Персоны

Монреальский симфонический оркестр

1935 – наст. время
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Монреальский симфонический оркестр

Биография

Монреальский симфонический оркестр / Orchestre symphonique de Montréal – ведущий канадский симфонический коллектив.

Попытки создать симфонический оркестр в Монреале предпринимались с середины XIX века. Еще в 1845 году городские газеты призвали музыкантов объединиться для исполнения симфонических партитур. Однако первые концерты случились лишь в 1863 году и с этого момента носили эпизодический характер. В 1894-м был собран относительно постоянный состав оркестрантов, которые выступали под названием «Монреальский симфонический оркестр», но просуществовал он всего два сезона. Ту же участь разделили и новые коллективы, основанные в 1898 и в 1927 годах.

Наконец, в январе 1935 года состоялось первое выступление оркестра, который тогда получил название Les Concerts Symphoniques – именно этот коллектив положит начало истории современного Монреальского симфонического оркестра. Его появлению во многом способствовали разногласия между франкоканадцами и англоканадцами – у последних уже был свой городской оркестр Монреаля, но франкоговорящее население провинции Квебек он не устраивал. И хотя музыкантов на два симфонических коллектива в городе явно не хватало, и струнники с духовиками играли концерты в обоих оркестрах по очереди, в программках обязательно указывалось, что Les Concerts Symphoniques почти полностью укомплектован оркестрантами, говорящими исключительно по-французски.

Первыми главными дирижерами будущего MSO стали Вильфрид Пеллетье (Joseph Louis Wilfrid Pelletier) (с 1935 по 1940) и Дезире Дефо (1941–1953). Оба они совмещали работу в Монреале с другими контрактами: Пеллетье был штатным дирижером нью-йоркской Метрополитен-оперы, Дефо руководил Чикагским симфоническим оркестром, а также активно гастролировал по США и Европе. Несмотря на то, что график выступлений в Монреале приходилось подстраивать под расписание дирижеров, Оркестр дает в эти годы немало канадских премьер европейских композиторов, в программы Дезире Дефо входит и русская музыка – с оркестром и приглашенными певцами он ставит «Бориса Годунова», исполняет Девятую симфонию Шостаковича. За пультом Les Concerts Symphoniques появляются и приглашенные музыканты первой величины – Пьер Монтё, Фриц Буш, сэр Томас Бичем, Леонард Бернстайн, Георг Шолти, Леопольд Стоковский, Отто Клемперер, который в 1950–1953 является художественным консультантом коллектива. С оркестром во время канадских гастролей солируют Артур Рубинштейн, Рудольф Сёркин, Яша Хейфец, Иегуди Менухин, Григорий Пятигорский…

С 1954 года коллектив получает нынешнее название – Монреальский симфонический оркестр. В 1957–1961 его возглавляет Игорь Маркевич. И хотя для него Канада тоже не станет единственным местом работы на этот период (параллельно Маркевич руководит оркестрами Гаваны и Парижа), но за четыре года, проведенных в Квебеке, он успеет сделать немало. Маркевич не только значительно расширит репертуар: именно при нем MSO становится коллективом с укомплектованным штатом, музыканты получают зарплату, а вместе с ней и запрет на выступления в других оркестрах.

В 1961 году уроженца Киева Маркевича сменит родившийся в индийском Бомбее Зубин Мета. И в жизни коллектива начнется новый, яркий период. Для главного дирижера Зубин Мета очень молод – ему всего 25 лет, но с тем большим энтузиазмом он приступает к работе со своим первым оркестром. Уже в 1962 году Мета везет Montreal Symphony в европейское турне. Оркестр выступает в Париже и Вене, Москве и Ленинграде.

Концерт 30 апреля 1962 года. Дирижер Зубин Мета.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Большом зале филармонии музыканты дают три концерта: двумя дирижирует сам Зубин Мета, одной программой – Жак Бодри. Для ленинградской публики они исполняют разнообразные программы: тут и увертюры Вебера и Вагнера, симфонии Дворжака, Франка и Стравинского («в трех движениях»), «Музыка на воде» Генделя и «Танцы из Галанты» Кодаи, сочинения композитора из Квебека Жана Валлеранда и итальянца Клаудио Маттона. С оркестром приезжают и канадские солисты – певица Тереза Стратас исполняет итальянские оперные арии, пианист Рональд Турини играет концерты Листа и Рахманинова.

