Персоны

Кира Семизорова

1896–?
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Кира Семизорова

Биография

Семизорова Кира Георгиевна – певица, колоратурное сопрано.

В январе 1939 года в Москве завершился Всесоюзный конкурс вокалистов. Председатель жюри Валерия Барсова в статье «Пути вокального мастерства», подводя итоги второго тура, дает подробную характеристику финалистам, (а среди них будущие знаменитости Борис Гмыря, Давид Гамрекели, Евгения Вербицкая), в каждом находя достоинства и недочеты, над которыми предстоит работать молодым артистам. Лишь одна участница III тура удостаивается безоговорочный похвалы:

«Ленинградская певица К. Г. Семизорова (колоратурное сопрано) – совершенно законченный мастер, прекрасная вокалистка, и меня удивляет, почему она до сих пор не выступает в самостоятельных концертах».

газета «Советское искусство» № 3 от 6.01.1939

I премию жюри не присуждает, II делят между собой Гамрекели, Гмыря и Семизорова. Словно отвечая на недоумение Валерии Барсовой, дирекция Ленинградской филармонии сразу же дает лауреату сольный концерт: 10 февраля Кира Георгиевна Семизорова дебютирует в Большом зале, исполнив под аккомпанемент Александра Люблинского романсы Чайковского, Рахманинова, Танеева, Василенко и хиты колоратурного репертуара – каватину Людмилы («Руслан и Людмила») арию Шемаханской царицы («Золотой петушок»), полонез Фелины (опера Тома «Миньон»).

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Полную биографию певицы найти так и не удалось. Известно, что она была гораздо старше прочих лауреатов, родилась в Москве, училась на Курсах музыки, оперы, драмы и хореографии Александра Шора, уже с 1922-го пела на оперных сценах Саратова и Самары, Новосибирска и Перми, Астрахани и Тбилиси, в 1934-м переехала в Ленинград и на конкурсе выступала, как солистка Ленгосэстрады.

1 сентября 1939 года Киру Семизорову принимают в штат Концертного бюро филармонии как артистку высшей категории. Когда началась война, Семизорова, по информации из филармонического архива, была назначена командиром медико-санитарной команды МПВО (местной противовоздушной обороны) филармонии, но уже 18 августа 1941-го эвакуировалась с коллективом в Новосибирск, где выступила только с одним сольным концертом.

Но до и после эвакуации Кира Семизорова – постоянная участница концертов Большого зала. Следующий после дебюта сольный концерт она дает в марте 1940 года (там появляются Вальс Джульетты Гуно и сцена сумасшествия Офелии Тома), сольное отделение (в другом играет Квартет имени Глазунова) поет в декабре 1944-го. Певица участвует и в сборных камерных программах, исполняя русские и итальянские романсы, песни Шуберта, Шумана, Форе, Дебюсси. Выступает с оркестром: под управлением Карла Элиасберга поет арии из опер Римского-Корсакова и Чайковского, Эдуарда Грикурова – партию Царицы ночи в концертном исполнении «Волшебной флейты» Моцарта, солирует в «Колоколах» Рахманинова в концерте Бориса Хайкина и в Мессе си минор Баха под управлением Александра Гаука.

Бах занимает важное место в репертуаре певицы, арии из его кантат она поет с оркестром в программе Курта Зандерлинга, но чаще всего в органных вечерах Исайи Браудо. С ним Кира Семизорова выступит и на своем последнем концерте в Большом зале 19 января 1949 года.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Вскоре откроется Малый зал имени Глинки, но с участием певицы здесь состоится лишь один концерт – 15 апреля 1950 года.

С 1 декабря 1951 года Киру Семизорову переводят на договор, а летом 1957-го, после расформирования Концертного бюро, она переходит на педагогическую работу в Музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова.

И. Р.


Концерты

  • 10 февраля 1939

    Вокальный вечер
    Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов
    Кира Георгиевна Семизорова

    В программе: Чайковский, Моцарт, Брамс, Глинка, Рахманинов, Римский-Корсаков, Мясковский, Лист, Животов, Василенко, Лотти, Тома

  • 13 апреля 1939

    Органный концерт
    Исай Браудо

    Бах. Токката, адажио и фуга. Хоральная фантазия. Прелюдия и фуга. Ария из кантаты № 27. Ария из оратории «Страсти по Иоанну». Ария из кантаты № 105. Песня из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Пастораль. Адажио из концерта по Вивальди. Токката и фуга «Дорийская»

