Персоны
Анна Кернер
Биография
Кернер Анна Иосифовна – певица, сопрано.
Сведения о певице крайне скупы. В справочном аппарате книги воспоминаний Ольги Ваксель «Возможна ли женщине мертвой хвала?..» Кернер называют солисткой Малого оперного театра, сама же мемуаристка упоминает о Кернер, как о певице, посещавшей дом Максимилиана Волошина в Коктебеле в 1916 году. [1] В словаре «Российское зарубежье во Франции. 1900–2000» Анна Кернер значится как солистка Мариинского театра, что более вероятно.
В 1920-е годы Кернер выезжала на длительные гастроли в Европу, возвращаясь в Россию для участия в спектаклях и концертных программах. В эмигрантской газете «Иллюстрированная Россия» в номере от 6 марта 1926 года размещена ее фотография «к предстоящим гастролям в Театре на Елисейских Полях» [2]. В анонсе к сольному концерту певицы в Малом зале Ленинградской филармонии 5 ноября 1926 написано:
«А. И. Кернер, после 2 1/2 лет отсутствия, возвратилась в Ленинград и выступит в Филармонии с программой из новых французских авторов. За границей Анна Кернер участвовала, помимо собственных романсных вечеров, в симфонических концертах Паделу, Кусевицкого и др. Между прочим, Кернер в Париже и Лондоне выступала в Свадебке Стравинского, предполагающейся к постановке в актеатрах».
В анонсированном концерте певица исполнила изысканную программу из сочинений Форе, Пуленка, Черепнина, де Фальи (все впервые), Дебюсси, Онеггера и Прокофьева. Это было не первое ее сольное выступление в Малом зале: романсы Рахманинова она пела в декабре 1922-го, романсы и песни Гречанинова, в сопровождении автора, в марте 1923 года, а на последнем концерте (его программа не указана) в апреле 1930-го ей будет аккомпанировать Мария Юдина.
В Большом зале филармонии Анна Кернер начала выступать уже в первом концертном сезоне. Она пела под управлением Эмиля Купера, Николая Малько, участвовала в концерте Альфредо Казеллы, впервые исполнив под аккомпанемент автора его "Три средневековые песни" для голоса и фортепиано. Именно Кернер была приглашена в Большой зал 8 января 1927 года солировать в Четвертой симфонии Малера под управлением Бруно Вальтера.
Интересы певицы не ограничиваются академическим репертуаром – в 1927 году она выступает с ленинградским Первым концертным джаз-бэндом Леопольда Теплицкого, став, таким образом, одной из первых исполнительниц джаза на советской эстраде.
Дата окончательного отъезда Анны Кернер за границу не ясна. До середины 1930-х годов ее имя появляется на филармонических афишах: на сцене Большого зала она исполнила две арии из «Дидоны и Энея» Пёрселла (1933, дирижер Николай Рабинович) и арию из «Виндзорских проказниц» Николаи (1935, дирижер – Исаак Альтерман), приняла участие в двух камерных концертах цикла «Университет музыкальной культуры», где пела негритянские песни и романсы Гнесина, Щербачева, Стравинского (1935).
Во Франции, согласно словарю «Российское Зарубежье», Кернер «... жила в Париже. Выступала с сольными концертами в зале Gaveau, зале Русской консерватории (1924, 1925, 1946, 1947). Участвовала в Исторических концертах русской музыки (1946). Выступала на благотворительных вечерах» [3].
И. Р.
Концерты
-
18 декабря 1921
Филармонический оркестр
Берлиоз
Дирижер – Эмиль КуперБерлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Скерцетто «Фея Маб» из симфонии «Ромео и Джульетта». Романс Маргариты из легенды «Осуждение Фауста». Увертюра «Римский карнавал». Фантастическая симфония
-
21 мая 1922
Камерный концерт
ЧайковскийЧайковский. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции». Романсы. Дуэт «Ромео и Джульетта». Трио «Памяти великого артиста»
-
6 июня 1922
Бетховенское фойе (полустертая рукопись)
Произведения Михаила Мильнера
Мильнер. Сочинения для фортепиано. Романсы
-
30 декабря 1922
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Камерный концерт
Вера Епанешникова, Анна Кернер, Давид МогилевскийВ программе: Рахманинов (без указания произведений)
-
15 января 1923
Для Губпрофсовета
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Павлов-АрбенинШуман. Симфония № 4. Шуберт. «Лесной царь» для голоса с оркестром. Мендельсон. Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь»
-
17 марта 1923
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Камерный вечер из произведений Гречанинова
В программе: Гречанинов (без указания произведений)
-
31 октября 1923
Филармонический оркестр
Чайковский
Дирижер – Эмиль КуперЧайковский. Andante funebre е doloroso из струнного квартета № 3. Симфония № 1. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Дуэт Ромео и Джульетты. Тема с вариациями из сюиты № 3
-
5 ноября 1926
Бетховенское фойе (приложена газетная рецензия на концерт. Фамилии композиторов и названия сочинений, с переводом, указаны на языке оригинала)
Вечер песни
Анна КернерРомансы Форе, Дебюсси, Онеггера, Пуленка, Черепнина, Прокофьева, Фалья
-
4 декабря 1926
Концерт Альфредо Казелла (Италия)
При участии Анны Кернер и солистов Филармонического оркестраВивальди. Концерт для струнных ля минор. Кастельнуово-Тедеско. «Кипарисы» для фортепиано. Казелла. 11 детских пьес для фортепиано. «Три средневековые песни» для голоса и фортепиано. «Марионетки» для девяти инструментов. Сицилиана и бурлеска для скрипки, виолончели и фортепиано. Стравинский. Соната для фортепиано
-
29 декабря 1926
Клуб завода «Красный Треугольник»
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоИнтернационал. Бетховен. Симфония № 5. Музыка к трагедии И. Гёте «Эгмонт»
-
8 января 1927
5-й концерт 3-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Бруно ВальтерР. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Моцарт. «Маленькая ночная серенада» для струнного оркестра. Малер. Симфония № 4
-
22 апреля 1930
(рукописная книга)
Вечер песни
Анна Кернер(программа не указана)
-
3 ноября 1933
1-й концерт 2-го абонемента (анонс)
Симфонический концерт
Цикл «Эпохи и жанры западноевропейской музыки»
Дирижер – Николай Рабинович
В программе: Корелли, Пёрселл, Люлли, Вивальди, Гендель, Вивальди
-
11 февраля 1935
(анонс)
Университет музыкальной культуры
VI цикл. III концерт-лекция
«Танцевальная музыка эпохи империализма»В программе: негритянские песни, Фр. Делле, М. Шполян, К. Вейль, Дебюсси, Мийо, К. Плейель, Барток, Хенди
-
27 февраля 1935
(анонс)
Университет музыкальной культуры
IV цикл. IV лекция-концерт
«Развитие западноевропейской оперы в эпоху империализма»В программе: Мейербер, Берлиоз, Вагнер, Гуно, Верди, Бизе, Николаи, Зуппе
-
19 апреля 1935
(анонс)
Университет музыкальной культуры
V цикл. VII концерт-лекция
«Русский романс в эпоху империализма»В программе: Танеев, Глазунов, Метнер, Рахманинов, Глиэр, Гнесин, Прокофьев, Щербачев, Стравинский