детства» для солистов, хора и оркестра народных инструментов.

В программах артиста звучит и классика – сцены из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, «Черевичек» Чайковского, сольные арии – Ленского, Левко, Берендея, опера Моцарта «Волшебная флейта», в ее концертном исполнении под управлением Эдуарда Грикурова артист трижды (1941, 1945) исполнял партию Моностатоса.

Пел Николай Чесноков и старинные русские романсы – в камерных концертах и с Русским народным оркестром имени Андреева. Именно с этим коллективом он в последний раз выступил в Большом зале 18 января 1954 года в программе, посвященной 300-летию воссоединения Украины с Россией.

И. Р.


Концерты

  • 22 апреля 1926

    Бетховенское фойе (в 3-х отделениях)

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Ленинградской академической филармонии
    IV концерт

    В программе: Кшенек, Малипьеро, Руссель, Орик, Вейсберг, Михайлов, Александров, Каратыгин, Стравинский

  • 19 ноября 1933

    (анонс)

    Камерный концерт из произведений Сергея Прокофьева

    В программе: Прокофьев

  • 20 ноября 1934

    (анонс)

    Концерт Сергея Прокофьева

    Прокофьев. Соната № 2. «Под крышей». Этюд, соч. 52. «Пейзаж». Сонатина-пастораль. «Гадкий утенок». Этюд, соч. 2 № 4. «Мимолетности». Токката

  • 26 ноября 1934

    (анонс)

    Концерт из произведений Сергея Прокофьева

    Прокофьев. «Вальсы Шуберта, выбранные и объединенные в сюиту для фортепиано». «Мимолетности». Два гавота. Токката. Баллада. «Гадкий утенок». Увертюра на еврейские темы

  • 24 марта 1935

    (машинопись)

    Симфонический концерт для школьников 7–10 классов

    В программе: Чайковский, Кассиль, Стравинский, Прокофьев, Ипполитов-Иванов

  • 30 марта 1935

    (повторение программы 24 марта, машинопись)

    Симфонический концерт для школьников 7–10 классов

    В программе: Чайковский, Кассиль, Стравинский, Прокофьев, Ипполитов-Иванов

  • 11 апреля 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    IV цикл. VI концерт-лекция
    «Опера в России в эпоху становления капитализма»

    В программе: Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин

  • 19 апреля 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    V цикл. VII концерт-лекция
    «Русский романс в эпоху империализма»

    В программе: Танеев, Глазунов, Метнер, Рахманинов, Глиэр, Гнесин, Прокофьев, Щербачев, Стравинский

  • 13 февраля 1937

    Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии

    Первый концерт цикла развлекательной музыки «Юмор в русской музыке»

    В программе: Глинка, Лядов, Римский-Корсаков, Фомин, Мусоргский, Даргомыжский

  • 24 ноября 1938

    (программка с составом оркестра)

    Декада советской музыки
    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Гедике. Симфония № 3. Желобинский. Фрагменты из оперы «Мать»

  • 29 ноября 1938

    Концерт оркестра русских народных инструментов имени Андреева
    Дирижер – Николай Михайлов

    В программе: Затеплинский, Леви, Савельев, Тюлин, Дунаевский, Носов, Заславский, Дзержинский, Соловьев-Седой

  • 18 января 1939

    3-й концерт 2-го абонемента (рукопись)

    Сборный концерт

    В программе: Ипполитов-Иванов, Россини, Шуэкер, Яковлев, Варламов, Желобинский, Резо, Бах, Глюк, Крейслер

  • 28 марта 1939

    Торжественное заседание и концерт, посвященные 100-летию со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского

    Доклад о жизни и творчестве композитора. Концерт из произведений Мусоргского

  • 8 апреля 1939

    6-й концерт для рабочей художественной самодеятельности

    Концерт в ознаменование 100-летия со дня рождения М. П. Мусоргского

    Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина». Ария Шакловитого из оперы «Хованщина». Ария Бориса из оперы «Борис Годунов». Сцена гадания Марфы из оперы «Хованщина». «Гопак». «Ночь на Лысой горе». Отрывки из оперы «Сорочинская ярмарка»

  • 20 ноября 1939

    Декада советской музыки
    Государственный оркестр русских народных инструментов имени Андреева
    Дирижер – Николай Михайлов

    Леви. Сюита «Два детства». Сюита «Наша Родина». Кабалевский. Увертюра к опере «Кола Брюньон». Шостакович. Менуэт из симфонии № 5. Чишко. Скерцо для ксилофона с оркестром. Савельев. Красноармейский пляс

  • 1 января 1940

    (рукопись)

    Сборный концерт

    В программе: Щербачев, Биксио, Мусоргский, Дунаевский

  • 9 марта 1941

    Моцарт. «Волшебная флейта», опера в II действиях

    Опера в концертном исполнении

  • 3 мая 1945

    5-й концерт 2-го абонемента (перенос с 25 апреля, рукописная книга)

    Моцарт. «Волшебная флейта»

    Опера в концертном исполнении

  • 7 мая 1945

    Моцарт. «Волшебная флейта»

    Опера в концертном исполнении

  • 1 января 1952

    (рукописная книга)

    Новогодний концерт

    (программа не указана)




Другие материалы

Михаил Друскин

Михаил Друскин

Фортепиано 1905–1991
Нина Плещеева

Нина Плещеева

Фортепиано 1883–196?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»