Персоны

Нью-Йоркский филармонический оркестр

Основан в 1842 году
Нью-Йоркский филармонический оркестр в концерте в Большом зале 28 августа 1959 года. Дирижер – Леонард Бернстайн. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Нью-Йоркский филармонический оркестр

Биография

Нью-Йоркский филармонический оркестр / New York Philharmonic – старейший американский симфонический коллектив, основанный в 1842 году.

Нью-Йоркский филармонический оркестр под управлением Леонарда Бернстайна в концерте 28 августа 1959 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1875 году в своем доме в Нью-Джерси принял смертельную дозу морфия семидесятитрехлетний музыкант Юрели Хилл. В предсмертной записке он выразил сомнение в необходимости жизни, в которой больше нет свершений. В последние годы Хилла действительно преследовали неудачи, но едва ли кто-то мог бы сказать, что жизнь его прошла зря: в 1842 году, вернувшись после европейской стажировки, Юрели Хилл стал основателем первого постоянного симфонического оркестра Америки – Нью-Йоркского филармонического оркестра. На первом концерте 7 декабря 1842 года под управлением Хилла оркестр исполнил Пятую симфонию Бетховена. С этого момента коллектив год за годом знакомил публику с европейской, русской и, конечно, американской музыкой. В XIX веке это были американские премьеры Бетховена, Брамса, Шуберта, Шумана, Мендельсона – его Хилл приглашал продирижировать оркестром, но поездка Мендельсона в Америку не состоялась.


Буклет, изданный Госконцертом СССР к гастролям Нью-Йоркского филармонического оркестра. Обложка и разворот с полным составом оркестра.
Буклет хранится в библиотеке Филармонии.

В списке мировых премьер особое место занимает Девятая симфония Дворжака «Из Нового Света», с триумфом исполненная 15 декабря 1893 года под управлением главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра Антона Зайдля в Карнеги-холле. Среди других важных событий называют и выступление за пультом оркестра 5 мая 1891 года на открытии Карнеги-холла Петра Ильича Чайковского. На самом деле в тот вечер Чайковский дирижировал Нью-Йоркским симфоническим оркестром, который в 1928 году вошел в состав Филармонического оркестра. Это слияние, вызванное экономическими причинами времен Великой депрессии, привело и к слиянию биографий обоих коллективов в одну большую историю Нью-Йоркского филармонического.

Леонард Бернстайн и Нью-Йоркский филармонический оркестр в концерте 28 августа 1959 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С 1847 года, после ухода Юрели Хилла, оркестр часто менял руководителей. В XIX веке это были сплошь немецкие музыканты, в следующем столетии появились русский Василий Сафонов (1906–1909), чех Йозеф Странский (1911–1923). Но именно в ХХ веке в истории оркестра начинается эпоха великих главных дирижеров. Ее откроет Густав Малер (1909–1911). В 1922–1930 должность руководителя оркестра занимает Виллем Менгельберг, последние два года он работает вместе с Артуро Тосканини, который возглавляет коллектив до 1936 года. При Тосканини американский оркестр завоюет мировую славу, отправившись в первые европейские турне. В том же 1928-м оркестр значительно расширяет аудиторию, начав радиотрансляции концертов, они дадут огромный толчок для популяризации академической музыки по всей Америке. Традицию эту продолжат и другие именитые руководители Нью-Йоркского филармонического – Джон Барбиролли (1936–1941), Артур Родзинский (1943–1947), Бруно Вальтер (1947–1949), Леопольд Стоковский (1949–1958), Димитрис Митропулос (1949–1958).

Важной частью репертуарной политики оркестра и всего Нью-Йоркского филармонического общества, были заказы новых сочинений крупнейшим композиторам своей эпохи. По заказу оркестра в разные годы были написаны не только многие партитуры американцев – от Гершвина и Копланда до Айвза, Кейджа и Корильяно, но также Симфония в трех движениях Игоря Стравинского (ее премьера прошла под управлением автора в 1946 году), Концерт для органа с оркестром Пауля Хиндемита, Филармоническая увертюра Дариюса Мийо, «Озарения потустороннего» Оливье Мессиана, Седьмая симфония Альфреда Шнитке, Второй фортепианный концерт («Звоны») Родиона Щедрина

Разумеется, представлял оркестр и премьеры сочинений Леонарда Бернстайна – на протяжении 11 лет, с 1958-го по 1969 год, он был главным дирижером коллектива.

Просветительский посыл, изначально заложенный в программы оркестра, при Бернстайне получает всё новые и новые формы. Наряду с общедоступными концертами в парках, радио- и телетрансляциями, открытыми репетициями, Бернстайн вводит абонемент «Концерты для молодежи» – их популярность была поистине невероятна, говорили, что будущие мамы записывали своих детей на абонемент еще во время беременности!

