Персоны
Эгон Петри
Биография
Петри Эгон – немецкий пианист, первый зарубежный пианист, приехавший на гастроли в СССР.
Отец Эгона Петри, голландец по происхождению, был концертмейстером Королевской оперы Ганновера (в этом городе Эгон Петри и родился), затем Лейпцигского Гевандхаус-оркестра, а позже Дрезденской оперы. В доме Петри бывали Брамс, Малер, Григ, Антон Рубинштейн. Приходил и Бузони, именно встреча с ним оказывает решающее влияние на выбор молодого музыканта между скрипкой и фортепиано, и Эгон Петри поступает к Бузони в Берлинскую Высшую школу музыки. Отношения между учителем и учеником сохранились на долгие годы. Бузони рекомендовал молодого пианиста в концертные залы Европы, пригласил его в соредакторы 25-томного издания клавирной музыки Баха, а сочинения и транскрипции Бузони занимали важное место в репертуаре Петри. Неудивительно, что Петри увлекала и педагогическая работа: в разные годы он преподавал в Музыкальном колледже в Манчестере (там у него учился Джон Огдон), Берлинской Высшей школе музыки, на мастер-курсах в польском Закопане, а после переезда в США в конце 1930-х годов – в Корнуэльском университете в Калифорнии, Музыкальном колледже в Окланде.
До конца 1940-х годов Эгон Петри гастролировал по всему миру. В 1923 году он дал концерты в Москве и Петрограде. Не исключено, что на этот экстравагантный поступок (Россия пугала Запад) его вдохновил опыт Феруччо Бузони, который в 1890 году приезжал в Петербург на организованный Антоном Рубинштейном Первый международный конкурс пианистов и композиторов. Получив первую премию как композитор, Бузони тогда выступил в Зале Дворянского собрания как пианист, исполнив 3 марта 1890 года Концерт Шумана под управлением Антона Рубинштейна. На этой же сцене, уже в Петроградской филармонии, в декабре 1923 года выступит Эгон Петри.
Не удивительно, что о первом пианисте, прорвавшем культурную блокаду, наперебой писали музыкальные обозреватели Петрограда, Харькова (с 1924-го Петри играет и в тогдашней столице Украины), Москвы. Пресса в основном хвалебная. В текстах встречаются и забавные вещи, которые, впрочем, относятся не столько к Эгону Петри, сколько к атмосфере того времени. В статье «Грустные курьезы. О рецензиях» («Рабочий зритель», Москва, № 29, 1925) автор иронически замечает:
«Музыкальный сезон начался. Появились на заборах афиши о концертах и исполнительских вечерах, начали появляться и первые рецензии в журналах и газетах. Я не знаток музыки, не разбираюсь во всех тонкостях этого искусства. На концертах я просто „публика“. И, грешный человек, рецензии почитываю. Люблю послушать умных, сведущих людей.
<…> Ведь не знал же я до весны прошлого года, что „Кампанелла“ Листа сугубо революционная вещь. Думал, просто звонят себе колокола и колокольчики на католической колокольне и хорошо звонят, особенно в исполнении такого мастера, как Э. Петри. А оказывается, что я не только обыватель, но и круглый невежда. И если бы т. Гр. Бэрг (Раб. Зритель № 15) не раз’яснил мне, так я и до сих пор не знал бы что „Кампанелла“ Листа это — „исключительное по яркости и красоте произведение, изображающее фигуру Кампанеллы — знаменитого революционера Средневековья, автора „Города солнца“, одного из родоначальников утопического социализма“... И что „в исполнении Петри она теряет всякие следы революционного огня, насквозь пропитывающего эту вещь“.
Вот что значит говорить о музыке и исполнителях с „марксистской“ точки зрения».
В Большом зале Эгон Петри играет до 1937 года, отдавая предпочтение сольным концертам. Всего их будет двадцать один: в 1923-м – три, в 1924-м – шесть, в 1925-м – два, а еще сонатный вечер со скрипачом Йожефом Сигети и дуэтный концерт с учеником Бузони пианистом Лео Сиротой, в 1926 и 1927 годах – по одному, а после длительного перерыва в 1936-м и 1937-м – по четыре.
В сольных программах пианиста основное место занимали Бетховен, Лист, Шопен, Брамс, а также Бах и Бузони. На вечере 28 декабря 1926 года он играет и русскую музыку композиторов-эмигрантов: «Петрушку» Стравинского, две прелюдии Рахманинова и две «Сказки» Метнера. Прелюдии и Сказки Петри повторит и на одном из своих последних концертов в Ленинградской филармонии 14 апреля 1937 года, добавив к русскому блоку Токкату только что вернувшегося в СССР Прокофьева.
