Персоны

Ольга Мшанская

1900–1983
Ольга Мшанская

Биография

Мшанская Ольга Феликсовна  – певица, меццо-сопрано.

Пению Ольга Мшанская училась у своей матери – солистки Большого театра Надежды Николаевны Соколовой-Мшанской. Начинала карьеру в Москве, в частной опере Зимина, где ее услышал Федор Шаляпин. По его приглашению Ольга Мшанская переехала в Петербург, став солисткой Мариинского театра, где служила почти сорок лет (1920–1959), исполнив на театральной сцене более 50 оперных партий.

Критика особо отмечала достижения артистки в русском репертуаре, но в Филармонии, где Мшанская была необычайно востребована, она пела чаще всего западную музыку.

У Ольги Мшанской была долгая артистическая судьба. Концертное бюро филармонии (существовало до 1956) приглашало ее в камерные программы, проходившие на разных городских площадках. Она успела выступить и в Малом зале имени Глинки, открывшемся в 1949 году. Но основная филармоническая биография певицы свыше четырех десятилетий была связана с Большим залом.

Впервые имя Ольги Мшанской появилось на филармонической афише уже в первом концертном сезоне – 25 января 1922 года в моцартовском Реквиеме под управлением Михаила Климова. Потом были «Торжественная месса» и Девятая симфония Бетховена, «Манфред» Шумана, Реквием Верди, «Валькирия» Вагнера.

Она солировала в финале Первой симфонии Скрябина в концертах Эмиля Купера в 1922 году и Геннадия Рождественского в 1961-м. В 1928 году пела в Реквиеме Верди под управлением Александра Цемлинского, с 1939 по 1953 годы, неоднократно, – Бориса Хайкина, а в 1956-м – Натана Рахлина. В квартете Девятой симфонии Бетховена впервые выступила в 1922 году с Эмилем Купером, а последний раз в 1961-м с финским дирижером Тауно Ханникайненом, но пела также под управлением Александра Гаука, Фрица Штидри, Оскара Фрида, Георга Себастьяна, Ганса Вейсбаха, Евгения Мравинского – с ним открывала сезон 18 октября 1939 года.

В репертуаре Ольги Мшанской была и современная музыка. Под управлением Николая Малько она пела в «Фавне и Пастушке» Стравинского (1925) и участвовала в премьере «Песен Гурре» Шенберга (1927). В 1950-е годы солировала в кантате Прокофьева «Александр Невский» и в кантате Шапорина «На поле Куликовом». А 22 марта 1964 года участвовала в концертном исполнении оперы Бенджамина Бриттена «Питер Граймс», дирижировал Джемал Далгат. Это было последнее выступление певицы в Филармонии.

С 1948 года Мшанская преподавала в Ленинградской консерватории.

Дочь Ольги Феликсовны Галина Мшанская не продолжила певческую династию, но долгие годы возглавляла музыкальную редакцию Ленинградского-Петербургского телевидения.

И. Р.


Концерты

  • 25 января 1922

    Хоровые концерты Государственной Филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Моцарт. Реквием

  • 19 февраля 1922 (днем)

    (повторение программы 25 января)

    Хоровые концерты Государственной филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Моцарт. Реквием

  • 3 марта 1922

    Филармонический оркестр
    Шуман
    Дирижер – Эмиль Купер

    Шуман. Симфония № 2. Увертюра «Манфред»

  • 8 марта 1922

    (повторение программы 3 марта)

    Филармонический оркестр
    Шуман
    Дирижер – Эмиль Купер

    Шуман. Симфония № 2. Увертюра «Манфред»

  • 7 апреля 1922

    (повторение программы 3 и 8 марта)

    Филармонический оркестр
    Шуман
    Дирижер – Эмиль Купер

    Шуман. Симфония № 2. Увертюра «Манфред»

  • 9 апреля 1922

    Хор и оркестр Государственной филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Бетховен. Торжественная месса

  • 19 апреля 1922

    I концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (19, 23, 26 июля)
    Дирижер – Эмиль Купер

    Скрябин. Симфония № 1. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 30 апреля 1922 (днем)

    (повторение программы 25 января)

    Хор и оркестр Государственной филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Моцарт. Реквием

  • 14 мая 1922

    В ознаменование годовщины основания Филармонии
    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер

    Бетховен. Симфония № 5. Симфония № 9

  • 21 мая 1922 (днем)

    (повторение программы 9 апреля)

    Хор и оркестр Государственной филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Бетховен. Торжественная месса

  • 4 июня 1922

    Хор и оркестр Государственной филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Бетховен. Торжественная месса

  • 7 июня 1922

    Для Профсоюзов (повторение программы 14 мая)

    Филармонический оркестр
    Бетховен
    Дирижер – Эмиль Купер

    Бетховен. Симфония № 5. Симфония № 9

  • 14 марта 1923

    Филармонический оркестр
    Хора Государственной Академической Капеллы
    Дирижер – Михаил Климов

    Бетховен. Торжественная месса

  • 11 октября 1925

    Концерт по случаю перевода заведующего
    Ленинградским отделением Главнауки Михаила Петровича Кристи в Москву

    В программе: Глазунов, Римский-Корсаков, Бородин, Направник, Рахманинов, Пушкин, Крейслер, Шуман, Пащенко, Вильбушевич

  • 28 октября 1925

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Мясковский. Симфония № 7. Стравинский. Сюита «Фавн и пастушка». Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Две каватины Берендея из оперы «Снегурочка». «Испанское каприччио»

  • 31 октября 1925

    Для Губпрофсовета (повторение программы 28 октября)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Мясковский. Симфония № 7. Стравинский. Сюита «Фавн и пастушка». Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Две каватины Берендея из оперы «Снегурочка». «Испанское каприччио»

  • 30 ноября 1927

    2-й концерт 4-го абонемента (программка с текстом «Песен Гурре» Шенберга и составом оркестра)

    Арнольд Шёнберг. «Песни Гурре» – 1-е исполнение
    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Шёнберг. «Песни Гурре»

  • 7 декабря 1927

    3-й концерт 2-го абонемента (повторение программы 30 ноября, программка с текстом «Песен Гурре» Шенберга и составом оркестра)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Шёнберг. «Песни Гурре»

  • 1 февраля 1928

    5-й концерт 3-го абонемента

    Верди. Реквием
    Дирижер – Александр Цемлинский

    Верди. Реквием

  • 8 февраля 1928

    5-й концерт 1-го абонемента

    Верди. Реквием
    Дирижер – Александр Цемлинский

    Верди. Реквием



«‎Вечерняя газета»‎

О концерте 31 октября 1925 в БЗФ 30 октября 1925



Другие материалы

Александра Висленева

Александра Висленева

Сопрано 1893–1975
Николай Рождественский

Николай Рождественский

Тенор 1882/1883–1936

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»