Персоны

Деннис Рассел Дэвис

Род. в 1944

Биография

Дэвис Деннис Рассел / Dennis Russell Davies – американский дирижер.

В июне 2016 года на встрече со слушателями Петербургской филармонии перед концертом с Заслуженным коллективом Деннис Рассел Дэвис вспомнил, как впервые оказался в поразившем его Большом зале, как попал на репетицию филармонического оркестра (вероятно, это была репетиция Мравинского) и подумал: неужели я когда-нибудь буду дирижировать этим коллективом?

Эти воспоминания относятся к ноябрю 1975 года, когда Дэвис, выпускник фортепианного и дирижерского факультетов Джульярдской школы, приезжал на гастроли с Камерным оркестром Сент-Пола, которым руководил в 1972–1980 годах.

Первый дирижерский опыт музыкант приобрел в студенческом Ансамбле современной музыки, который создал в Джульярде композитор Лучано Берио, своим дирижером-ассистентом он взял Денниса Рассела Дэвиса. Так новейшее искусство навсегда вошло в сферу его интересов. Сочинения современников-соотечественников Деннис Рассел Дэвис включил и в две ленинградские программы Камерного оркестра Сент-Пола. Они и только они составят репертуар единственного в своем роде оркестра в мире – Оркестра американских композиторов, который Дэвис создает, вместе с Фрэнсисом Торном, в 1977-м и возглавляет до 2002 года. Со многими композиторами его связывает сотрудничество и дружба, а для Филипа Гласса он окажется едва ли не главным дирижером. Дэвис исполнил и записал некоторые фортепианные опусы Гласса и его сочинения для двух фортепиано (вместе с женой Маки Намекава / Maki Namekawa), все симфонии композитора (кроме последней № 12) с разными оркестрами, а в 2016 году на лейбле Orange Mountain Music вышел бокс-сет с 10-ю симфониями в исполнении Симфонического оркестра Венского радио под управлением Дэвиса. Он же представил на сцене Баден-Вюртембергской Штаатсоперы в Штутгарте две наиболее известные оперы Гласса – «Сатьяграха» (премьеру делал в Чикаго) и «Эхнатон».

В Штутгарт на позицию генеральмузикдиректора Штаатсоперы Денниса Рассела Дэвиса приглашают в 1980 году после успешного дебюта на Байройтском фестивале («Летучий голландец»), и с тех пор он работает в основном в Европе, хотя сотрудничает с оперными домами и оркестрами США. После окончания контракта в Штутгарте Дэвис руководит оркестром Бетховенхаале, Боннской оперой и Международным Бетховенским фестивалем (1987–1995). Позднее занимает пост главного дирижера Штутгартского камерного оркестра (1995–2006), с которым в 1998–2009 годах записывает все (!) симфонии Гайдна (37 дисков выходят в 2009 на лейбле Sony Classical). В этот же период (1996–2002) он возглавляет Оркестр Венского радио, а с 2002 года – Линцскую оперу, где среди прочего ставит тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунга», и Линцский оркестр имени Брукнера, с которым запишет все симфонии композитора (Sony Classical, 2017).

Репертуар коллективов, с которыми работает Деннис Рассел Дэвис, всегда невероятно широк – от барокко до XX–XXI веков: Кейдж, Берио, Мадерна, Хенце, Шнитке, Канчели, Пярт… Дирижер убежден: публику надо приучать слушать разную музыку. Для него же самого, как сказал Дэвис в одном из интервью, «общее между Монтеверди и Хенце гораздо более важно, чем отличие».

Симфонию живущего в Европе русского композитора Александра Раскатова на тексты Парацельса, Бёме, Мандельштама и Тютчева Деннис Рассел Дэвис исполняет в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии 30 октября 2012 года (на эту сцену он выходит спустя 36 лет) с Базельским симфоническим оркестром, который музыкант возглавляет в 2009–2016. Это не первая совместная работа композитора и дирижера – в 2007-м Дэвис записал реконструкцию Симфонии № 9 Альфреда Шнитке, сделанную Раскатовым, и его сочинение "Nunc dimittis. In Memoriam Alfred Schnittke". Альтовый концерт Шнитке с Юрием Башметом, а также Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского прозвучали в петербургском концерте дирижера.

В биографии музыканта были выступления с важнейшими коллективами мира – Нью-Йоркским, Берлинским, Мюнхенским филармоническими, Лондонским, Кливлендским, Филадельфийским, Бостонским, Чикагским симфоническими, Дрезденской Штаатскапеллой, лейпцигским Гевандхауз-оркестром и амстердамским Консертгебау

Но так сложилось, что за пульт Санкт-Петербургского филармонического оркестра, так когда-то поразившего своим звучанием молодого Дэвиса, он встанет только в 2016 году. 24 июня Заслуженный коллектив играет в Большом зале под управлением Денниса Рассела Дэвиса американскую классику ХХ века – Гершвина, Барбера, Бернстайна.

Сейчас Деннис Рассел Дэвис возглавляет два симфонических коллектива – оркестр филармонии Брно (с 2018) и лейпцигский Оркестр центрально-германского радио (MDR-Sinfonieorchester).

И. Р.


Концерты

  • 23 ноября 1975

    3-й концерт 2-го абонемента

    Музыка трех веков
    Камерный оркестр города Сент-Пола (США)

    Моцарт. Концерт для флейты с оркестром № 1. Коуэлл. «Персидские напевы». Онеггер. «Летняя пастораль». Шуберт. Симфония № 5

  • 25 ноября 1975 (днем)

    Музыка трех веков
    Камерный оркестр города Сент-Пола (США)

    В программе: Бах, Моцарт, Болком, Гайдн, Мусоргский, Шуберт




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»