  • 21 октября 1939

    Концерт 1-го вечернего абонемента (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    Гайдн. Симфония № 100 «Военная». Бах. Концерт для трех фортепиано с оркестром. Ария из кантаты № 32. Три песни из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Бетховен. Симфония № 5

  • 1 ноября 1939

    (рукопись)

    Концерт-монография Лермонтова

    В программе: Варламов, Глазунов, Гурилев, Аренский, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Стрельников, Надененко, Балакирев, Даргомыжский

  • 8 ноября 1939

    (рукопись)

    Закрытый сборный концерт

    В программе: Чайковский, Годефруа, Шишов, Чишко, Глиэр, Амброзио, Брамс, Глинка, Дюбюк, Дунаевский, Бизе

  • 15 ноября 1939

    В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Концерт Квартета имени Ауэра

    В программе: Григ, Бетховен

  • 18 ноября 1939

    Концерт 2-го абонемента (программка с составом оркестра)

    Открытие декады советской музыки
    Симфонический концерт
    Дирижер – Абрам Стасевич

    Энке. Фрагменты из оперы «Любовь Яровая». Мурадели. Симфония № 1 «Памяти С. М. Кирова»

  • 9 декабря 1939

    Концерт абонемента для командного и начальствующего состава РККА и ВМФ (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Глинка. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин». Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина». Сцена в корчме из оперы «Борис Годунов». Турецкий марш из оперы «Хованщина»

  • 14 января 1940

    (рукопись)

    Сборный концерт

    В программе: Хачатурян, И. Штраус, Лист, Шаминад, Шопен, Дюбюк, Булахов, Делиб, Бизе, Альбенис, Брамс, Глинка, Чайковский

  • 18 января 1940

    (программа с аннотацией)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Римский-Корсаков. Музыкальная картина «Садко». Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка». Ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой Петушок». Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма»

  • 9 марта 1940

    (программка с рукописными дополнениями)

    Вокальный вечер
    Кира Семизорова

    В программе: Шуберт, Бах, Шуман, Моцарт, Вагнер–Лист, Лист, Бизе, Сен-Санс, Векерлен, Тома

  • 29 марта 1940

    В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Камерный концерт из произведений П. И. Чайковского

    В программе: Чайковский

  • 4 апреля 1940

    Концерт оркестра русских народных инструментов имени Андреева
    Дирижер – Вахтанг Нейман

    В программе: Глазунов, Лядов, Фельдман, Римский-Корсаков, Глинка, Фомин, Самохвалов, Ленец, Василенко, Крюковский, Ниман

  • 8 апреля 1940

    Концерт для подшефных воинских частей Красной армии (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Грикуров

    Ипполитов-Иванов. «Ворошиловский марш». Глинка. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин». Хренников. Фрагменты из музыки к комедии Шекспира «Много шума из ничего». Чайковский. Симфония № 4

  • 14 апреля 1940

    Концерт 2-го абонемента из произведений П. И. Чайковского (программка с портретом Чайковского, вкладышем-аннотацией)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Чайковский. Серенада для струнного оркестра. Дуэт Ромео и Джульетты. Симфония «Манфред»

  • 25 октября 1940

    Органный вечер
    Исай Браудо

    Бах. Прелюдия и фуга ми минор. Фантазия cоль мажор. Фантазия до минор. Хоральная прелюдия. Прелюдия и фуга ре мажор. Трио-соната для флейты, скрипки и фортепиано соль мажор. Ария из кантаты № 32. Хоральная прелюдия. Прелюдия и фуга ля минор

  • 27 октября 1940

    (черновая рукопись и анонс)

    Сборный концерт

    Вечер вальсов

  • 3 ноября 1940

    Моцарт. «Волшебная флейта», опера в II действиях

    В концертном исполнении

  • 13 ноября 1940

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Глазунов. Симфония № 6. Рахманинов. Кантата «Колокола»

  • 14 марта 1941

    Органный вечер
    профессор Исай Браудо

    Бах. Токката, адажио и фуга до мажор. Фантазия до минор. Пастораль фа мажор. Фуга соль минор. Ария из кантаты № 32. Арии из оратории «Страсти по Матфею». Арии из кантат № 36 и № 21. Бах–Вивальди. Адажио до минор. Бах. Токката и фуга ре минор «Дорийская»




Другие материалы

Варвара Рыжова

Варвара Рыжова

Актриса 1871–1963
Абрам Стасевич

Абрам Стасевич

Дирижер 1907–1971

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»