Персоны
Розалия Горская

Биография
Горская Розалия Григорьевна – лирико-колоратурное сопрано.
Петербургскую консерваторию по классу Софьи Гладкой Розалия Горская окончила в 1913 году с золотой медалью и премией Михайловского дворца. Глазунов, помогавший Горской материально во время учебы, впоследствии высоко ценил ее мастерство камерной певицы. Но карьера Розалии Горской была в первую очередь связана с оперой.
В 1913 году она дебютировала в Киевском оперном театре, с 1915-го пела в театре Народного дома в Петербурге, где среди ее партнеров были Шаляпин и Собинов, в 1918 году впервые вышла на сцену ГАТОБа в партии Джильды и оставалась служить в театре до 1949 года.
Одновременно (до 1933) работала в Малом оперном театре. Именно здесь в 1925 году Горская исполнила партию Констанцы в новой постановке «Похищения из сераля» Моцарта, а в 1928-м, уже в ГАТОБе, пела Софи на премьере в СССР оперы «Кавалер розы» Рихарда Штрауса.
На Моцарта и Штрауса Горскую приглашали и в Филармонию. Из Моцарта это были Царица ночи из «Волшебной флейты», концертная версия «Директора театра», Реквием, ария Констанцы из «Похищения из сераля» (на концерте «для членов ЦИК СССР»). Из Рихарда Штрауса – впервые исполненная ария Зербинетты из «Ариадны на Наксосе» под управлением Александра Гаука. На филармонической сцене Горская также участвовала в исполнении «Соловья» Стравинского (дирижер Эмиль Купер), «Сотворения мира» Гайдна (дирижер Михаил Климов), Четвертой симфонии Малера (дирижер Клеменс Краус).
Певица часто выступала и в бетховенских программах: она пела «Шотландские песни» в ансамбле с солистами оркестра Виктором Заветновским, Ильей Бриком и Владимиром Ульрихом, солировала в финальном квартете Девятой симфонии под управлением Ганса Кнаппертсбуша, пять раз участвовала в исполнении «Эгмонта».
Музыка Бетховена к трагедии Гёте часто звучала в Большом зале, и редкое сопрано прошло мимо песен Клерхен. Но именно Розалию Горскую пригласили исполнить их с оркестром под управлением Николая Малько 27 марта 1927 года на мемориальных торжествах по случаю 100-летия смерти Бетховена. В «Эгмонте» Розалия Горская вышла на сцену и на своем последнем выступлении в Большом зале 17 апреля 1937 года, за пультом оркестра стоял молодой Илья Мусин.
И. Р.
Концерты
-
22 января 1922
Филармонический оркестр
Моцарт
Дирижер – Эмиль КуперМоцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Симфония № 41. Балетная музыка из оперы «Идоменей». Опера «Директор театра»
-
25 февраля 1922
Хор Государственной академической капеллы и Филармонический оркестр
Дирижеры – Эмиль Купер, Михаил КлимовВ программе: Чесноков, Гречанинов, Кюи, Римский-Корсаков, Гендель, Вагнер, Р. Штраус
-
29 марта 1922
Филармонический оркестр
Моцарт
Дирижер – Эмиль КуперМоцарт. Симфония № 40. Фрагменты из опер «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» и «Идоменей». Опера «Директор театра»
-
1 апреля 1922
Три дня искусств, организуемые по поручению Отдела Народного образования Союзов работников искусств на образование Дома работников искусств
Дирижер – Михаил БихтерВ программе: Римский-Корсаков, Чайковский, Серов, Вагнер
-
27 декабря 1922
Филармонический оркестр
Стравинский
Дирижер – Эмиль КуперСтравинский. Балет «Петрушка». I действие из оперы «Соловей»
-
1 января 1923
Для Губпрофсовета
Филармонический оркестр
Моцарт
Дирижер – Эмиль КуперМоцарт. Симфония № 40. Ария из оперы «Волшебная флейта». Балетная музыка из оперы «Идоменей». Опера «Директор театра»
-
2 января 1926
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукПфицнер. Вступления к I, II и III актам музыкальной легенды «Палестрина». Р. Штраус. Речитатив и ария Зербинетты из оперы «Ариадна на Наксосе»
-
6 января 1926
Филармонический оркестр
Дирижер – Вячеслав Сук
Солистка – Розалия ГорскаяЧайковский. Симфония № 4. «Манфред». Римский-Корсаков. Ария из оперы «Сервилия». Сюита из оперы «Золотой Петушок». Стравинский. Ариозо из оперы «Соловей»
-
5 мая 1926
Филармонический оркестр
Дирижер – Самуил СамосудМоцарт. Опера «Директор театра» («Импрессарио»). Ария Лепорелло из оперы «Дон Жуан». Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Житомирский. Симфоническая поэма. Вступление к драме «Ланваль»
-
16 февраля 1927
7-й концерт 4-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай Малько
Солистка – Ирина МиклашевскаяКорелли. Concerto Grosso «Рождественский». Лист. «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром. Скрябин. «Прометей». Р. Штраус. Ария Зербинетты из оперы «Ариадна на Наксосе». Стравинский. «Фейерверк»
-
26 марта 1927
Цикл к 100-летию со дня смерти Бетховена
V концерт
Дирижер – Николай МалькоБетховен. Траурный марш из симфонии № 3 «Героической». Симфония № 1. «Шотландские песни» для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано. Музыка к трагедии «Эгмонт»
