Персоны
Хайнц Унгер
Биография
Унгер Хайнц / Heinz Heinrich Unger (в программах Филармонии и рецензиях – Гейнц Унгер) – немецкий дирижер, в 1934–1936 – штатный дирижер Симфонического оркестра Ленинградского радио, будущего Академического оркестра филармонии.
Хайнц Унгер родился и получил образование в Берлине, с юности восхищался музыкой Малера – его «Песнь о земле» побудила доктора юриспруденции Унгера посвятить себя музыке. Первая симфония и «Песнь о земле» вошли в программы его дебютных концертов с Берлинским филармоническим оркестром в 1920 году, а позднее, уже в Америке, он стал почетным председателем Малеровского общества. Дирижер сделал быструю и успешную карьеру на родине, много гастролировал за рубежом, включая СССР – Москву, Ленинград и Киев. В 1933 году Унгер переехал в Лондон, где работал с Лондонским филармоническим и оркестром Northern Philharmonia, выступал на BBC Proms. А с 1947 года и до конца жизни дирижер жил и работал в Канаде, продолжая гастролировать.
В СССР Унгер впервые приехал в 1924 году по рекомендации Артура Шнабеля, а в мае 1925-го дал три концерта с ленинградским Филармоническим оркестром в Большом зале. Первая программа – Моцарт, Бетховен, вторая полностью посвящена русской музыке – Скрябин («Божественная поэма»), Стравинский («Фейерверк») и ленинградская премьера Третьего концерта Прокофьева, в котором солировала Наталия Позняковская. Критика единодушно хвалит молодого дирижера. Но всеобщее разочарование вызывает его интерпретация Малера: в третьем концерте звучат «Песни об умерших детях» и Пятая симфония. Впрочем, больше, чем Унгеру, достается самому Малеру – за «банальность и несамостоятельность музыкальной мысли, слащавую сентиментальность», «крикливую грандиозность формы, фальшивы пафос, трескучую инструментовку».
Малера Унгер еще будет дирижировать в Филармонии, но не в следующий приезд, который состоится зимой 1930 года. После концерта 7 февраля (последнего из четырех), где прозвучали увертюра к «Свадьбе Фигаро» и Маленькая ночная серенада Моцарта, Первая симфония Брамса и Первый фортепианный концерт Листа со Львом Обориным, Хайнц Унгер оставляет запись в «Золотой книге»:
«Выдающемуся оркестру Ленинградской филармонии с искренним уважением и благодарным воспоминанием о нашей прекрасной и успешной совместной работе в январе–феврале 1930 года».
С этим оркестром Унгер будет работать вплоть до 1937 года, приезжая в Филармонию с сериями концертов.
В Ленинграде он теперь бывает подолгу. В СССР все еще сохраняется мода на зарубежных дирижеров: Филармоническим оркестром с 1934-го руководит австриец Фриц Штидри (в молодости Унгер брал у него уроки дирижирования), Хайнца Унгера в том же 1934-м приглашают в только что созданный Большой симфонический оркестр Ленинградского радио, с которым он работает по контракту шесть месяцев в году. Одновременно Унгер продолжает выступать с Заслуженным коллективом Республики. В 1934 году они дают несколько летних концертов в ЦПКиО, а летом 1935-го выезжают на гастроли в Баку.
Программы Унгера 1930-х годов ориентированы на европейскую классику – Бах, Моцарт и Бетховен, Мендельсон, Шуберт, Лист и Брамс, Вагнер, Брукнер и Малер. Дирижер много исполняет Берлиоза – Фантастическую симфонию, «Гарольда в Италии», полную версию лирической монодрамы «Лелио, или Возвращение к жизни» для чтеца, тенора, баритона, хора и оркестра. С Унгером выступают русские солисты – артисты ГАТОБа (Мариинского), скрипач Мирон Полякин, пианист Лев Оборин, однажды он даже аккомпанирует Кабалевскому, который играет свой Второй фортепианный концерт.
