Персоны

Нелли Ли

1942–2015

Биография

Ли Нелли – певица, сопрано.

В роду Нелли Ли были представители древнейшей императорской династии Кореи, знатных княжеских корейских родов. Их потомков судьба забросила в Казахстан, где и родилась будущая певица. Детство ее, впрочем, прошло на Сахалине, куда отправили работать отца. Здесь Нелли окончила школу, планируя вслед за матерью выучиться на врача, но втайне мечтая о музыке. О мечте этой знали немногие, однако в их числе, к счастью, оказался человек, поверивший в талант девочки: муж кузины Нелли Ли, педагог-скрипач Южно-Сахалинской музыкальной школы сам купил ей билет в Ленинград и посоветовал поступать в Музыкальное училище имени Римского-Корсакова. Так всё и началось.

Своих педагогов Нелли Ли всегда вспоминала с большой теплотой. Все они были связаны со «школой» знаменитой певицы сопрано Софьи Акимовой: в класс ее воспитанницы Екатерины Андреевой Ли попала в училище, к ученице Акимовой – Татьяне Лавровой поступила в консерваторию. По воспоминаниям певицы, обучение поначалу давалось непросто: на экзамене за первый курс училища она получила «тройку» и чуть не уехала обратно к родителям. Зато консерваторию в 1970-м заканчивала в числе лучших и сразу начала концертную практику – как внутри страны, так и за ее пределами. «Азиатскую Джоконду», как называли Нелли Ли в зарубежной прессе, ждали залы Европы (особенно Франции, где певице присвоили звание Кавалера «Ордена искусств»), много она гастролировала на родине предков – в Южной Корее, где с 1988 года на протяжении 10 лет также преподавала в консерватории Сеула. Нелли Ли была постоянной участницей фестиваля Святослава Рихтера «Декабрьские вечера» в Москве, многолетней солисткой Ансамбля солистов оркестра Большого театра.

Поистине бескрайний репертуар певицы включал партии из опер Моцарта («Свадьба Фигаро»), Верди («Травиата»), Гуно («Манон Леско»), Чайковского («Иоланта»), но главным для Нелли Ли всегда оставалась концертная сцена, на которой она блистательно исполняла музыку разных эпох – камерную и кантатно-ораториальную. Это в полной мере отражает и ленинградская-петербургская филармоническая афиша: на сцене Большого и Малого залов певица выступала на протяжении трех десятилетий.

Умение быстро учить новый вокальный текст, моментально погружаться в стиль, идеальное чувство ансамбля делают Нелли Ли соратницей дирижеров, увлеченных исполнением «репертуарных редкостей», – Игоря Блажкова, Джемала Далгата, Эдуарда Серова, Геннадия Рождественского. С пометкой в программке «в 1-й раз» она исполняет в Ленинградской филармонии сочинения Рамо, Скарлатти, Кариссими (оратория «Иевфай»), Телемана («Страсти по Луке»), Сати, Мессиана («Поэмы для Mi»).

Музыка XX века в концертах с участием Нелли Ли представлена именами композиторов, давно признанных «классиками», – Стравинского («Свадебка»), Хиндемита («Серенады»), Бриттена (Рождественские песни, партия Мисс Джессел в опере «Поворот винта»), Шенберга («Ночной странник»), Шимановского (цикл на слова Юлиана Тувима)… Но звучат в них и авторы следующих поколений: Кшиштоф Пендерецкий, Джордж Крам, Лучано Берио, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, Сергей Слонимский, Юрий Фалик, Анатолий Королев.

С филармоническими оркестрами – Заслуженным коллективом, Академическим симфоническим, Ленинградским камерным, с приглашенными коллективами – Литовским камерным оркестром Саулюса Сондецкиса, Новосибирским симфоническим, Ансамблем солистов ГАБТа под управлением Александра Лазарева Нелли Ли поет в Большом зале Иоганна Себастьяна Баха (Высокая месса, Страсти по Матфею) и его сыновей, Генделя («Мессия»), Рихарда Штрауса (в том числе «Четыре песни последних лет» для голоса с оркестром, дирижировал муж певицы Давид Бухин), участвует в концертном исполнении оратории «Рай и Пери» Шумана, симфониях № 4 Малера и № 14 Шостаковича.

