Персоны
Димитрис Митропулос
Биография
Митропулос Димитрис / Dimitri Mitropoulos – греческий дирижер, композитор и пианист.
Музыкальное образование Димитрис Митропулос получил в Афинской консерватории, продолжил учебу в Брюсселе и в Берлине, где среди его наставников был Ферруччо Бузони. Начинал как успешный пианист, удостоенный при выпуске в Афинах золотой медали. Его композиторские опыты привлекали внимание новизной языка, он первым в греческой музыке обратился к додекафонии. Сочинять Митропулос бросил к началу 1930-х, рояль не оставил, но всемирную славу ему принесет профессия дирижера. Основы дирижерского искусства музыкант постигал в классе хорового дирижирования Афинской консерватории, потом у Эриха Клайбера, как его ассистент в Берлинской опере (1921–1925), потом работал с различными коллективами Греции, в 1930-м дебютировал с Берлинским филармоническим оркестром. Невероятная одаренность, фантастическая музыкальная память (он дирижирует всегда наизусть), яркий темперамент поражают не только слушателей, но и старших коллег. К Митропулосу приходит известность.
В 1936 году по приглашению Сергея Кусевицкого музыкант дебютирует в США с Бостонским симфоническим оркестром и вскоре окончательно поселится в Америке, где пользуется огромным авторитетом. Митропулос занимает пост руководителя Симфонического оркестра Миннеаполиса (1937–1949), Нью-Йоркского филармонического оркестра (1949–1958): его предшественником на этом посту был Леопольд Стоковский, с которым они некоторое время работали вместе, а последователем – ученик Митропулоса Леонард Бернстайн, в 1954–1960 он – фактический главный дирижер Метрополитен-оперы (официально должности такой не было).
В огромном репертуаре Димитриса Митропулоса были оперы итальянцев и Вагнера, Бах (он делал оркестровые версии его органных сочинений), Бетховен, Мендельсон, Шуман, Берлиоз, русская музыка – Бородин, Чайковский, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов… Важнейшее место в программах музыканта занимали современники. Под его управлением шли оперы «Воццек» Берга и «Ванесса» Барбера (премьера), сочинения нововенцев, симфония № 4 Кшенека и его фортепианный концерт, в котором Митропулос солировал, дирижируя оркестром сидя за роялем. Из новой русской музыки он часто обращался к Прокофьеву и Шостаковичу, с которым был лично знаком. В Шостаковиче слышал наследника Малера – композитора, с годами всё больше притягивающего к себе греческого маэстро.
Последняя запись Митропулоса – Третья симфония Малера – сделана с оркестром Кёльнского радио за 2 дня до его смерти, настигшей музыканта прямо на репетиции всё той же Третьей Малера в Милане.
С концертами в Большой зал Ленинградской филармонии Митропулос приезжал лишь однажды – в мае 1934 года. На первом вечере 17 мая он выступил в трех качествах: как композитор – в его оркестровой транскрипции прозвучала Прелюдия и фуга Баха, как пианист – он солировал в Концерте № 3 Прокофьева и, конечно, как дирижер, под управлением которого, кроме названных сочинений, прозвучала симфония № 2 Шумана.
Два других концерта состоялись в рамках Фестиваля для интуристов (из него вырастет традиционный фестиваль «Белые ночи»), и это определило особенности программ. В них было собрано, по мнению устроителей, лучшее из отечественной музыки – классической и новой: то, чем можно гордиться перед зарубежными гостями. 20 мая Заслуженный коллектив под управлением Митропулоса играл Богатырскую симфонию Бородина (в 1941-м он запишет ее на лейбле Columbia с оркестром Миннесоты), «Ночь на Лысой горе» Мусоргского, «Сечу при Керженце» и Испанское каприччио Римского-Корсакова, Николай Печковский и Эва Бандровска-Турска исполняли арии из русских опер.
В программе 23 мая Ефрем Цимбалист играл Скрипичный концерт Глазунова – этот композитор, эмигрировавший в 1928-м, символизировал связь не только между русской и советской музыкой, но и между Востоком и Западом. Также в этот вечер звучал Прокофьев (Классическая симфония), Шостакович (фрагменты из «Золотого века»), Веприк (его знали за рубежом благодаря недавним поездкам в Германию и Австрию на стажировку) и сюита Штейнберга «Песни народов СССР» – исполненные Ирмой Яунзем, они были призваны подчеркнуть многообразие и сплоченность населения Советского Союза.
После завершения гастролей Димитрис Митропулос оставил запись в «Золотой книге»:
«Моя признательность и моё восхищение оркестру Ленинградской филармонии, одному из лучших в мире.
Ленинград, 23.5.1934
Димитрий Митропулос».
И. Р.
Концерты
-
17 мая 1934
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Димитрис Митропулос (Афины)
Бах–Митропулос. Фантазия и фуга. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Шуман. Симфония № 2
-
20 мая 1934
(анонс)
Музыкальный фестиваль для интуристов
Симфонический концерт
Дирижер – Димитрис Митропулос (Афины)
Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». Чайковский. «Страшная минута». Ария Германа из оперы «Пиковая дама». Мусоргский. Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила». Римский-Корсаков. Ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой Петушок». «Сеча при Керженце». «Испанское каприччио»
-
23 мая 1934
(анонс)
Музыкальный фестиваль для интуристов
Симфонический концерт
Дирижер – Димитрис Митропулос (Афины)
Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Штейнберг. Песни народов СССР. Веприк. Траурная песнь для оркестра. Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Шостакович. Сюита из балета «Золотой век»