Двухгодичный контракт с Оркестром радиокомитета завершается в конце 1936 года. Именно тогда Унгер несколько раз выступит с этим коллективом в Зале капеллы: концерты организованы Филармонией. За пультом Филармонического оркестра Хайнц Унгер последний раз стоит 12 апреля 1937 года – это был их 25-й совместный концерт в Большом зале. С тех пор в СССР дирижер не приезжал. О своем русском опыте он напишет в очерке с красноречивым названием «Молот, серп и дирижерская палочка», который опубликуют в Лондоне в 1939 году.
И. Р.
Концерты
-
6 мая 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Хайнц УнгерМоцарт. Серенада «Хаффнер». Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Бетховен. Большая фуга для струнного оркестра. Симфония № 5
-
12 мая 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Хайнц Унгер
Солистка – Наталия ПозняковскаяСкрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Прокофьев. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Стравинский. Фантазия «Фейерверк»
-
20 мая 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Хайнц УнгерК. Ф. Э. Бах. Концерт для оркестра. Малер. «Песни об умерших детях». Симфония № 5
-
25 января 1930
Филармонический оркестр
Дирижер – Хайнц Унгер (Берлин)Мендельсон. Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера». Концерт для скрипки с оркестром. Брукнер. Симфония № 4 «Романтическая»
-
29 января 1930
Филармонический оркестр
Дирижер – Хайнц Унгер (Берлин)Шуберт. Симфония № 7. Чайковский. Ария из оперы «Мазепа». Ария из оперы «Иоланта». Симфония № 4
-
1 февраля 1930
Филармонический оркестр
Вагнер
Дирижер – Хайнц Унгер (Берлин)В программе: Вагнер
-
7 февраля 1930
Филармонический оркестр
Дирижер – Хайнц Унгер (Берлин)
Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». «Маленькая ночная серенада». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Брамс. Симфония № 1
-
4 ноября 1930
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Хайнц УнгерГайдн. Симфония № 100 «Военная». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 4
-
15 ноября 1930
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Хайнц УнгерБетховен. Увертюра «Кориолан». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Брукнер. Симфония № 9
-
18 ноября 1930
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Хайнц УнгерВагнер. Фрагменты из опер «Валькирия», «Гибель богов». Малер. Симфония № 1 «Титан»
-
21 ноября 1930
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Хайнц УнгерР. Штраус. «Так говорил Заратустра». Вагнер. Рассказ Вальтрауты из музыкальной драмы «Гибель богов». Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»
-
22 октября 1931
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Хайнц Унгер (Германия)Глюк. Увертюра к опере «Ифигения в Авлиде». Малер. Симфония № 2 «Воскресение»
-
24 октября 1931
(анонс)
Симфонический концерт
Лист
Дирижер – Хайнц Унгер (Германия)Лист. «Фауст-симфония». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Мефисто-вальс № 2
-
27 октября 1931
(анонс)
Симфонический концерт
Филармонический оркестр
Дирижер – Хайнц Унгер (Германия)Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Моцарт. Немецкие танцы. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Мефисто-вальс № 2
-
29 октября 1931
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Хайнц Унгер (Германия)Моцарт. Увертюра к опере «Дон Жуан». Стравинский. Сюита из балета «Пульчинелла». Моцарт. Арии из опер «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан». Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная»
-
12 февраля 1935
6-й концерт 2-го абонемента (анонс)
Гектор Берлиоз. «Эпизод из жизни артиста»
Берлиоз. Фантастическая симфония. Монодрама «Лелио, или возвращение к жизни». Монодрамы
-
20 апреля 1935
7-й концерт 3-го абонемента (анонс)
Гектор Берлиоз. «Эпизод из жизни артиста»
Берлиоз. Фантастическая симфония. «Лелио, или возвращение к жизни». Монодрамы
-
15 февраля 1936
(машинопись)
Моцарт
Моцарт. Реквием
-
24 октября 1936
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Симфонический концерт
Дирижер – Хайнц Унгер (Германия)Бах. Сюита для оркестра № 2. Бах–Бузони. Концерт для скрипки с оркестром. Бах. Пастораль соль мажор. Сюита для оркестра № 3
-
5 ноября 1936
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Симфонический оркестр
Дирижер – Хайнц Унгер (Германия)Мендельсон. Увертюра из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Моцарт. Симфония № 35 «Хаффнер». Берлиоз. Симфония «Гарольд в Италии»