С Филармоническим оркестром Эгон Петри играет редко, по одной программе в 1923, 1924, 1935 и 1937 годах – под управлением Самуила Самосуда (№ 1 Листа), Владимира Дранишникова (сразу три концерта – № 20 Моцарта, № 5 Бетховена и № 2 Листа), а в 1930-е годы – Фрица Штидри, который дирижировал и на последнем выступлении Эгона Петри в Большом зале 3 мая 1937 года, когда пианист исполнил с оркестром Второй концерт Листа и Второй концерт Брамса.
И. Р.
Концерты
-
16 декабря 1923
Klavierabend
Эгон ПетриБах. Хроматическая фантазия и фуга. Бах–Бузони. Чакона. Бетховен. Соната № 21 «Аврора». Соната № 31. Шуберт. Фантазия «Скиталец»
-
19 декабря 1923
Филармонический оркестр
Дирижер – Самуил Самосуд
Солист – Эгон ПетриЛист. Симфоническая поэма «Прелюды». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1
-
21 декабря 1923
Klavierabend
Эгон ПетриВ программе: Франк, Шопен, Лист, Брамс
-
23 декабря 1923
Klavierabend
Эгон ПетриВ программе: Шуман, Бузони, Шуберт
-
15 ноября 1924
Филармонический оркестр
Солист – Эгон Петри
Дирижер – Владимир ДранишниковМоцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 2
-
16 ноября 1924
Klavierabend
Эгон ПетриЛист. Фантазия на тему арии из кантаты Баха. Бетховен. Соната № 21 «Аврора». Франк. Прелюдия, ария и финал. Шопен. 12 этюдов
-
12 декабря 1924
Klavierabend
Эгон ПетриБетховен. Соната для фортепиано № 14 «Лунная». 15 вариаций с фугой «Eroica-Variationen». Шесть багателей для фортепиано. Соната для фортепиано № 23 «Аппассионата»
-
16 декабря 1924
Klavierabend
Эгон ПетриШопен. Фантазия. 24 прелюдии. Соната для фортепиано № 3. Полонез № 5. Вальс. Скерцо № 3
-
19 декабря 1924
Klavierabend
Эгон ПетриВ программе: Лист
-
27 декабря 1924
Klavierabend
Эгон ПетриМоцарт. Фантазия для фортепиано. Моцарт–Бузони. Жига. Серенада из оперы «Дон Жуан». Шопен. Соната для фортепиано № 2. Лист. Соната для фортепиано. Два этюда на темы каприсов Паганини. Фантазия на темы оперы «Риголетто»
-
28 декабря 1924
Сольный концерт
Эгон ПетриБетховен. Соната для фортепиано № 12. Шуберт. Фантазия «Скиталец». Шуман. «Фантастические пьесы». Брамс. Вариации на тему каприса Паганини
-
1 октября 1925
Klavierabend
Эгон ПетриВ программе: Скарлатти, Шуберт, Бетховен, И. Штраус, Алькан, Лист
-
4 октября 1925
Klavierabend
Эгон ПетриВ программе: Бах, Бах–Бузони, Бетховен, Шопен, Лист
-
18 октября 1925
Сонатный вечер
Йожеф Сигети, скрипка
Эгон Петри, рояльШуман. Соната для скрипки и фортепиано № 2. Бах. Партита для скрипки соло № 3. Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 9 «Крейцерова». Шопен. Соната для фортепиано № 2
-
24 ноября 1925
Вечер музыки для двух фортепиано
Эгон Петри
Лео СиротаМоцарт. Соната для двух фортепиано. Моцарт–Бузони. Duettino concertante. Сен-Санс. Вариации на тему Бетховена. Рахманинов. Сюита для двух фортепиано № 2
-
2 января 1927
Klavierabend
Эгон ПетриМоцарт. Соната № 11 «Alla Turca». Равель. Сонатина. Дебюсси. Прелюдии «Фейерверк» и «Менестрели». Бетховен. Соната № 29 «Hammerklavier». Брамс. Вариации на тему Паганини. Лист. Фантазия «Воспоминания о Дон Жуане»
-
16 апреля 1936
(машинопись)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Эгон ПетриБах–Бузони. Прелюдия и фуга. Четыре хорала. Чакона. Бетховен. Соната № 30. Соната № 21 «Аврора». Лист. Большие этюды по Паганини
-
18 апреля 1936
(машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Фриц ШтидриБрамс. Симфония № 1. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан»
-
22 апреля 1936
(анонс)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Эгон ПетриВ программе: Бах, Шуберт, Франк, Шопен
-
13 апреля 1937
10-й концерт 1-го абонемента
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Эгон ПетриВ программе: Моцарт, Бах–Бузони, Шопен, Лист