Персоны
Олимпиада Тарновская
Биография
Тарновская Олимпиада Владимировна – певица, меццо-сопрано.
Выпускница фортепианного отделения Саратовского музыкального училища, слушательница философского факультета Высших женских курсов в Москве (1905–1907) Олимпиада Тарновская пению училась в Московском музыкально-драматическом училище, а в 1925-м совершенствовалась в Италии.
В это время, с 1920 года, она уже была солисткой ГАТОБа (Мариинского театра), где пела до 1950 года. В большом репертуаре артистки (свыше 60 ролей) были и партии в премьерных постановках опер «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Дальний звон» Шрекера.
Тарновская много выступала как концертная, в том числе и камерная певица. Она исполняла песни Шуберта, Малера, Рихарда Штрауса, романсы Танеева, Гречанинова, Василенко, Ипполитова-Иванова – в его юбилейном авторском вечере пела в Большом зале 24 января 1923 года.
Впервые певица вышла на сцену Филармонии в сборной программе ударной концертной группы отдела профсоюзов, а завершила выступления в Большом зале 31 октября 1938 года с Русским народным оркестром. Но в ее филармонической биографии было немало и серьезных событий. Олимпиада Тарновская участвовала в концертах главных дирижеров Бердяева и Малько, под управлением авторов солировала в «Торжественной кантате памяти Пушкина» Глазунова и пела Пять песен Шрекера для голоса с оркестром. Приглашали Тарновскую и в программы именитых гастролеров: она исполняла "Песни об умерших детях" Малера под управлением Хайнца Унгера (1925) и Фрица Штидри (1935), пела в Торжественной мессе и, особенно часто, в Девятой симфонии Бетховена – дирижировали Отто Клемперер (1925), Ганс Кнаппертсбуш и Николай Малько (1927), Фриц Штидри и Эуген Сенкар (1935).
В 1920-е годы Олимпиада Тарновская выступала и в Малом зале филармонии (ныне Бетховенское фойе БЗФ): участвовала в авторских вечерах Гречанинова и Василенко, исполняла в ансамбле с Марией Юдиной и Софьей Давыдовой новые сочинения в концертах Ассоциации современной музыки, давала сольные концерты.
Критика, однако, певицу не жаловала. Но недовольство рецензентов относилось, скорее, к репертуару Тарновской – песни Шрекера были признаны неудачными, а ранние песни Рихарда Штрауса, исполненные на сольном вечере в Малом зале 28 января 1925 года, по мнению рецензента, «настолько аккуратно прилизаны, что в них с трудом можно предугадать сильного, яркого, остроумного и оригинального композитора, каким он заявил себя впоследствии».
Но больше всего досталось Малеру («Песни об умерших детях» Тарновская пела и в Большом, и в Малом залах), «мысли которого короче птичьего носа», а песни «несносно скучны и однотонны». И лишь Борис Асафьев (под псевдонимом Игорь Глебов) отметил, с каким «художественным тактом, чутко и с волнующей проникновенностью» представила Тарновская ‘’Песни об умерших детях’’».
И. Р.