Именно с Бернстайном Нью-Йоркский филармонический оркестр впервые приезжает в СССР в рамках грандиозного концертного тура – музыканты побывают в семнадцати странах и дадут 50 концертов. Шесть из них прошли в Большом зале Ленинградской филармонии с 28 августа по 2 сентября 1958 года.

В Советском Союзе оркестр принимали со смешанными чувствами. Это не был первый симфонический коллектив из США, пересекший советскую границу, – здесь уже побывали Филадельфийский и Бостонский оркестры, однако приезд Нью-Йоркского филармонического, несомненно, свидетельствовал об оттепельных настроениях, подтверждений которых очень ждала советская публика. С другой стороны, сама фигура Бернстайна – невероятно, вызывающе свободного в жизни и на сцене, и восхищала, и смущала одновременно, как смущала его необычная манера предварять концерты небольшими лекциями – несогласованность текста, произнесенного со сцены, заранее вызывала опасение, даже если в нем не было ничего крамольного. Поражали программы оркестра, где рядом с Бетховеном, Брамсом, Берлиозом, Равелем звучало сочинение авангардиста Айвза, но главное – впервые с конца 1920-х годов – «Весна священная» Стравинского, которую Бернстайн со сцены назвал «революцией, не меньшей, чем та, что произошла у вас в 1917 году»!

Главный дирижер исполняет во время гастролей и свое сочинение – Симфонию № 2 для фортепиано с оркестром «Век тревоги», солирует пианист Сеймур Липкин. Выбор Бернстайна вряд ли стал случайным: симфония, вдохновленная одноименной эклогой Уистена Одена, посвящена Сергею Кусевицкому, и Бернстайн, несомненно, знал, какой важной фигурой Кусевицкий был не только для Америки, но и для музыкальной жизни дореволюционных Москвы и Петербурга, а потом и Петрограда, где в 1917–1920 возглавлял бывший Придворный и будущий Филармонический оркестр.


Дирижер Томас Шипперс и Нью-Йоркский филармонический оркестр в концерте 2 сентября 1959 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Три из шести программ Нью-Йоркского оркестра проходят под управлением Томаса Шипперса. Дирижер, известный в первую очередь работой на оперных сценах, включает в программы симфонические фрагменты из музыкальных драм Вагнера, но также симфонии и Чайковского, Брамса и сюиту из «Жар-птицы» Стравинского.

Томас Шипперс (он никогда не являлся постоянным дирижером оркестра) и Эрих Лайнсдорф (он также работал с Нью-Йоркским филармоническим от случая к случаю) стояли за пультом оркестра и во время его следующего визита в СССР в 1976 году. В программах приняли участие и советские солисты – Эмиль Гилельс (только в Москве) и Владимир Спиваков – в Московской консерватории и Ленинградской филармонии он играл Концерт Гайдна. В этот период (1971–1977) Нью-Йоркским филармоническим руководил Пьер Булез, который в 1967 году дирижировал в ленинградском Большом зале британским Симфоническим оркестром Би-Би-Си, однако с нью-йоркскими музыкантами в гастрольный тур не поехал. В отчетах о той поездке оркестранты пишут в американской прессе о бессонных ночах, проведенных в бурных застольях с советскими коллегами, отмечают, что публика стала гораздо более раскована по сравнению с 1959 годом, однако находят в ней меньше энтузиазма. Параллельно с выступлениями концертмейстеры всех оркестровых групп и дирижеры проводят мастер-классы в Московской и Ленинградской консерваториях. В одной из заметок сообщалось, что директор оркестра Альберт Уебстер привез с собой копии партитур современных американских композиторов, распространив их среди интересующихся советских музыкантов. Однако едва ли сочинения Эллиота Картера или Джона Кейджа могли быть вскоре исполнены по этим партитурам в СССР...

Эрих Лайнсдорф дирижирует Нью-Йоркским филармоническим оркестром в концерте в Большом зале 8 сентября 1976 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В третий и пока последний раз Нью-Йоркский филармонический приезжает в Ленинградскую филармонию в 1988 году и дает три концерта в рамках фестиваля «Музыка за гуманизм, мир и дружбу между народами». Всеми программами дирижирует художественный руководитель и главный дирижер Зубин Мета (1978–1991). 2 июня 1988 года он включает в программу и «Весну священную», которая звучала во время первых гастролей нью-йоркских музыкантов. На программке указано, что это был 175-й концерт с момента основания оркестра.

К истории в коллективе вообще относятся трепетно. На сайте оркестра выложен полный архив программок с 1842 года по нынешний день, гастрольные буклеты, которые за долгие десятилетия существования оркестра печатались в разных странах, на разных континентах. В сетевом архиве можно найти и отсканированные партитуры, принадлежащие дирижерам Нью-Йоркской филармонии, в том числе и партитуру Стравинского, по которой в Ленинграде в 1959 году дирижировал Леонард Бернстайн.

