Персоны
Ольга Мшанская
Биография
Мшанская Ольга Феликсовна – певица, меццо-сопрано.
Пению Ольга Мшанская училась у своей матери – солистки Большого театра Надежды Николаевны Соколовой-Мшанской. Начинала карьеру в Москве, в частной опере Зимина, где ее услышал Федор Шаляпин. По его приглашению Ольга Мшанская переехала в Петербург, став солисткой Мариинского театра, где служила почти сорок лет (1920–1959), исполнив на театральной сцене более 50 оперных партий.
Критика особо отмечала достижения артистки в русском репертуаре, но в Филармонии, где Мшанская была необычайно востребована, она пела чаще всего западную музыку.
У Ольги Мшанской была долгая артистическая судьба. Концертное бюро филармонии (существовало до 1956) приглашало ее в камерные программы, проходившие на разных городских площадках. Она успела выступить и в Малом зале имени Глинки, открывшемся в 1949 году. Но основная филармоническая биография певицы свыше четырех десятилетий была связана с Большим залом.
Впервые имя Ольги Мшанской появилось на филармонической афише уже в первом концертном сезоне – 25 января 1922 года в моцартовском Реквиеме под управлением Михаила Климова. Потом были «Торжественная месса» и Девятая симфония Бетховена, «Манфред» Шумана, Реквием Верди, «Валькирия» Вагнера.
Она солировала в финале Первой симфонии Скрябина в концертах Эмиля Купера в 1922 году и Геннадия Рождественского в 1961-м. В 1928 году пела в Реквиеме Верди под управлением Александра Цемлинского, с 1939 по 1953 годы, неоднократно, – Бориса Хайкина, а в 1956-м – Натана Рахлина. В квартете Девятой симфонии Бетховена впервые выступила в 1922 году с Эмилем Купером, а последний раз в 1961-м с финским дирижером Тауно Ханникайненом, но пела также под управлением Александра Гаука, Фрица Штидри, Оскара Фрида, Георга Себастьяна, Ганса Вейсбаха, Евгения Мравинского – с ним открывала сезон 18 октября 1939 года.
В репертуаре Ольги Мшанской была и современная музыка. Под управлением Николая Малько она пела в «Фавне и Пастушке» Стравинского (1925) и участвовала в премьере «Песен Гурре» Шенберга (1927). В 1950-е годы солировала в кантате Прокофьева «Александр Невский» и в кантате Шапорина «На поле Куликовом». А 22 марта 1964 года участвовала в концертном исполнении оперы Бенджамина Бриттена «Питер Граймс», дирижировал Джемал Далгат. Это было последнее выступление певицы в Филармонии.
С 1948 года Мшанская преподавала в Ленинградской консерватории.
Дочь Ольги Феликсовны Галина Мшанская не продолжила певческую династию, но долгие годы возглавляла музыкальную редакцию Ленинградского-Петербургского телевидения.
И. Р.
Концерты
-
25 января 1922
Хоровые концерты Государственной Филармонии
Дирижер – Михаил КлимовМоцарт. Реквием
-
19 февраля 1922 (днем)
(повторение программы 25 января)
Хоровые концерты Государственной филармонии
Дирижер – Михаил КлимовМоцарт. Реквием
-
3 марта 1922
Филармонический оркестр
Шуман
Дирижер – Эмиль КуперШуман. Симфония № 2. Увертюра «Манфред»
-
8 марта 1922
(повторение программы 3 марта)
Филармонический оркестр
Шуман
Дирижер – Эмиль КуперШуман. Симфония № 2. Увертюра «Манфред»
-
7 апреля 1922
(повторение программы 3 и 8 марта)
Филармонический оркестр
Шуман
Дирижер – Эмиль КуперШуман. Симфония № 2. Увертюра «Манфред»
-
9 апреля 1922
Хор и оркестр Государственной филармонии
Дирижер – Михаил КлимовБетховен. Торжественная месса
-
19 апреля 1922
I концерт
Филармонический оркестр
Цикл Скрябина
3 концерта (19, 23, 26 июля)
Дирижер – Эмиль КуперСкрябин. Симфония № 1. Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
30 апреля 1922 (днем)
(повторение программы 25 января)
Хор и оркестр Государственной филармонии
Дирижер – Михаил КлимовМоцарт. Реквием
-
14 мая 1922
В ознаменование годовщины основания Филармонии
Филармонический оркестр
Дирижер – Эмиль КуперБетховен. Симфония № 5. Симфония № 9
-
21 мая 1922 (днем)
(повторение программы 9 апреля)
Хор и оркестр Государственной филармонии
Дирижер – Михаил КлимовБетховен. Торжественная месса
-
4 июня 1922
Хор и оркестр Государственной филармонии
Дирижер – Михаил КлимовБетховен. Торжественная месса
-
7 июня 1922
Для Профсоюзов (повторение программы 14 мая)
Филармонический оркестр
Бетховен
Дирижер – Эмиль КуперБетховен. Симфония № 5. Симфония № 9
-
14 марта 1923
Филармонический оркестр
Хора Государственной Академической Капеллы
Дирижер – Михаил КлимовБетховен. Торжественная месса
-
11 октября 1925
Концерт по случаю перевода заведующего
Ленинградским отделением Главнауки Михаила Петровича Кристи в МосквуВ программе: Глазунов, Римский-Корсаков, Бородин, Направник, Рахманинов, Пушкин, Крейслер, Шуман, Пащенко, Вильбушевич
-
28 октября 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоМоцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Мясковский. Симфония № 7. Стравинский. Сюита «Фавн и пастушка». Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Две каватины Берендея из оперы «Снегурочка». «Испанское каприччио»
-
31 октября 1925
Для Губпрофсовета (повторение программы 28 октября)
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоМоцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Мясковский. Симфония № 7. Стравинский. Сюита «Фавн и пастушка». Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Две каватины Берендея из оперы «Снегурочка». «Испанское каприччио»
-
30 ноября 1927
2-й концерт 4-го абонемента (программка с текстом «Песен Гурре» Шенберга и составом оркестра)
Арнольд Шёнберг. «Песни Гурре» – 1-е исполнение
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоВебер. Увертюра к опере «Оберон». Шёнберг. «Песни Гурре»
-
7 декабря 1927
3-й концерт 2-го абонемента (повторение программы 30 ноября, программка с текстом «Песен Гурре» Шенберга и составом оркестра)
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоВебер. Увертюра к опере «Оберон». Шёнберг. «Песни Гурре»
-
1 февраля 1928
5-й концерт 3-го абонемента
Верди. Реквием
Дирижер – Александр ЦемлинскийВерди. Реквием
-
8 февраля 1928
5-й концерт 1-го абонемента
Верди. Реквием
Дирижер – Александр ЦемлинскийВерди. Реквием