Персоны
Монреальский симфонический оркестр
Биография
Монреальский симфонический оркестр / Orchestre symphonique de Montréal – ведущий канадский симфонический коллектив.
Попытки создать симфонический оркестр в Монреале предпринимались с середины XIX века. Еще в 1845 году городские газеты призвали музыкантов объединиться для исполнения симфонических партитур. Однако первые концерты случились лишь в 1863 году и с этого момента носили эпизодический характер. В 1894-м был собран относительно постоянный состав оркестрантов, которые выступали под названием «Монреальский симфонический оркестр», но просуществовал он всего два сезона. Ту же участь разделили и новые коллективы, основанные в 1898 и в 1927 годах.
Наконец, в январе 1935 года состоялось первое выступление оркестра, который тогда получил название Les Concerts Symphoniques – именно этот коллектив положит начало истории современного Монреальского симфонического оркестра. Его появлению во многом способствовали разногласия между франкоканадцами и англоканадцами – у последних уже был свой городской оркестр Монреаля, но франкоговорящее население провинции Квебек он не устраивал. И хотя музыкантов на два симфонических коллектива в городе явно не хватало, и струнники с духовиками играли концерты в обоих оркестрах по очереди, в программках обязательно указывалось, что Les Concerts Symphoniques почти полностью укомплектован оркестрантами, говорящими исключительно по-французски.
Первыми главными дирижерами будущего MSO стали Вильфрид Пеллетье (Joseph Louis Wilfrid Pelletier) (с 1935 по 1940) и Дезире Дефо (1941–1953). Оба они совмещали работу в Монреале с другими контрактами: Пеллетье был штатным дирижером нью-йоркской Метрополитен-оперы, Дефо руководил Чикагским симфоническим оркестром, а также активно гастролировал по США и Европе. Несмотря на то, что график выступлений в Монреале приходилось подстраивать под расписание дирижеров, Оркестр дает в эти годы немало канадских премьер европейских композиторов, в программы Дезире Дефо входит и русская музыка – с оркестром и приглашенными певцами он ставит «Бориса Годунова», исполняет Девятую симфонию Шостаковича. За пультом Les Concerts Symphoniques появляются и приглашенные музыканты первой величины – Пьер Монтё, Фриц Буш, сэр Томас Бичем, Леонард Бернстайн, Георг Шолти, Леопольд Стоковский, Отто Клемперер, который в 1950–1953 является художественным консультантом коллектива. С оркестром во время канадских гастролей солируют Артур Рубинштейн, Рудольф Сёркин, Яша Хейфец, Иегуди Менухин, Григорий Пятигорский…
С 1954 года коллектив получает нынешнее название – Монреальский симфонический оркестр. В 1957–1961 его возглавляет Игорь Маркевич. И хотя для него Канада тоже не станет единственным местом работы на этот период (параллельно Маркевич руководит оркестрами Гаваны и Парижа), но за четыре года, проведенных в Квебеке, он успеет сделать немало. Маркевич не только значительно расширит репертуар: именно при нем MSO становится коллективом с укомплектованным штатом, музыканты получают зарплату, а вместе с ней и запрет на выступления в других оркестрах.
В 1961 году уроженца Киева Маркевича сменит родившийся в индийском Бомбее Зубин Мета. И в жизни коллектива начнется новый, яркий период. Для главного дирижера Зубин Мета очень молод – ему всего 25 лет, но с тем большим энтузиазмом он приступает к работе со своим первым оркестром. Уже в 1962 году Мета везет Montreal Symphony в европейское турне. Оркестр выступает в Париже и Вене, Москве и Ленинграде.
Концерт 30 апреля 1962 года. Дирижер Зубин Мета.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В Большом зале филармонии музыканты дают три концерта: двумя дирижирует сам Зубин Мета, одной программой – Жак Бодри. Для ленинградской публики они исполняют разнообразные программы: тут и увертюры Вебера и Вагнера, симфонии Дворжака, Франка и Стравинского («в трех движениях»), «Музыка на воде» Генделя и «Танцы из Галанты» Кодаи, сочинения композитора из Квебека Жана Валлеранда и итальянца Клаудио Маттона. С оркестром приезжают и канадские солисты – певица Тереза Стратас исполняет итальянские оперные арии, пианист Рональд Турини играет концерты Листа и Рахманинова.
