Персоны

Розалия Горская

1891–1984
Розалия Горская

Биография

Горская Розалия Григорьевна – лирико-колоратурное сопрано.

Петербургскую консерваторию по классу Софьи Гладкой Розалия Горская окончила в 1913 году с золотой медалью и премией Михайловского дворца. Глазунов, помогавший Горской материально во время учебы, впоследствии высоко ценил ее мастерство камерной певицы. Но карьера Розалии Горской была в первую очередь связана с оперой.

В 1913 году она дебютировала в Киевском оперном театре, с 1915-го пела в театре Народного дома в Петербурге, где среди ее партнеров были Шаляпин и Собинов, в 1918 году впервые вышла на сцену ГАТОБа в партии Джильды и оставалась служить в театре до 1949 года.

Одновременно (до 1933) работала в Малом оперном театре. Именно здесь в 1925 году Горская исполнила партию Констанцы в новой постановке «Похищения из сераля» Моцарта, а в 1928-м, уже в ГАТОБе, пела Софи на премьере в СССР оперы «Кавалер розы» Рихарда Штрауса.

На Моцарта и Штрауса Горскую приглашали и в Филармонию. Из Моцарта это были Царица ночи из «Волшебной флейты», концертная версия «Директора театра», Реквием, ария Констанцы из «Похищения из сераля» (на концерте «для членов ЦИК СССР»). Из Рихарда Штрауса – впервые исполненная ария Зербинетты из «Ариадны на Наксосе» под управлением Александра Гаука. На филармонической сцене Горская также участвовала в исполнении «Соловья» Стравинского (дирижер Эмиль Купер), «Сотворения мира» Гайдна (дирижер Михаил Климов), Четвертой симфонии Малера (дирижер Клеменс Краус).

Певица часто выступала и в бетховенских программах: она пела «Шотландские песни» в ансамбле с солистами оркестра Виктором Заветновским, Ильей Бриком и Владимиром Ульрихом, солировала в финальном квартете Девятой симфонии под управлением Ганса Кнаппертсбуша, пять раз участвовала в исполнении «Эгмонта».

Музыка Бетховена к трагедии Гёте часто звучала в Большом зале, и редкое сопрано прошло мимо песен Клерхен. Но именно Розалию Горскую пригласили исполнить их с оркестром под управлением Николая Малько 27 марта 1927 года на мемориальных торжествах по случаю 100-летия смерти Бетховена. В «Эгмонте» Розалия Горская вышла на сцену и на своем последнем выступлении в Большом зале 17 апреля 1937 года, за пультом оркестра стоял молодой Илья Мусин.

И. Р.


Концерты

  • 22 января 1922

    Филармонический оркестр
    Моцарт
    Дирижер – Эмиль Купер

    Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Симфония № 41. Балетная музыка из оперы «Идоменей». Опера «Директор театра»

  • 25 февраля 1922

    Хор Государственной академической капеллы и Филармонический оркестр
    Дирижеры – Эмиль Купер, Михаил Климов

    В программе: Чесноков, Гречанинов, Кюи, Римский-Корсаков, Гендель, Вагнер, Р. Штраус

  • 29 марта 1922

    Филармонический оркестр
    Моцарт
    Дирижер – Эмиль Купер

    Моцарт. Симфония № 40. Фрагменты из опер «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» и «Идоменей». Опера «Директор театра»

  • 1 апреля 1922

    Три дня искусств, организуемые по поручению Отдела Народного образования Союзов работников искусств на образование Дома работников искусств
    Дирижер – Михаил Бихтер

    В программе: Римский-Корсаков, Чайковский, Серов, Вагнер

  • 27 декабря 1922

    Филармонический оркестр
    Стравинский
    Дирижер – Эмиль Купер

    Стравинский. Балет «Петрушка». I действие из оперы «Соловей»

  • 1 января 1923

    Для Губпрофсовета

    Филармонический оркестр
    Моцарт
    Дирижер – Эмиль Купер

    Моцарт. Симфония № 40. Ария из оперы «Волшебная флейта». Балетная музыка из оперы «Идоменей». Опера «Директор театра»

