Персоны

Николай Рождественский

1882/1883–1936
© Wikimedia Commons
Николай Рождественский

Биография

Рождественский Николай Николаевич – певец, драматический тенор.

В 1903 году Николай Рождественский окончил в Петербурге Морской кадетский корпус, служил военно-морским инженером, в 1905-м участвовал в Цусимском сражении. Свои первые шаги на оперной сцене сделал еще, будучи на службе в Адмиралтействе. Они оказались успешными.

С 1913 года Рождественский поет в Театре музыкальной драмы, в этом же году участвует в дягилевской антрепризе в Лондоне, выступая в партиях Самозванца и Хованского в операх Мусоргского, с 1916-го становится артистом Московской частной оперы Зимина.

В 1918 году его приглашает в ГАТОБ (Мариинский театр) тогдашний худрук театра Федор Шаляпин, сыгравший счастливую роль в судьбе Рождественского: его, как предполагаемого участника Кронштадтского мятежа, приговорили в 1921 году, в числе других морских офицеров, к расстрелу, помиловав по настоятельному ходатайству Шаляпина. Об этом эпизоде в жизни певца, не освещенном ни в одной его официальной биографии, вспомнили во время начавшихся репрессий после убийства Кирова в 1934 году. По свидетельству семьи Николая Рождественского тогда же он был арестован и расстрелян.

На оперной сцене Рождественский появлялся в заглавных партиях в «Риголетто», «Травиате», «Кармен», «Аиде», «Парсифале», «Садко», «Евгении Онегине», «Пиковой даме». Успешно выступал и как камерный певец, исполнявший, в том числе в концертах «Общества друзей камерной музыки», романсы и песни Шуберта, Шумана, Брамса, Дебюсси, русских композиторов – от Глинки до Богданова-Березовского.

После вынужденного ухода из театра в 1926 году единственной для Рождественского возможностью петь на сцене становится концертная деятельность. Он был первым исполнителем Эдипа в советской премьере оперы-оратории Стравинского «Царь Эдип», прошедшей 8 апреля 1928 года в зале Капеллы с участием Филармонического оркестра под управлением Михаила Климова. Год спустя Рождественский пел Эдипа уже в Большом зале филармонии, дирижировал Эрнест Ансерме, стоявший за пультом и на мировой премьере «Царя Эдипа» в Париже (1927).

В Филармонии певец исполнял с оркестром под управлением Эмиля Купера Шуберта, Глинку, Балакирева (1922), Валерия Бердяева – Чайковского (1925), Александра Гаука – сочинение Пащенко (1932), а в 1927 году участвовал в первом исполнении «Песен Гурре» Шенберга под управлением Николая Малько.

2 ноября 1926 года состоялся сольный концерт Николая Рождественского в Малом зале филармонии (ныне Бетховенское фойе БЗФ), посвященный романсам Чайковского.

Некоторые источники ошибочно называют датой смерти певца 1934 год: но 17 ноября 1934-го и 11 февраля 1935-го Рождественский принимал участие в камерных концертах цикла Большого зала «Университет музыкальной культуры».


Концерты

  • 29 января 1922

    Филармонический оркестр
    Шуберт (125 лет со дня рождения)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Николай Рождественский

    Шуберт. Симфония № 9. Симфония № 7. «Лесной царь». «Рыбачка» и «Серенада» из цикла «Лебединая песнь». Увертюра «Альфонсо и Эстрелла»

  • 12 февраля 1922

    Памяти Пушкина
    Дирижер – Эмиль Купер

    В программе: Римский-Корсаков, Глинка, Бородин, Чайковский, Балакирев, Глазунов

  • 21 мая 1922

    Камерный концерт
    Чайковский

    Чайковский. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции». Романсы. Дуэт «Ромео и Джульетта». Трио «Памяти великого артиста»

  • 6 июня 1922

    По случаю годовщины деятельности ударной концертной труппы культ.-просвет. отдела Петроградского совета профсоюзов

    Вокально-инструментальный концерт-лекция

    В программе: Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Чайковский, Рубинштейн, Давыдов, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов, Глазунов, Гнесин, Глазунов, Моцарт, Глюк, Бетховен, Шуберт, Пуньяни, Шуман, Брамс, Вольф, Лист, Григ, Вагнер

  • 26 января 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер
    Квартет имени Глазунова
    Софья Давыдова, Николай Рождественский, Сергей Буяновский

    В программе: Шуман, Шуберт (без указания произведений)

  • 17 февраля 1925

    Филармонический оркестр
    Чайковский
    Дирижер – Валерий Бердяев

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Дуэт Ромео и Джульетты. Ария из оперы «Иоланта». Романс «Корольки». Фантазия «Франческа да Римини»

  • 22 февраля 1925

    Для Губпрофсовета (повторение программы 17 февраля)

    Филармонический оркестр
    Чайковский
    Дирижер – Валерий Бердяев

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Дуэт Ромео и Джульетты. Ария из оперы «Иоланта». Романс «Корольки». Фантазия «Франческа да Римини»

  • 2 ноября 1926

    Бетховенское фойе

    Вокальный вечер
    Николай Рождественский
    Ирина Миклашевская

    Романсы Чайковского

  • 16 декабря 1926

    II концерт (Бетховенское фойе, общая программка на 2 и 16 декабря с аннотацией на композиторов)

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Ленинградской академической филармонии

    В программе: Шапорин, Шиллингер, Богданов-Березовский, Григорьев, Карнович, Онеггер, Мясковский, Щербачев, Хиндемит

  • 30 ноября 1927

    2-й концерт 4-го абонемента (программка с текстом «Песен Гурре» Шенберга и составом оркестра)

    Арнольд Шёнберг. «Песни Гурре» – 1-е исполнение
    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Шёнберг. «Песни Гурре»

  • 7 декабря 1927

    3-й концерт 2-го абонемента (повторение программы 30 ноября, программка с текстом «Песен Гурре» Шенберга и составом оркестра)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Шёнберг. «Песни Гурре»

  • 18 мая 1929

    12-й концерт 1-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Стравинский
    Дирижер – Эрнест Ансерме

    Стравинский. «Царь Эдип». «Весна священная»

  • 17 ноября 1934

    1-й концерт 6-го цикла (анонс)

    Университет музыкальной культуры

    Песенное творчество

  • 11 февраля 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    VI цикл. III концерт-лекция
    «Танцевальная музыка эпохи империализма»

    В программе: негритянские песни, Фр. Делле, М. Шполян, К. Вейль, Дебюсси, Мийо, К. Плейель, Барток, Хенди



«Жизнь искусства»

О концерте 12 февраля 1922 в БЗФ 21 февраля 1922

«Красная газета» (вечерний выпуск)

О концерте 30 ноября 1927 в БЗФ 2 декабря 1927

«‎Жизнь искусства»‎

О концертах 30 ноября и 7 декабря 1927 в БЗФ 21 декабря 1927



Другие материалы

Ольга Мшанская

Ольга Мшанская

Меццо-сопрано 1900–1983
Юрий Юрьев

Юрий Юрьев

Актер 1872–1948

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»