Персоны
Ганс Эдгар Вейсбах
Биография
Вейсбах Ганс Эдгар / Hans Edhar Weisbach – немецкий дирижер.
После окончания Высшей школы музыки в Берлине Вейсбах работал вокальным репетитором в Мюнхенской королевской опере, которой руководил тогда Феликс Мотль, а вскоре начал самостоятельную карьеру дирижера – сначала хорового, возглавив Певческое общество Франкфурта-на-Майне, а потом и симфонического.
В 1933–1939 Вейсбах руководил Симфоническим оркестром и хором Лейпцигского радио, в 1939–1944 – Венским симфоническим оркестром, а вернувшись в Германию, стал художественным руководителем и главным дирижером Симфонического оркестра Вупперталя.
Современники ценили Вейсбаха прежде всего за интерпретации симфоний Брукнера и музыки Баха. С Лондонским симфоническим оркестром он впервые в Великобритании исполнил «Искусство фуги» Баха, но в пяти программах с Ленинградским филармоническим оркестром, которые дирижер провел в 1931 году, главными были другие композиторы.
За три вечера (21, 24 и 27 мая) в Большом зале под его управлением прозвучали симфонии №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 Бетховена, его Пятый фортепианный концерт (солировал пианист Георгий Эдельман) и концертная ария, ее пела Лидия Вырлан. А в первом и последнем концертах были исполнены увертюры Вагнера и Чайковский – Симфонии № 5 и № 6 и, дважды, Скрипичный концерт: в первый вечер солировал немец Георг Куленкампф, а в последний – Мирон Полякин. Так Ганс Вейсбах отдал дань двум великим музыкальным традициям – немецкой и русской.
В Филармонии дирижер больше не выступал, хотя, судя по оставленной им в «Золотой книге» записи (ее дирижер начал с цитаты из Бетховена), надеялся на продолжение сотрудничества с оркестром:
«’’Музыка должна высекать огонь из духа человека’’ [‘’Dem Manne muss die Musik Feuer aus dem Geist schlagen’’] Исполнение могущественным Ленинградским филармоническим оркестром цикла симфоний Бетховена и двух концертов из музыки Чайковского полностью отвечает духу бетховенской цитаты. Благодарю персонально каждого из избранных в этом художественном коллективе и сердечно говорю
До свидания.
Ганс Вейсбах
3.VI. 1931».
И. Р.
Концерты
-
18 мая 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Ганс ВейсбахВагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 6 «Патетическая»
-
21 мая 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Ганс ВейсбахБетховен. «Именинная увертюра». Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 3 «Героическая»
-
24 мая 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Бетховен
Дирижер – Ганс ВейсбахБетховен. Симфония № 4. Симфония № 7
-
27 мая 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Бетховен
Дирижер – Ганс ВейсбахБетховен. Симфония № 5. Симфония № 6. Концертная ария «Ah! perfido»
-
31 мая 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Бетховен
Дирижер – Ганс ВейсбахБетховен. Симфония № 8. Симфония № 9
-
2 июня 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Ганс ВейсбахВагнер. Увертюра к опере «Риенци». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 5