Еще чаще она выступает в Малом зале имени Глинки. С 1984-го по 2001 год здесь проходят 15 сольных концертов певицы. В первые годы Ли дает их в ансамбле с разными пианистами-концертмейстерами – Софьей Вакман (три программы), Феликсом Готлибом, Евгением Шендеровичем, Александром Бахчиевым. Но большинство сольных программ составлено и исполнено ею вместе с Сергеем Мальцевым, тесное сотрудничество с которым началось в 1994 году и продолжалось до окончания вокальной карьеры Нелли Ли. В девяти совместных филармонических концертах музыканты соединяли русскую и зарубежную лирику, часто выстраивая сюжетные линии: «Мир женщины» (Шуман, Чайковский, Прокофьев), «Музыкальная икебана» (романсы и песни о цветах и травах от «Фиалок» Скарлатти до «Маргариток» Рахманинова), «Песни ночи» и «Песни вечера», «Благослови детей и зверей» (русская вокальная музыка о детях и для детей).

Последний концерт Нелли Ли и Сергея Мальцева прошел в Малом зале филармонии в мае 2001 года. Вместе они еще примут участие в сборной программе к юбилею Татьяны Лавровой (ноябрь 2001-го) и – неожиданно – в концерте ансамбля “Remake” 1 мая 2003 года. После этого имя певицы появится в филармонической афише лишь раз: в 2004 году пройдет концерт, приуроченный к 140-летию добровольного переселения корейцев в Россию, собравший знаменитых выходцев из этой страны на сцене Большого зала. Нелли Ли споет тогда с солисткой Большого театра Людмилой Нам дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы». В программе появится имя и другой Нелли Ли – пианистки-ансамблистки, жены альтиста Заслуженного коллектива Владимира Стопичева, полной тезки певицы.

Для сопрано Нелли Ли участие в концерте «музыкальной корейской диаспоры» окажется последним выходом на филармоническую сцену. Последние годы жизни она полностью посвятила работе со студентами Музыкального училища имени Римского-Корсакова и Петербургской консерватории. Нелли Ли не стало в декабре 2015 года. В феврале 2017-го в Малом зале прошел концерт памяти певицы: под аккомпанемент Сергея Мальцева выпускницы ее класса камерного пения – Виктория Евдотьева, Елена Горшунова, Маргарита Грицкова – исполнили романсы из репертуара Нелли Ли.

О. Р.


Концерты

  • 5 марта 1983

    3-й концерт 11-го абонемента

    К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического симфонического оркестра филармонии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Серов

    Шёнберг. Концерт для скрипки с оркестром. Мессиан. Поэмы для Ми

  • 30 июня 1983

    6-й концерт 18-го абонемента

    Музыка трех столетий
    Дирижер – Игорь Блажков

    Перселл. Сюита из оперы «Диоклетиан, или Пророчица». Бах. Концерт для двух скрипок и оркестра ре минор. Стравинский. «Свадебка» (версия 1917 г.). «Свадебка» (версия 1923 г.)

  • 4 ноября 1984

    (программка не издавалась, дата концерта восстановлена по личному концертному календарю Юрия Семенова)

    Органно-вокальный вечер
    Нелли Ли
    Юрий Семёнов

    (программа не указана)

  • 6 июня 1985

    6-й концерт 9-го абонемента

    Бах (к 300-летию со дня рождения)
    Дирижер – Йонас Алекса

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»

  • 7 июня 1985

    6-й концерт 6-го абонемента (повтор программы 6 июня)

    Бах (к 300-летию со дня рождения)
    Дирижер – Йонас Алекса

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»

  • 30 сентября 1988

    1-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Владимир Альтшулер

    Вагнер. «Зигфрид–идиллия». Р. Штраус. Песни для голоса с оркестром. Брамс. Симфония № 3

  • 5 декабря 1988

    Концерт, посвященный 80-летию со дня рождения Н. С. Рабиновича
    Художественный руководитель и главный дирижер – Равиль Мартынов

    Гайдн. Симфония № 88 («Оксфордская»). Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 14. Шостакович. Симфония № 14

  • 8 марта 1989

    4-й концерт 21-го абонемента

    Органно-вокальный вечер
    Нелли Ли
    Ниёле Дайнене

    Бах. Пять хоральных прелюдий. Арии из оратории «Страсти по Матфею». Ария из оратории «Страсти по Иоанну». Ария из Кантаты № 21. Пассакалия до минор. Прелюдия и фуга си минор. Токката и фуга фа мажор. Гендель. Ария «Dignare» из кантаты «Te Deum». Ария из оперы «Ринальдо»




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»