Концерты
-
6 июня 1922
По случаю годовщины деятельности ударной концертной труппы культ.-просвет. отдела Петроградского совета профсоюзов
Вокально-инструментальный концерт-лекция
В программе: Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Чайковский, Рубинштейн, Давыдов, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов, Глазунов, Гнесин, Глазунов, Моцарт, Глюк, Бетховен, Шуберт, Пуньяни, Шуман, Брамс, Вольф, Лист, Григ, Вагнер
-
24 января 1923
Юбилейный концерт М. М. Ипполитова-Иванова по случаю 40-летия композиторской деятельности
Дирижер – авторИпполитов-Иванов. Симфония № 1. Симфоническая поэма «Мцыри». «Сказание об Ермаке Тимофеевиче». Из Мавританских мелодий. «Зейтунский марш» из сюиты «Кавказские эскизы»
-
28 января 1923
Юбилейный концерт М. М. Ипполитова-Иванова по случаю 40-летия композиторской деятельности
Дирижер – авторИпполитов-Иванов. Симфония № 1. Симфоническая поэма «Мцыри». «Сказание об Ермаке Тимофеевиче». Из Мавританских мелодий. «Зейтунский марш» из сюиты «Кавказские эскизы»
-
6 марта 1923
Бетховенское фойе (машинопись и рукописная книга)
Камерный вечер
Квартет имени Глазунова
Олимпиада Тарновская
Николай Рихтер
Софья ДавыдоваТанеев. Струнный квартет № 1. Романсы. Фортепианный квинтет
-
20 марта 1923
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Камерный вечер из произведений Александра Тихоновича Гречанинова
В программе: Гречанинов (без указания произведений)
-
28 октября 1923
(рукописная книга)
Вокальный концерт
Сергей Мигай
При участии Олимпиады Тарновской и Евгения Вольф-Израэля
Дирижер – Даниил Похитонов(программа не указана)
-
2 февраля 1924
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Вечер музыки Сергея Василенко
Квартет имени Глазунова
Сергей Василенко
Олимпиада ТарновскаяВ программе: Василенко (без указания произведений)
-
28 января 1925
Бетховенское фойе (программа с подробной аннотацией и текстами песен)
Вечер песни
Олимпиада ТарновскаяВ программе: Р. Штраус, Малер, Лист
-
21 февраля 1925
Филармонический оркестр
Вагнер
Дирижер – Валерий БердяевВагнер. Увертюра «Фауст». Фрагменты из опер «Валькирия», «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин»
-
20 мая 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Хайнц УнгерК. Ф. Э. Бах. Концерт для оркестра. Малер. «Песни об умерших детях». Симфония № 5
-
7 октября 1925
Филармонический оркестр
Глазунов
Дирижер – автор, Александр Глазунов
Солист – Константин ШмидтГлазунов. Симфония № 5. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Торжественная кантата в память 100-летней годовщины А. С. Пушкина
-
17 октября 1925
Для Культотдела Совета профсоюзов (повторение программы 7 октября)
Филармонический оркестр
Глазунов
Дирижер – автор, Александр Глазунов
Солист – Константин ШмидтГлазунов. Симфония № 5. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Торжественная кантата в память 100-летней годовщины А. С. Пушкина
-
21 октября 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Франц ШрекерШрекер. Камерная симфония. Вступление к опере «Отмеченные». Пять песен для голоса с оркестром. Сюита «День рождения инфанты»
-
25 октября 1925
Камерно-хореографический концерт
В программе: Лист, Шуберт–Лист, Рахманинов, Римский-Корсаков, Чайковский, Доберваль, Минкус, Шрекер, Сен-Санс, Бялик
-
19 декабря 1925
Филармонический оркестр
Под управлением Генеральмузикдиректора Отто КлемперераГендель. Сюита «Музыка фейерверка». Бетховен. Симфония № 9
-
20 декабря 1925
Для Губпрофсовета (повторение программы 19 декабря)
Филармонический оркестр
Под управлением Генеральмузикдиректора Отто КлемперераГендель. Сюита «Музыка фейерверка». Бетховен. Симфония № 9
-
16 января 1926
Клуб Октябрьской ж. д. им. Зиновьева
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоАренский. Увертюра к опере «Сон на Волге». Лядов. «Волшебное озеро». Чайковский. Сюита из балета «Лебединое озеро». Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». Две песни Леля из оперы «Снегурочка». Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Вагнер. «Прощание Вотана» из музыкальной драмы «Валькирия». Григ. Сюита «Пер Гюнт» № 1
-
30 января 1926
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоСкрябин. Симфония № 1. Прелюдия «Мечты». Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня»)
-
5 марта 1926
II концерт (Бетховенское фойе)
Ленинградская ассоциация современной музыки
При Государственной академической филармонии
В программе: Шёнберг, Орик, Гнесин, Александров, Житомирский, Тюлин, Карнович
-
9 апреля 1926
III концерт (Бетховенское фойе)
Ленинградская ассоциация современной музыки
При Ленинградской академической филармонииМясковский. Соната № 4. Штейнберг. Четыре песни на текст Р. Тагора. Заклинание Астарты из поэмы «Небо и земля». «Девушка и путник». Александров. Пять видений. Соната № 6. Стравинский. «История солдата»