Больше Montreal Symphony Ленинград-Петербург не посетит, хотя и Зубин Мета, и другие дирижеры, чья судьба в тот или иной момент окажется связанной с Монреальским симфоническим оркестром, будут выступать на этой сцене не раз. А многолетний руководитель коллектива Шарль Дютуа даже станет приглашенным дирижером Петербургского филармонического оркестра ( ЗКР).
Контракт Дютуа окажется самым долговременным во всей истории Монреальского симфонического: на посту главного дирижера он проведет 25 лет – с 1977-го по 2002 год. Именно с его приходом MSO получает руководителя, который заинтересован в коренном преобразовании. Маэстро обещает сделать из оркестра коллектив мирового уровня и начинает активно двигаться к этой цели. Кому-то даже покажется, что слишком активно: на исходе двух с половиной десятилетий Дютуа и его оркестр потеряют общий язык, дирижера обвинят в «агрессивном, авторитарном стиле управления» и прочих грехах, пост он покинет со скандалом. Но пока с конца 1970-х Монреальский симфонический получает всё новые контракты с ведущими звукозаписывающими фирмами, а сами записи завоевывают престижные музыкальные награды. Под управлением Шарля Дютуа Montreal Symphony выступает в Европе и Азии – Гонконге, Южной Корее, Японии, постоянно играет в лучших американских залах, проводит множество фестивалей в Канаде. Маэстро вводит практику открытых летних концертов, собирая тысячи слушателей.
Концерт 30 апреля 1962 года. Солист Рональд Турини.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
После ухода Дютуа MSO возглавляет канадский дирижер Жак Лакомб, но он задерживается в Монреале всего на четыре сезона. С 2006 года начинается долгая эпоха Кента Нагано, который остается главным дирижером коллектива до 2020-го, развивая богатые традиции, заложенные его предшественниками на этом посту. В сезоне 2008/2009, когда оркестр отмечает 75-летний юбилей, Нагано отправляется вместе со своим коллективом в масштабное европейское турне, выступая в Париже, Вене, Брюсселе. Позднее он будет дирижировать канадским оркестром на Зальцбургском фестивале, гастролировать по Японии и Южной Корее. В сентябре 2011 года концертом МСО под управлением Нагано открываетcя новый концертный зал – La Maison Symphonique. Здесь в 2010/2011 оркестр дает серию концертов из сочинений Шарля Дютуа, тем самым показывая, что давний конфликт бывшего главного дирижера и Монреальского симфонического оркестра исчерпан. В программах MSO много и другой новой музыки – Булеза, Штокгаузена. Впрочем, премию Джуно (канадский аналог американской «Грэмми») Нагано и его оркестр получил за диск с сочинениями прошлых эпох, альбом назывался «Идеалы Французской революции» и включал фортепианные концерты (№№ 4 и 5) и Пятую симфонию Бетховена и «Песнь о Земле» Малера.
Бетховенской монографией Кент Нагано дирижировал и за пультом петербургского Заслуженного коллектива в один из своих приездов в Большой зал. С Монреальским симфоническим оркестром он на этой сцене не появлялся.
В 2021 году позицию музыкального руководителя коллектива занял венесуэльский дирижер Рафаэль Пайяре (Rafael Payare, род. в 1980).
О. Р.
Концерты
-
29 апреля 1962
Симфонический концерт
Дирижер – Зубин МетаВ программе: Вебер, Маттон, Моцарт, Пуччини, Верди, Дворжак
-
30 апреля 1962
Симфонический концерт
Дирижер – Зубин МетаВагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец». Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини. Стравинский. Симфония в трех частях. Кодаи. «Танцы из Галанты»
-
2 мая 1962
Симфонический концерт
Дирижер – Жак БодриГендель. «Музыка на воде». Валлеранд. «Дьявол в Бефруа». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Франк. Симфония ре минор
-
3 мая 1962
(повтор программы 30 апреля)
Симфонический концерт
Дирижер – Зубин МетаВагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец». Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини. Стравинский. Симфония в трех частях. Кодаи. «Танцы из Галанты»