Персоны

Хайнц Унгер

1895–1965
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Хайнц Унгер

Биография

Унгер Хайнц / Heinz Heinrich Unger (в программах Филармонии и рецензиях – Гейнц Унгер) – немецкий дирижер, в 1934–1936 – штатный дирижер Симфонического оркестра Ленинградского радио, будущего Академического оркестра филармонии.

Хайнц Унгер родился и получил образование в Берлине, с юности восхищался музыкой Малера – его «Песнь о земле» побудила доктора юриспруденции Унгера посвятить себя музыке. Первая симфония и «Песнь о земле» вошли в программы его дебютных концертов с Берлинским филармоническим оркестром в 1920 году, а позднее, уже в Америке, он стал почетным председателем Малеровского общества. Дирижер сделал быструю и успешную карьеру на родине, много гастролировал за рубежом, включая СССР – Москву, Ленинград и Киев. В 1933 году Унгер переехал в Лондон, где работал с Лондонским филармоническим и оркестром Northern Philharmonia, выступал на BBC Proms. А с 1947 года и до конца жизни дирижер жил и работал в Канаде, продолжая гастролировать.

В СССР Унгер впервые приехал в 1924 году по рекомендации Артура Шнабеля, а в мае 1925-го дал три концерта с ленинградским Филармоническим оркестром в Большом зале. Первая программа – Моцарт, Бетховен, вторая полностью посвящена русской музыке – Скрябин («Божественная поэма»), Стравинский («Фейерверк») и ленинградская премьера Третьего концерта Прокофьева, в котором солировала Наталия Позняковская. Критика единодушно хвалит молодого дирижера. Но всеобщее разочарование вызывает его интерпретация Малера: в третьем концерте звучат «Песни об умерших детях» и Пятая симфония. Впрочем, больше, чем Унгеру, достается самому Малеру – за «банальность и несамостоятельность музыкальной мысли, слащавую сентиментальность», «крикливую грандиозность формы, фальшивы пафос, трескучую инструментовку».

Малера Унгер еще будет дирижировать в Филармонии, но не в следующий приезд, который состоится зимой 1930 года. После концерта 7 февраля (последнего из четырех), где прозвучали увертюра к «Свадьбе Фигаро» и Маленькая ночная серенада Моцарта, Первая симфония Брамса и Первый фортепианный концерт Листа со Львом Обориным, Хайнц Унгер оставляет запись в «Золотой книге»:

«Выдающемуся оркестру Ленинградской филармонии с искренним уважением и благодарным воспоминанием о нашей прекрасной и успешной совместной работе в январе–феврале 1930 года».

С этим оркестром Унгер будет работать вплоть до 1937 года, приезжая в Филармонию с сериями концертов.

В Ленинграде он теперь бывает подолгу. В СССР все еще сохраняется мода на зарубежных дирижеров: Филармоническим оркестром с 1934-го руководит австриец Фриц Штидри (в молодости Унгер брал у него уроки дирижирования), Хайнца Унгера в том же 1934-м приглашают в только что созданный Большой симфонический оркестр Ленинградского радио, с которым он работает по контракту шесть месяцев в году. Одновременно Унгер продолжает выступать с Заслуженным коллективом Республики. В 1934 году они дают несколько летних концертов в ЦПКиО, а летом 1935-го выезжают на гастроли в Баку.

Программы Унгера 1930-х годов ориентированы на европейскую классику – Бах, Моцарт и Бетховен, Мендельсон, Шуберт, Лист и Брамс, Вагнер, Брукнер и Малер. Дирижер много исполняет Берлиоза – Фантастическую симфонию, «Гарольда в Италии», полную версию лирической монодрамы «Лелио, или Возвращение к жизни» для чтеца, тенора, баритона, хора и оркестра. С Унгером выступают русские солисты – артисты ГАТОБа (Мариинского театра), скрипач Мирон Полякин, пианист Лев Оборин, однажды он даже аккомпанирует Кабалевскому, который играет свой Второй фортепианный концерт.

Двухгодичный контракт с Оркестром радиокомитета завершается в конце 1936 года. Именно тогда Унгер несколько раз выступит с этим коллективом в Зале капеллы: концерты организованы Филармонией. За пультом Филармонического оркестра Хайнц Унгер последний раз стоит 12 апреля 1937 года – это был их 25-й совместный концерт в Большом зале. С тех пор в СССР дирижер не приезжал. О своем русском опыте он напишет в очерке с красноречивым названием «Молот, серп и дирижерская палочка», который опубликуют в Лондоне в 1939 году.


Хайнц Унгер

Хайнц Унгер

Дирижер 7 февраля 1930



Другие материалы

Ольга Карасулова

Ольга Карасулова

Сопрано 1886–1977
Леонид Барабейчик

Леонид Барабейчик

Фортепиано 1889–1975

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»