Персоны

Виктор Кубацкий

1891–1970
Виктор Кубацкий

Биография

Кубацкий Виктор Львович – виолончелист, дирижер.

В 25 лет Виктор Кубацкий окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. К этому времени виолончелист уже два года играл в оркестре Большого театра, причем с 1915-го, еще не получив диплом, был концертмейстером группы! С 1910-х годов московская публика знала Кубацкого и как музыканта-ансамблиста. Он выступал в вечерах Общества камерной музыки, играл в Московском квартете и в составе других ансамблей.

Работу в Большом театре (в том числе в качестве дирижера), квартетное музицирование и сольные выступления Кубацкий будет совмещать и в послереволюционные годы. С 1921-го станет директором Оперной студии, в 1928–1934 будет заведовать музчастью ГАБТа.

С 1920 года Виктор Кубацкий играет в Квартете имени Страдивариуса, оставаясь единственным музыкантом, проработавшим в ансамбле все 10 лет его существования. Этот ансамбль оказался одной из бесчисленных инициатив неутомимого наркома просвещения Анатолия Луначарского.

Создание Квартета преследовало сразу две цели, обе в духе времени. Одна из них лежала на поверхности: просвещение широких масс. Небольшой ансамбль ездил с гастролями по стране, знакомя с камерной музыкой новую публику. Но была у этих поездок и другая, менее очевидная цель: поиск и реквизиция редких инструментов, оставшихся в домах бывшей аристократии, спешно эмигрировавшей после революции. Не стеснялись отбирать инструменты из рук и самих владельцев.

В статье, посвященной трехлетию существования Квартета, Луначарский пишет:

«Уже самая мысль конфисковать у любителей принадлежащие им чудесные старинные инструменты, являющиеся в их руках простыми музыкальными раритетами, заставить их звучать перед широкой аудиторией в руках лучших артистов – была превосходной. Из этой мысли возникло, благодаря энергичной работе виолончелиста Кубацкого, наше прекрасное, могущее занять большое место среди мировых коллекций собрание этих инструментов при Управлении государственными театрами».

Как «уполномоченный эксперт Наркомпроса», Виктор Кубацкий разыскивал по стране старинные скрипки, виолончели, альты, которые и составили Государственную коллекцию инструментов. На виолончели работы Страдивари, оказавшейся в собрании Госколлекции в ходе реквизиции, играл и сам Виктор Львович. В Москве и на гастролях по стране он часто выступал в программах с солистами Большого театра (Иван Козловский в книге «Музыка – радость и боль моя» тепло вспоминал о таких вечерах в отдельной главе, посвященной своему соседу и другу Кубацкому), играл в ансамбле со знаменитыми музыкантами – Александром Гондельвейзером, Константином Игумновым, Николаем Головановым. В декабре 1934-го года он исполнил премьеру Сонаты для виолончели и фортепиано Дмитрия Шостаковича в дуэте с автором: соната была посвящена Кубацкому, он же редактировал виолончельную партию. Концерт прошел в Глазуновском зале Ленинградской консерватории. И хотя в те годы этот зал был постоянной площадкой для камерных филармонических концертов, тот вечер, судя по всему, устраивало не Бюро филармонии, а Ленинградское отделение Союза композиторов.

На сцене Большого зала Виктор Кубацкий появлялся крайне редко. Весной 1928 года он приезжал сюда на несколько вечеров с Квартетом имени Страдивариуса, а в мае 1931-го принял участие в концерте московских артистов.


Концерты

  • 7 мая 1931

    (рукописная книга)

    Сборный концерт

    (программа не указана)




Другие материалы

Владимир Маратов

Владимир Маратов

Хормейстер ?–1942
Исаак Левитин

Исаак Левитин

Альт 1901–1954

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»