  • 2 января 1926

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гаук

    Пфицнер. Вступления к I, II и III актам музыкальной легенды «Палестрина». Р. Штраус. Речитатив и ария Зербинетты из оперы «Ариадна на Наксосе»

  • 6 января 1926

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Вячеслав Сук
    Солистка – Розалия Горская

    Чайковский. Симфония № 4. «Манфред». Римский-Корсаков. Ария из оперы «Сервилия». Сюита из оперы «Золотой Петушок». Стравинский. Ариозо из оперы «Соловей»

  • 5 мая 1926

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Самуил Самосуд

    Моцарт. Опера «Директор театра» («Импрессарио»). Ария Лепорелло из оперы «Дон Жуан». Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Житомирский. Симфоническая поэма. Вступление к драме «Ланваль»

  • 16 февраля 1927

    7-й концерт 4-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько
    Солистка – Ирина Миклашевская

    Корелли. Concerto Grosso «Рождественский». Лист. «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром. Скрябин. «Прометей». Р. Штраус. Ария Зербинетты из оперы «Ариадна на Наксосе». Стравинский. «Фейерверк»

  • 26 марта 1927

    Цикл к 100-летию со дня смерти Бетховена
    V концерт
    Дирижер – Николай Малько

    Бетховен. Траурный марш из симфонии № 3 «Героической». Симфония № 1. «Шотландские песни» для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано. Музыка к трагедии «Эгмонт»

  • 27 марта 1927

    Торжественное заседание–концерт
    В ознаменование 100-летней годовщины смерти Бетховена
    Под председательством Народного артиста Александра Глазунова

    Бетховен. «Equale» для квартета тромбонов. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Музыка к трагедии «Эгмонт». Симфония № 3 «Героическая»

  • 6 мая 1927

    Филармонический оркестр
    Под управлением Генеральмузикдиректора Ганса Кнаппертсбуша

    Бетховен. Симфония № 5. Симфония № 9

  • 7 мая 1927

    Цикл к 100-летию со дня смерти Бетховена
    XI концерт
    Под управлением Генеральмузикдиректора Ганса Кнаппертсбуша

    Бетховен. Симфония № 8. Симфония № 9

  • 8 мая 1927

    Цикл к 100-летию со дня смерти Бетховена
    XII концерт
    Под управлением Генеральмузикдиректора Ганса Кнаппертсбуша

    Бетховен. Симфония № 8. Симфония № 9

  • 18 октября 1927

    Для членов ЦИК СССР

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    В программе: Глазунов, Римский-Корсаков, Мусоргский, Спендиаров, Ипполитов-Иванов, Стравинский, Онеггер, Моцарт, Бетховен

  • 15 декабря 1927

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гаук

    Чайковский. Симфония № 4. Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Песнь Варяжского гостя из оперы «Садко». Ария Оксаны из оперы «Ночь перед Рождеством». «Испанское каприччио»

  • 14 января 1928

    4-й концерт 3-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Клеменс Краус

    Малер. Симфония № 4. Чайковский. Симфония № 4

  • 29 января 1928

    Торжественное заседание и концерт, посвященный 10-летию «Красной газеты»
    Дирижер – директор Филармонии Николай Малько

    В программе: Вагнер, Глазунов, Берио, Калинников, Пушкин, Бетховен, Зощенко, Планкетт, Чайковский, Сарду

  • 11 ноября 1928

    1-й концерт 7-го утреннего абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза». Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт»



«Вестник театра и искусства»

О концертах 15, 18 и 22 января 1922 в БЗФ 24 января 1922

«‎Красная Вечерняя газета»

О концерте 2 января 1926 в БЗФ 4 января 1926

«Жизнь искусства» № 2

О концертах 29 декабря 1925 и 3 января 1926 в БЗФ Январь 1926

«Красная газета» (вечерний выпуск)

О концерте 6 января 1926 в БЗФ 7 января 1926

«Рабочий и театр»‎

О концерте 14 января 1928 в БЗФ 23 января 1928



Другие материалы

Николай Амосов

Николай Амосов

Арфа 1881–1944
Владимир Шушлин

Владимир Шушлин

Бас 1896–1978

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»