Персоны
Николай Рождественский
Биография
Рождественский Николай Николаевич – певец, драматический тенор.
В 1903 году Николай Рождественский окончил в Петербурге Морской кадетский корпус, служил военно-морским инженером, в 1905-м участвовал в Цусимском сражении. Свои первые шаги на оперной сцене сделал еще, будучи на службе в Адмиралтействе. Они оказались успешными.
С 1913 года Рождественский поет в Театре музыкальной драмы, в этом же году участвует в дягилевской антрепризе в Лондоне, выступая в партиях Самозванца и Хованского в операх Мусоргского, с 1916-го становится артистом Московской частной оперы Зимина.
В 1918 году его приглашает в ГАТОБ (Мариинский театр) тогдашний худрук театра Федор Шаляпин, сыгравший счастливую роль в судьбе Рождественского: его, как предполагаемого участника Кронштадтского мятежа, приговорили в 1921 году, в числе других морских офицеров, к расстрелу, помиловав по настоятельному ходатайству Шаляпина. Об этом эпизоде в жизни певца, не освещенном ни в одной его официальной биографии, вспомнили во время начавшихся репрессий после убийства Кирова в 1934 году. По свидетельству семьи Николая Рождественского тогда же он был арестован и в 1936-м расстрелян.
На оперной сцене Рождественский появлялся в заглавных партиях в «Риголетто», «Травиате», «Кармен», «Аиде», «Парсифале», «Садко», «Евгении Онегине», «Пиковой даме». Успешно выступал и как камерный певец, исполнявший, в том числе в концертах «Общества друзей камерной музыки», романсы и песни Шуберта, Шумана, Брамса, Дебюсси, русских композиторов – от Глинки до Богданова-Березовского.
После вынужденного ухода из театра в 1926 году единственной для Рождественского возможностью петь на сцене становится концертная деятельность. Он был первым исполнителем Эдипа в советской премьере оперы-оратории Стравинского «Царь Эдип», прошедшей 8 апреля 1928 года в зале Капеллы с участием Филармонического оркестра под управлением Михаила Климова. Год спустя Рождественский пел Эдипа уже в Большом зале филармонии, дирижировал Эрнест Ансерме, стоявший за пультом и на мировой премьере «Царя Эдипа» в Париже (1927).
В Филармонии певец исполнял с оркестром под управлением Эмиля Купера Шуберта, Глинку, Балакирева (1922), Валериана Бердяева – Чайковского (1925), Александра Гаука – сочинение Пащенко (1932), а в 1927 году участвовал в первом исполнении «Песен Гурре» Шенберга под управлением Николая Малько.
2 ноября 1926 года состоялся сольный концерт Николая Рождественского в Малом зале филармонии (ныне Бетховенское фойе БЗФ), посвященный романсам Чайковского.
Некоторые источники ошибочно называют датой смерти певца 1934 год: но 17 ноября 1934-го и 11 февраля 1935-го Рождественский принимал участие в камерных концертах цикла Большого зала «Университет музыкальной культуры».
И. Р.
Концерты
-
29 января 1922
Филармонический оркестр
Шуберт (125 лет со дня рождения)
Дирижер – Эмиль Купер
Солист – Николай РождественскийШуберт. Симфония № 9. Симфония № 7. «Лесной царь». «Рыбачка» и «Серенада» из цикла «Лебединая песнь». Увертюра «Альфонсо и Эстрелла»
-
12 февраля 1922
Памяти Пушкина
Дирижер – Эмиль КуперВ программе: Римский-Корсаков, Глинка, Бородин, Чайковский, Балакирев, Глазунов
-
21 мая 1922
Камерный концерт
ЧайковскийЧайковский. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции». Романсы. Дуэт «Ромео и Джульетта». Трио «Памяти великого артиста»
-
6 июня 1922
По случаю годовщины деятельности ударной концертной труппы культ.-просвет. отдела Петроградского совета профсоюзов
Вокально-инструментальный концерт-лекция
В программе: Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Чайковский, Рубинштейн, Давыдов, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов, Глазунов, Гнесин, Глазунов, Моцарт, Глюк, Бетховен, Шуберт, Пуньяни, Шуман, Брамс, Вольф, Лист, Григ, Вагнер
-
26 января 1923
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Камерный вечер
Квартет имени Глазунова
Софья Давыдова, Николай Рождественский, Сергей БуяновскийВ программе: Шуман, Шуберт (без указания произведений)
-
17 февраля 1925
Филармонический оркестр
Чайковский
Дирижер – Валерий БердяевЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Дуэт Ромео и Джульетты. Ария из оперы «Иоланта». Романс «Корольки». Фантазия «Франческа да Римини»
-
22 февраля 1925
Для Губпрофсовета (повторение программы 17 февраля)
Филармонический оркестр
Чайковский
Дирижер – Валерий БердяевЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Дуэт Ромео и Джульетты. Ария из оперы «Иоланта». Романс «Корольки». Фантазия «Франческа да Римини»
-
2 ноября 1926
Бетховенское фойе
Вокальный вечер
Николай Рождественский
Ирина МиклашевскаяРомансы Чайковского
-
16 декабря 1926
II концерт (Бетховенское фойе, общая программка на 2 и 16 декабря с аннотацией на композиторов)
Ленинградская ассоциация современной музыки
При Ленинградской академической филармонииВ программе: Шапорин, Шиллингер, Богданов-Березовский, Григорьев, Карнович, Онеггер, Мясковский, Щербачев, Хиндемит
-
30 ноября 1927
2-й концерт 4-го абонемента (программка с текстом «Песен Гурре» Шенберга и составом оркестра)
Арнольд Шёнберг. «Песни Гурре» – 1-е исполнение
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоВебер. Увертюра к опере «Оберон». Шёнберг. «Песни Гурре»
-
7 декабря 1927
3-й концерт 2-го абонемента (повторение программы 30 ноября, программка с текстом «Песен Гурре» Шенберга и составом оркестра)
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоВебер. Увертюра к опере «Оберон». Шёнберг. «Песни Гурре»
-
18 мая 1929
12-й концерт 1-го абонемента
Филармонический оркестр
Стравинский
Дирижер – Эрнест АнсермеСтравинский. «Царь Эдип». «Весна священная»
-
17 ноября 1934
1-й концерт 6-го цикла (анонс)
Университет музыкальной культуры
Песенное творчество
-
11 февраля 1935
(анонс)
Университет музыкальной культуры
VI цикл. III концерт-лекция
«Танцевальная музыка эпохи империализма»В программе: негритянские песни, Фр. Делле, М. Шполян, К. Вейль, Дебюсси, Мийо, К. Плейель, Барток, Хенди