Больше Montreal Symphony Ленинград-Петербург не посетит, хотя и Зубин Мета, и другие дирижеры, чья судьба в тот или иной момент окажется связанной с Монреальским симфоническим оркестром, будут выступать на этой сцене не раз. А многолетний руководитель коллектива Шарль Дютуа даже станет приглашенным дирижером Петербургского филармонического оркестра ( ЗКР).

Контракт Дютуа окажется самым долговременным во всей истории Монреальского симфонического: на посту главного дирижера он проведет 25 лет – с 1977-го по 2002 год. Именно с его приходом MSO получает руководителя, который заинтересован в коренном преобразовании. Маэстро обещает сделать из оркестра коллектив мирового уровня и начинает активно двигаться к этой цели. Кому-то даже покажется, что слишком активно: на исходе двух с половиной десятилетий Дютуа и его оркестр потеряют общий язык, дирижера обвинят в «агрессивном, авторитарном стиле управления» и прочих грехах, пост он покинет со скандалом. Но пока с конца 1970-х Монреальский симфонический получает всё новые контракты с ведущими звукозаписывающими фирмами, а сами записи завоевывают престижные музыкальные награды. Под управлением Шарля Дютуа Montreal Symphony выступает в Европе и Азии – Гонконге, Южной Корее, Японии, постоянно играет в лучших американских залах, проводит множество фестивалей в Канаде. Маэстро вводит практику открытых летних концертов, собирая тысячи слушателей.

Концерт 30 апреля 1962 года. Солист Рональд Турини.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

После ухода Дютуа MSO возглавляет канадский дирижер Жак Лакомб, но он задерживается в Монреале всего на четыре сезона. С 2006 года начинается долгая эпоха Кента Нагано, который остается главным дирижером коллектива до 2020-го, развивая богатые традиции, заложенные его предшественниками на этом посту. В сезоне 2008/2009, когда оркестр отмечает 75-летний юбилей, Нагано отправляется вместе со своим коллективом в масштабное европейское турне, выступая в Париже, Вене, Брюсселе. Позднее он будет дирижировать канадским оркестром на Зальцбургском фестивале, гастролировать по Японии и Южной Корее. В сентябре 2011 года концертом МСО под управлением Нагано открываетcя новый концертный зал – La Maison Symphonique. Здесь в 2010/2011 оркестр дает серию концертов из сочинений Шарля Дютуа, тем самым показывая, что давний конфликт бывшего главного дирижера и Монреальского симфонического оркестра исчерпан. В программах MSO много и другой новой музыки – Булеза, Штокгаузена. Впрочем, премию Джуно (канадский аналог американской «Грэмми») Нагано и его оркестр получил за диск с сочинениями прошлых эпох, альбом назывался «Идеалы Французской революции» и включал фортепианные концерты (№№ 4 и 5) и Пятую симфонию Бетховена и «Песнь о Земле» Малера.

Бетховенской монографией Кент Нагано дирижировал и за пультом петербургского Заслуженного коллектива в один из своих приездов в Большой зал. С Монреальским симфоническим оркестром он на этой сцене не появлялся.

В 2021 году позицию музыкального руководителя коллектива занял венесуэльский дирижер Рафаэль Пайяре (Rafael Payare, род. в 1980).

О. Р.


Концерты

  • 29 апреля 1962

    Симфонический концерт
    Дирижер – Зубин Мета

    В программе: Вебер, Маттон, Моцарт, Пуччини, Верди, Дворжак

  • 30 апреля 1962

    Симфонический концерт
    Дирижер – Зубин Мета

    Вагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец». Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини. Стравинский. Симфония в трех частях. Кодаи. «Танцы из Галанты»

  • 2 мая 1962

    Симфонический концерт
    Дирижер – Жак Бодри

    Гендель. «Музыка на воде». Валлеранд. «Дьявол в Бефруа». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Франк. Симфония ре минор

  • 3 мая 1962

    (повтор программы 30 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Зубин Мета

    Вагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец». Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини. Стравинский. Симфония в трех частях. Кодаи. «Танцы из Галанты»




Другие материалы

Маргарита Миглау

Маргарита Миглау

Сопрано 1923–2016
Карп Мукасян

Карп Мукасян

Актер 1925–1991

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»