Персоны

Анна Кернер

?
Худ. Татьяна Цырлина
Анна Кернер

Биография

Кернер Анна Иосифовна – певица, сопрано.

Сведения о певице крайне скупы. В справочном аппарате книги воспоминаний Ольги Ваксель «Возможна ли женщине мертвой хвала?..» Кернер называют солисткой Малого оперного театра, сама же мемуаристка упоминает о Кернер, как о певице, посещавшей дом Максимилиана Волошина в Коктебеле в 1916 году. [1] В словаре «Российское зарубежье во Франции. 1900–2000» Анна Кернер значится как солистка Мариинского театра, что более вероятно.

В 1920-е годы Кернер выезжала на длительные гастроли в Европу, возвращаясь в Россию для участия в спектаклях и концертных программах. В эмигрантской газете «Иллюстрированная Россия» в номере от 6 марта 1926 года размещена ее фотография «к предстоящим гастролям в Театре на Елисейских Полях» [2]. В анонсе к сольному концерту певицы в Малом зале Ленинградской филармонии 5 ноября 1926 написано:

«А. И. Кернер, после 2 1/2 лет отсутствия, возвратилась в Ленинград и выступит в Филармонии с программой из новых французских авторов. За границей Анна Кернер участвовала, помимо собственных романсных вечеров, в симфонических концертах Паделу, Кусевицкого и др. Между прочим, Кернер в Париже и Лондоне выступала в Свадебке Стравинского, предполагающейся к постановке в актеатрах».

В анонсированном концерте певица исполнила изысканную программу из сочинений Форе, Пуленка, Черепнина, де Фальи (все впервые), Дебюсси, Онеггера и Прокофьева. Это было не первое ее сольное выступление в Малом зале: романсы Рахманинова она пела в декабре 1922-го, романсы и песни Гречанинова, в сопровождении автора, в марте 1923 года, а на последнем концерте (его программа не указана) в апреле 1930-го ей будет аккомпанировать Мария Юдина.

В Большом зале филармонии Анна Кернер начала выступать уже в первом концертном сезоне. Она пела под управлением Эмиля Купера, Николая Малько, участвовала в концерте Альфредо Казеллы, впервые исполнив под аккомпанемент автора его "Три средневековые песни" для голоса и фортепиано.

Именно Кернер была приглашена в Большой зал 8 января 1927 года солировать в Четвертой симфонии Малера под управлением Бруно Вальтера.

Интересы певицы не ограничиваются академическим репертуаром – в 1927 году она выступает с ленинградским Первым концертным джаз-бэндом Леопольда Теплицкого, став, таким образом, одной из первых исполнительниц джаза на советской эстраде.

Дата окончательного отъезда Анны Кернер за границу не ясна. До середины 1930-х годов ее имя появляется на филармонических афишах: на сцене Большого зала она исполнила две арии из «Дидоны и Энея» Пёрселла (1933, дирижер Николай Рабинович) и арию из «Виндзорских проказниц» Николаи (1935, дирижер – Исаак Альтерман), приняла участие в двух камерных концертах цикла «Университет музыкальной культуры», где пела негритянские песни и романсы Гнесина, Щербачева, Стравинского (1935).

Во Франции, согласно словарю «Российское Зарубежье», Кернер «... жила в Париже. Выступала с сольными концертами в зале Gaveau, зале Русской консерватории (1924, 1925, 1946, 1947). Участвовала в Исторических концертах русской музыки (1946). Выступала на благотворительных вечерах» [3].


Концерты

  • 18 декабря 1921

    Филармонический оркестр
    Берлиоз
    Дирижер – Эмиль Купер

    Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Скерцетто «Фея Маб» из симфонии «Ромео и Джульетта». Романс Маргариты из легенды «Осуждение Фауста». Увертюра «Римский карнавал». Фантастическая симфония

  • 21 мая 1922

    Камерный концерт
    Чайковский

    Чайковский. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции». Романсы. Дуэт «Ромео и Джульетта». Трио «Памяти великого артиста»

  • 6 июня 1922

    Бетховенское фойе (полустертая рукопись)

    Произведения Михаила Мильнера

    Мильнер. Сочинения для фортепиано. Романсы

  • 30 декабря 1922

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный концерт
    Вера Епанешникова, Анна Кернер, Давид Могилевский

    В программе: Рахманинов (без указания произведений)

  • 15 января 1923

    Для Губпрофсовета

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Павлов-Арбенин

    Шуман. Симфония № 4. Шуберт. «Лесной царь» для голоса с оркестром. Мендельсон. Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь»

  • 17 марта 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер из произведений Гречанинова

    В программе: Гречанинов (без указания произведений)

  • 31 октября 1923

    Филармонический оркестр
    Чайковский
    Дирижер – Эмиль Купер

    Чайковский. Andante funebre е doloroso из струнного квартета № 3. Симфония № 1. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Дуэт Ромео и Джульетты. Тема с вариациями из сюиты № 3

  • 5 ноября 1926

    Бетховенское фойе (приложена газетная рецензия на концерт. Фамилии композиторов и названия сочинений, с переводом, указаны на языке оригинала)

    Вечер песни
    Анна Кернер

    Романсы Форе, Дебюсси, Онеггера, Пуленка, Черепнина, Прокофьева, Фалья

  • 4 декабря 1926

    Концерт Альфредо Казелла (Италия)
    При участии Анны Кернер и солистов Филармонического оркестра

    Вивальди. Концерт для струнных ля минор. Кастельнуово-Тедеско. «Кипарисы» для фортепиано. Казелла. 11 детских пьес для фортепиано. «Три средневековые песни» для голоса и фортепиано. «Марионетки» для девяти инструментов. Сицилиана и бурлеска для скрипки, виолончели и фортепиано. Стравинский. Соната для фортепиано

  • 29 декабря 1926

    Клуб завода «Красный Треугольник»

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Интернационал. Бетховен. Симфония № 5. Музыка к трагедии И. Гёте «Эгмонт»

  • 8 января 1927

    5-й концерт 3-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Бруно Вальтер

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Моцарт. «Маленькая ночная серенада» для струнного оркестра. Малер. Симфония № 4

  • 22 апреля 1930

    (рукописная книга)

    Вечер песни
    Анна Кернер

    (программа не указана)

  • 3 ноября 1933

    1-й концерт 2-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Цикл «Эпохи и жанры западноевропейской музыки»
    Дирижер – Николай Рабинович

    В программе: Корелли, Пёрселл, Люлли, Вивальди, Гендель, Вивальди

  • 11 февраля 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    VI цикл. III концерт-лекция
    «Танцевальная музыка эпохи империализма»

    В программе: негритянские песни, Фр. Делле, М. Шполян, К. Вейль, Дебюсси, Мийо, К. Плейель, Барток, Хенди

  • 27 февраля 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    IV цикл. IV лекция-концерт
    «Развитие западноевропейской оперы в эпоху империализма»

    В программе: Мейербер, Берлиоз, Вагнер, Гуно, Верди, Бизе, Николаи, Зуппе

  • 19 апреля 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    V цикл. VII концерт-лекция
    «Русский романс в эпоху империализма»

    В программе: Танеев, Глазунов, Метнер, Рахманинов, Глиэр, Гнесин, Прокофьев, Щербачев, Стравинский



Другие материалы

Ада Кобзарева

Ада Кобзарева

Сопрано 1877–1941
Павел Вантроба

Павел Вантроба

Кларнет 1886–1964

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»