Зубин Мета и Нью-Йоркский филармонический оркестр в концерте 31 мая 1988 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

XXI столетие музыканты встретили под руководством Курта Мазура, который работал с оркестром с 1991-го по 2002 год. На следующие семь лет его сменил Лорин Маазель. Оба дирижера появлялись и в Ленинградской-Петербургской филармонии, но с другими коллективами. Не выступал в Большом зале Алан Гилберт – потомственный музыкант Нью-Йоркского филармонического: как и его родители, он работал здесь как скрипач, а в 2009–2017 был главным дирижером коллектива. 9 апреля 2004 года Заслуженным коллективом дирижировал в Большом зале Яап ван Цведен, который вступил в должность главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра в 2018 году.

О. Р.


Концерты

  • 28 августа 1959

    (гастрольный буклет с составом оркестра и рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Гастроли в СССР
    Нью-Йоркский Филармонический оркестр
    Дирижер – Леонард Бернстайн

    Бетховен. Увертюра из музыки к трагедии И. Гёте «Эгмонт». Бернстайн. Симфония № 2 для фортепиано с оркестром («Век тревог»). Брамс. Симфония № 1

  • 29 августа 1959

    (гастрольный буклет с составом оркестра и рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Гастроли в СССР
    Нью-Йоркский Филармонический оркестр
    Дирижер – Леонард Бернстайн

    Барбер. Очерк для оркестра № 2. Бетховен. Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели. Берлиоз. Фрагменты из драматической симфонии «Ромео и Джульетта»

  • 30 августа 1959

    (гастрольный буклет с составом оркестра и рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Гастроли в СССР
    Нью-Йоркский Филармонический оркестр
    Дирижер – Леонард Бернстайн

    Берлиоз. Увертюра «Римский карнавал». Айвз. «Вопрос, оставшийся без ответа». Равель. Хореографическая поэма «Вальс». Стравинский. «Весна священная». Концерт для фортепиано и духовых инструментов

  • 31 августа 1959

    (гастрольный буклет с составом оркестра и рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Гастроли в СССР
    Нью-Йоркский Филармонический оркестр
    Дирижер – Леонард Бернстайн

    Бетховен. Симфония № 8. Барбер. «Размышление Медеи и танец мщения». Чайковский. Симфония № 4 (ручкой зачеркнуты фрагменты из опер Вагнера)

  • 1 сентября 1959

    (В буклете гастролей концерт отсутствует, есть только в рукописной книге)

    Симфонический концерт
    Нью-Йоркский Филармонический оркестр
    Дирижер – Томас Шипперс

    Бетховен. Симфония № 8. Барбер. «Размышление Медеи и танец мщения». Чайковский. Симфония № 4

  • 2 сентября 1959

    (гастрольный буклет с составом оркестра и рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Гастроли в СССР
    Нью-Йоркский Филармонический оркестр
    Дирижер – Томас Шипперс

    Россини. Увертюра к опере «Осада Коринфа». Д. Даймонд. «Мир Пауля Клее». Стравинский. Сюита из сказки-балета «Жар-птица». Брамс. Симфония № 2

  • 8 сентября 1976

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эрих Лайнсдорф (США)

    Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Харрис. Симфония № 3. Штраус Р. Симфоническая поэма «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Гайдн. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Равель. Хореографическая поэма «Вальс»

  • 9 сентября 1976

    Симфонический концерт
    Дирижер – Томас Шипперс (США)

    Бернстайн. Увертюра «Кандид». Барток. Концерт для оркестра. Брамс. Симфония № 4

  • 10 сентября 1976

    1-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эрих Лайнсдорф (США)

    Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Барбер. Симфония № 1. Малер. Симфония № 5

  • 11 сентября 1976

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эрих Лайнсдорф (США)

    Бетховен. Увертюра из музыки к трагедии Гёте «Эгмонт». Моцарт. Симфония № 38 «Пражская». Копленд. Концерт для кларнета, струнного оркестра, арфы и фортепиано. Стравинский. Сюита из балета «Жар-птица»

  • 1 июня 1988

    Третий Международный музыкальный фестиваль в СССР «Музыка за гуманизм, за мир и дружбу между народами»
    Симфонический концерт
    Нью-Йоркский филармонический оркестр (США)
    Дирижер – Зубин Мета

    Цвилих. «Симболон». Шуберт. Симфония № 2. Стравинский. «Весна священная»

  • 2 июня 1988

    146-й концертный сезон (11175-й концерт)

    Третий Международный музыкальный фестиваль в СССР «Музыка за гуманизм, за мир и дружбу между народами»
    Симфонический концерт
    Дирижер – Зубин Мета

    Штраус. Симфоническая поэма «Так говорил Заратустра». Брамс. Симфония № 2




Другие материалы

Симфонический оркестр Би-Би-Си

Симфонический оркестр Би-Би-Си

Симфонический оркестр основан в 1930 году
Королевский филармонический оркестр

Королевский филармонический оркестр

Симфонический оркестр Основан в 1946 году

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»