Персоны
Кира Изотова
Биография
Изотова Кира Владимировна – камерная певица, сопрано.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В 1955 году недавняя выпускница Музыкального училища имени Римского-Корсакова, студентка Ленинградской консерватории Кира Изотова становится победителем вокального конкурса Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве, и ее сразу же приглашают в штат Концертного бюро Ленинградской филармонии. После расформирования бюро в 1957 году Изотова становится солисткой филармонического отдела Ленгосэстрады, а затем созданного на ее основе Ленконцерта, от которого гастролирует в стране и за рубежом.
Кира Изотова в концерте 26 февраля 1956 года. Симфонический оркестр филармонии, дирижер Хо Дя Бок (Северная Корея).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В жизни певицы эпизодически будет возникать и оперная сцена – МАЛЕГОТа (Михайловского театра), Оперной студии консерватории. Но главным становится камерное пение, в этой области артистка достигнет признания и успеха. В 1956-м Кира Изотова разделит I премию на Международном конкурсе имени Шумана, организованном к 100-летию смерти композитора в Берлине, в 1960-м получит главную награду на Международном конкурсе имени Эркеля в Будапеште. К этому времени уже известная певица получает диплом консерватории, которую оканчивает в 1959 году по классу сольного пения у Александры Висленевой и по классу камерного пения у Зинаиды Артемьевой-Леонтьевой, у нее же в 1962-м завершает обучение в аспирантуре и сразу же получает собственный класс. Преподает до конца жизни, а в 1991–2012 возглавляет единственную в стране кафедру камерного пения.
Доцент кафедры сольного пения Ленинградской консерватории Зинаида Артемьева и Кира Изотова. Большой зал Ленинградской филармонии, в день концерта 30 мая 1959 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В концерте 31 мая 1959 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С 1955 года Кира Изотова выступает в залах Ленинградской филармонии и до 1984-го ее имя не сходит с концертных афиш. Певицу часто приглашают для участия в исполнении самых кассовых сочинений того времени – «Пера Гюнта» Грига–Ибсена и Реквиема Моцарта. Но репертуар Изотовой значительно шире – от XVII до XX веков. Сочинения старинных мастеров – Баха, Генделя, Джордано, Каччини – она исполняет с органистами Марком Шахиным, Исайей Браудо, Ниной Оксентян. С оркестрами ( ЗКР и АСО) солирует в ‘’Stabat Mater’’ Перголези, «Орфее» Глюка, на премьере псалма ‘’Beatusvir’’ Монтеверди, в Высокой мессе Баха. Кира Изотова поет в ораториях «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, в мессе № 2 Шуберта и в симфонии № 2 Малера. Из ХХ века солирует в «Кармине Буране» Орфа, исполняет вокальный цикл Равеля «Шехерезада» для голоса с оркестром. В ее камерных программах соседствуют имена Пёрселла и Бриттена, Бетховена и Гуго Вольфа, Варламова и Прокофьева, Гуно и Пуленка.
Кира Изотова в концерте в зале дворца Белосельских-Белозерских.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В симфонических программах Кира Изотова выступает под управлением дирижеров Эдуарда Грикурова, Ежи Семкова, Николая Рабиновича, Неэме Ярви, Николая Аносова, Геннадия Рождественского, Евгения Светланова, Игоря Блажкова, Джемала Далгата...
В сольных концертах певице чаще всего аккомпанирует ее постоянный концертмейстер Юрий Борисович Лазько. Но выступает она и в ансамбле с Павлом Серебряковым. Их сотрудничество началось в конце 1960-х, вместе музыканты представляли программы из циклов Шостаковича, романсы Чайковского и Рахманинова, Шуберта и Шумана, монооперу Пуленка «Человеческий голос». Романсы Рахманинова, Пуленка, Векерлена, Дюпарка, Дебюсси и Равеля Кира Изотова и Павел Серебряков записали в 1975 году для фирмы «Мелодия».
Последнее выступление певицы в Большом зале состоялось 25 марта 1983 года, она исполняла Магнификат Вивальди с Хором мальчиков Хорового училища имени Глинки: короткое время здесь учились не только мальчики, но и девочки, среди них была и Кира Изотова, получившая в этом старейшем учебном заведении свои первые музыкальные уроки.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С этим Хором певица появлялась и в Малом зале имени Глинки. Именно здесь состоялись первое и последнее филармонические выступления Киры Изотовой: в вечере лауреатов Варшавского фестиваля молодежи и студентов 9 октября 1955 года и сольный концерт с программой из вокальных циклов Гаврилина 19 ноября 1984 года.
И. Р.
Концерты
-
26 февраля 1956
4-й концерт 11-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Хо Дя Бок (Корейская Народно-Демократическая Республика)Моцарт. «Маленькая ночная серенада». Ария госпожи Зильберкланг из оперы «Директор театра». Беллини. Речитатив и ария Джульетты из оперы «Монтекки и Капулетти». Лист. Симфоническая поэма «Прелюды». Чо Гир Сок. Корейская сюита. Чайковский. «Итальянское каприччио»
-
3 ноября 1956
1-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Ежи Семков (Польша)Моцарт. Симфония № 35 «Хаффнер». Ария Констанцы из оперы «Похищение из Сераля». Бетховен. «Аделаида». Симфония № 5
-
4 ноября 1956
(повторение программы 3 ноября)
Симфонический концерт
Дирижер – Ежи Семков (Польша)Моцарт. Симфония № 35 «Хаффнер». Ария Констанцы из оперы «Похищение из Сераля». Бетховен. «Аделаида». Симфония № 5
-
7 ноября 1957
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера
-
8 ноября 1957
(рукописная книга, повтор программы 7 ноября)
Праздничный концерт
В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера
-
8 марта 1958
(рукописная книга)
Торжественное заседание и концерт
(программа не указана)
-
29 октября 1958
(рукописная книга)
Концерт к 40-летию ВЛКСМ
В программе: патриотические и народные песни, классические арии, балетные номера, инструментальные пьесы
-
1 января 1959
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера
-
13 апреля 1959
Органный вечер
Марк ШахинВ программе: Гендель, Каччини, Моцарт, Бах–Гуно, Бах
-
30 мая 1959
7-й концерт 4-го абонемента
Дирижер – Эдуард Грикуров
Гайдн. Оратория «Времена года»
-
31 мая 1959
6-й концерт 11-го абонемента (повтор исполнения 30 мая)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард ГрикуровГайдн. Оратория «Времена года»
-
1 января 1960
(рукописная книга)
Новогодний концерт
В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера
-
21 марта 1960
6-й концерт 10-го абонемента
Бах (к 275-летию со дня рождения)
Дирижер – Николай АносовБах. Сюита № 2. Ария из кантаты № 105. Ария из кантаты № 59. Концерт для фортепиано с оркестром ре минор. Пассакалия для органа до минор (в обработке для оркестра А. Гедике)
-
1 мая 1960
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера
-
2 мая 1960
(рукописная книга, повторение программы 1 мая)
Праздничный концерт
В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера
-
22 мая 1960
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаЛитературная композиция Льва Колесова
-
29 ноября 1960
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаЛитературная композиция Льва Колесова
-
27 октября 1961
Вокальный вечер
Кира ИзотоваВ программе: Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Петров, Животов, Прокофьев, Каччини, Скарлатти, Беллини, Россини, Векерлен, Мейербер, Массне, Вилла-Лобос, Бах–Гуно, Монюшко, Лист, Булахов
-
7 ноября 1961
(рукописная книга)
Праздничный концерт
(программа не указана)
-
8 ноября 1961
(рукописная книга)
Праздничный концерт
(программа не указана)