-
27 марта 1927
Торжественное заседание–концерт
В ознаменование 100-летней годовщины смерти Бетховена
Под председательством Народного артиста Александра ГлазуноваБетховен. «Equale» для квартета тромбонов. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Музыка к трагедии «Эгмонт». Симфония № 3 «Героическая»
-
6 мая 1927
Филармонический оркестр
Под управлением Генеральмузикдиректора Ганса КнаппертсбушаБетховен. Симфония № 5. Симфония № 9
-
7 мая 1927
Цикл к 100-летию со дня смерти Бетховена
XI концерт
Под управлением Генеральмузикдиректора Ганса КнаппертсбушаБетховен. Симфония № 8. Симфония № 9
-
8 мая 1927
Цикл к 100-летию со дня смерти Бетховена
XII концерт
Под управлением Генеральмузикдиректора Ганса КнаппертсбушаБетховен. Симфония № 8. Симфония № 9
-
18 октября 1927
Для членов ЦИК СССР
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоВ программе: Глазунов, Римский-Корсаков, Мусоргский, Спендиаров, Ипполитов-Иванов, Стравинский, Онеггер, Моцарт, Бетховен
-
15 декабря 1927
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукЧайковский. Симфония № 4. Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Песнь Варяжского гостя из оперы «Садко». Ария Оксаны из оперы «Ночь перед Рождеством». «Испанское каприччио»
-
14 января 1928
4-й концерт 3-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Клеменс КраусМалер. Симфония № 4. Чайковский. Симфония № 4
-
29 января 1928
Торжественное заседание и концерт, посвященный 10-летию «Красной газеты»
Дирижер – директор Филармонии Николай МалькоВ программе: Вагнер, Глазунов, Берио, Калинников, Пушкин, Бетховен, Зощенко, Планкетт, Чайковский, Сарду
-
11 ноября 1928
1-й концерт 7-го утреннего абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоПрокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза». Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт»
-
12 января 1929
5-й концерт 4-го абонемента
Филармонический оркестр
Иоганн Штраус (мл.)
Дирижер – Ганс КнаппертсбушВ программе: Штраус
-
16 марта 1930
Вокальный концерт
Марк Рейзен
при участии: артистки Госоперы Розалии Горской,
Николая Амосова и Бориса КессельманаВ программе: Рамо-Годовский, Римский-Корсаков, Танеев, Чайковский, Цабель, Сахновский, Рахманинов, Беллини, Григ, Шуберт, Шуман, Шопен, Гомес, Моцарт
-
18 марта 1930
(машинопись)
Сборный концерт
С участием Филармонического оркестра, артистов Гостеатров, оперетты и эстрады
Интернационал. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». И. Штраус. Вальс «Весенние голоса». Чайковский. IV часть симфонии № 4. Арии из опер и романсы
-
13 декабря 1930
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Павлов-АрбенинВагнер. Увертюра «Фауст». Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт». Берлиоз. Фантастическая симфония
-
26 мая 1931
(рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Мусоргский, Тургенев, Шимановский, Григ, Брамс, Массне, Шуберт, Тома, Римский-Корсаков, Чайковский, Даргомыжский
-
7 января 1932
(анонс)
Сборный концерт
С участием Филармонического оркестра, артистов Академических театров и эстрадыВагнер. Увертюра «Фауст». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Сборная программа
-
6 мая 1932
(анонс)
Вокальный вечер
В программе: Шопен, Пушкин, Василенко, Шуберт, Моцарт, Тома, Даргомыжский, Римский-Корсаков
-
27 ноября 1932
(анонс)
Моцарт. Реквием
Вступительное слово – Иван Иванович Соллертинский
-
23 марта 1933
(анонс)
Гайдн. «Сотворение мира»
Оратория в концертном исполнении
-
5 апреля 1933
(анонс)
Работники искусств – секции научных работников
Закрытый симфонический концертЧайковский. «Франческа да Римини». Мусоргский. Ария Бориса из оперы «Борис Годунов». Берлиоз. Три отрывка из драматической легенды «Осуждение Фауста». Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Дуэт Ромео и Джульетты. Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
15 мая 1933
(анонс)
Вокальный вечер
Солист Госоперы
Владимир Ричардович СливинскийГриг. Струнный квартет. «Монте Пинчио». Колыбельная. «Сны». «За добрый совет». Рахманинов. Прелюдия. Крейслер–Рахманинов. Два вальса. Рахманинов. Романсы
-
13 января 1934
(анонс)
Вечер мастеров советского искусства
(программа не указана)
-
15 января 1934
(анонс)
Вечер вальсов и развлекательной музыки
Дирижер – Александр Гаук
В программе: Бизе, Вебер–Вейнгартнер, Гуно, Тома, Штраус И., Лист, Массне, Равель, Дебюсси, Штраус Р., Шостакович
-
24 мая 1934
40-летие музыкальной деятельности пианистки Софьи Осиповны Давыдовой
В программе: Танцы, Стихи, Григ, Мейербер, Чайковский, Римский-Корсаков, Тургенев, Бизе, Минкус, Мусоргский, Пушкин, Рахманинов, Рубинштейн, Доницетти, Шиллер
-
17 апреля 1937
Симфонический концерт для Кировского завода
Дирижер – Илья МусинВ программе: Бетховен, Вагнер, Мусоргский, Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков