Статьи

Кто в ответе за афишу? Продолжение

О художественном руководстве. 1976–2021
Кто в ответе за афишу? Продолжение

О художественном руководстве с 1921-го по 1976 год читаем тут

С 1976 года должность художественного руководителя занимает Виталий Фомин.Виталий Фомин
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Судьба его была удивительна. После школы Фомин поступил в Технологический институт, в 1956-м окончил факультет органической химии, год проработал старшим мастером на Охтинском химическом комбинате. А потом все бросил, чтобы посвятить себя музыке – главной страсти жизни. Игре на фортепиано Виталия Фомина учили с детства, как, впрочем, многих детей, которые, повзрослев, даже не прикасались к инструменту. Фомин, учась в Технологическом институте, аккомпанировал студенческому хору (им руководил знаменитый хормейстер Александр Крылов) и артистам-любителям оперного кружка, проводил вечера на концертах в филармонических залах, собирал вокруг себя таких же студентов-технарей и меломанов, в среде которых музыка оказалась и отдохновением, и смыслом жизни. В 1957 году Фомин все бросает, прощается с профессией химика, идет преподавать пение в общеобразовательную школу и готовится к поступлению в консерваторию. Диплом музыковеда защищает в 1963-м у профессора Михаила Друскина уже как сотрудник филармонии. Его появление на месте художественного руководителя филармонии было вполне закономерным. Универсальные знания музыкального наследия прошлого, открытость современным композиторским течениям обеспечивали филармонической афише при нем академическую респектабельность. Среди инициатив Виталия Сергеевича был и многолетний цикл, в котором прозвучали все симфонии Гайдна, прежде редко исполняемого в Большом зале, именные абонементы, посвященные Брамсу, Малеру, который, кстати, не относился к числу любимых композиторов ни худрука, ни главного дирижера, но это не помешало посвятить Малеру двухгодичный абонемент. О Заслуженном коллективе Фомин выпустил книжку, публиковал рецензии на концерты в периодической печати, был автором нескольких популярных музыкальных словарей. У мягкого, деликатного Фомина добрые отношения складывались с исполнителями – отечественными и зарубежными. Главным среди них оставался Евгений Александрович Мравинский – священная фигура для худрука. Смерть Мравинского в январе 1988 года стала для Фомина личной трагедией. С приходом Юрия Темирканова в его жизни многое поменялось, ее надо было выстраивать заново. Один за другим менялись и директора. А это опять новые отношения. Текущая филармоническая работа шла своим чередом, никуда не ушли хлопоты по организации гастролей оркестров, составлялись абонементы – но уже в новых экономических условиях, стеснявших реализацию амбициозных творческих планов. Больному сердцу Виталия Сергеевича Фомина такие перемены оказались не по силам. 31 октября 1994 года его не стало. Серия концертов его памяти прошла в Большом зале в ноябре 1994 года.

Вспоминая Фомина, музыковед Эра Барутчева писала:

«Музыка не оставляла его до последнего часа. Она спасала его на больничной койке, в реанимационном отделении, когда, лишенный возможности слушать даже радио «Орфей», он принужден был доверяться собственному внутреннему слуху, пропевая про себя партитуры Моцарта и Брамса («Третью симфонию – всю!», как успел он записать в своем дневнике)…»

Строчку из дневника Виталия Сергеевича Фомина вынес в название статьи к 80-летию своего друга Иосиф Генрихович Райскин – «Лучше музыки нет ничего на свете» («Музыкальный вестник», 30.04.2013).

Дневники Фомин вел всю жизнь, детские записи в семейном архиве не сохранились, но сохранились тетради с 1976 года, расшифровкой которых занялась старшая дочь Фомина и волонтеры центра «Прожито», на их сайте уже опубликованы дневники за 1984 и 1985 годы. 12 сентября 1984 года, отправившись на гастроли с ЗКР, Виталий Сергеевич написал уже в поезде о последних перед отъездом делах: «Часа 4 сидел со своими девушками, разбирали буквально каждый концерт вплоть до января. Конечно, всего не предусмотреть. Что-то (а, может быть, и многое) мои девушки будут решать сами».

Виталий Фомин и Лариса Волкова
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Среди этих «девушек» были и сменившие Фомина Лариса Волкова и Ирина Родионова, но уже в другом статусе. Должность художественного руководителя филармонии занимает главный дирижер Заслуженного коллектива Юрия Хатуевич Темирканов – с 1 июля 1995-го как совместитель, а с 22 октября 2001 года как официально утвержденный приказом Министерства культуры. Темирканов определяет общее направление репертуарной политики филармонии, список выступающих в залах артистов. Но текущая работа по планированию, формированию абонементов и открытых концертов, по приглашению дирижеров и солистов возложена на его заместителя.

В 1995–2006 эту позицию занимает Лариса Мефодиевна Волкова (род. в 1945).

В Ленинград она приехала учиться 14-летней девочкой из Ессентуков, окончила факультет хорового дирижирования сначала в Училище Римского-Корсакова (1964), потом консерватории (1969). На последнем курсе начала работать в Ленинградском комитете телевидения и радиовещания музыкальным редактором, занимаясь составлением программам  Русского народного оркестра имени Андреева и Хора радио и ТВ. В сотрудничестве с опытными руководителями этих двух коллективов – Георгием Донияхом и Григорием Сандлером, приобрела первый профессиональный опыт, который будет востребован и на новом месте работы. В 1972 году Ларису Волкову зовет ее консерваторский профессор Авенир Васильевич Михайлов, как раз получивший место художественного руководителя и главного дирижера Капеллы. В 1974-м Авенира Михайлова сменяет Владислав Чернушенко, с ним Лариса Волкова будет работать музыкальным редактором еще три года. В Капелле ей приходится отвечать не только за программы штатного коллектива – хора, но и за афишу зала, за приглашение артистов, среди которых и солисты филармонии, и ее Симфонический оркестр, регулярно выступавший в Капелле. Так она знакомится с филармоническими музыкантами и начальством и в 1977 году получает письменное предложение от директора Зои Николаевны Стрижовой перейти в филармонию на должность режиссера-постановщика Заслуженного коллектива. Ставку откроют, впрочем, лишь в 1978-м, и год Лариса Мефодиевна проработает музыкальным редактором. Должность в Заслуженном коллективе выдвигала к сотруднику особенные требования, но и обладала привилегиями. Когда худрук филармонии Фомин уезжал на длительные гастроли с оркестрами, его обязанности исполняла Лариса Волкова. Замещала она Виталия Сергеевича и в период его болезни, и после его смерти, а 1 июля 1995 года официально стала заместителем художественного руководителя филармонии.

Лариса Волкова
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича


Опыт, налаженные профессиональные контакты, добрые отношения с артистами и музыкантами оркестра помогли Ларисе Мефодиевне быстро адаптироваться на новой должности. В афише филармонии появились абонементы «Контрасты ХХ века» и «Концерт-премьера», открывшие слушателям не только неизвестные сочинения прошлого, но и опусы современников – Сильвестрова, Канчели, Слонимского. Специальный абонементы «Для студентов Смольного института свободных искусств и наук Санкт-Петербургского университета и других учебных заведений» был адресован молодежной аудитории.  В сезоне 2001/2002 и 2002/2003 публике Большого зала были предложены исторические абонементы – «Мир Шостаковича», «Из музыкальной летописи филармонии», «К 300-летию Санкт-Петербурга. От Придворного оркестра до Заслуженного коллектива Республики», «Приношению Е. А. Мравинскому – к 100-летию со дня рождения». Их программы Лариса Волкова готовила совместно с Леонидом Евгеньевичем Гаккелем, работавшим в 2000-2003 по контракту первым заместителем художественного руководителя. Гаккель, как автор идеи этих абонементов, предварял концерты вступительным словом. Историческая тема сохранилась в афише и в следующих сезонах – на два года был рассчитан абонемент с комментариями Андрея Золотова «Музыка русских сезонов Дягилева. К 100-летию дягилевской антрепризы». Особенной заботой Волковой была память о музыкантах, связанных с филармонией и петербургской культурой, целый абонемент «Приношение учителю» был посвящен 100-летию со дня рождения Ильи Мусина, отдельные концерты – памяти Арвида Янсонса, Бориса Хайкина, Святослава Рихтера, Авенира Михайлова. Лариса Волкова формировала и серии программ, приуроченных юбилеям филармонии – 75-летию в 2001 году и 80-летию в 2006-м. Но последний юбилей состоится уже без ее участия. Осенью 2005-го Лариса Мефодиевна Волкова уходит в длительный отпуск, а 21 февраля 2006 года официально увольняется. Но филармонические люди сохраняются в ее жизни: с 2018 года на Петербургском радио раз в месяц выходит авторский цикл Волковой «Незабываемые концерты: дирижирует Евгений Мравинский», к весне 2021 года состоялось уже более сорока передач.

С осени 2005 года филармония готовится к масштабной реконструкции Большого и Малого залов. Необходимо сформировать афишу следующего сезона, который должен пройти на арендных площадках, а опытного сотрудника в филармонии нет. Так в январе 2006-го в качестве советника художественного руководителя приглашают Ирину Яковлевну Родионову (род. в 1954), а 11 декабря 2006 года она переходит в штат на должность заместителя художественного руководителя филармонии-худрука Большого зала, которую занимает до 6 сентября 2013-го, еще год проработает по контракту в качестве советника. Ирина Родионова
Фото из личного архива

В трудовой книжке Родионовой немало отметок, трижды там появляется и запись о работе в филармонии. Впервые она пришла сюда 19 октября 1981 года из ДМШ, где 4 года вела класс фортепиано: Виталию Сергеевичу Фомину Родионову рекомендовали как консерваторскую выпускницу Друскина, у которого он когда-то учился. Год работала музыкальным редактором, потом режиссером-постановщиком, занимаясь всеми концертами Большого зала, кроме концертов филармонических оркестров. 9 октября 1990-го Ирина Родионова уволилась: во-первых, надо было завершить работу над кандидатской диссертацией (защитилась по Шимановскому в 1991-м у Людмилы Ковнацкой), во-вторых просто искала другое пространство. Но, где бы она ни работала – в муниципальном культурном центре (1990–1991), Комитете по культуре (главный специалист театрально-концертного отдела, 1991–1996), а также занимаясь собственными проектами, все пути вели в филармонию – на ее площадках проходили концерты фестивалей «Виртуозы 2000 года», «Звезды белых ночей», Молодежного оркестра, к которым Родионова имела непосредственное отношение. В 1998 году ее пригласили в «Артистическое агентство» Давида Вольфовского специально для разработки событийных программ Большого зала. Так в беседах с маэстро Темиркановым и директором филармонии Антоном Гетьманом родилась идея фестиваля «Площадь искусств». Для ее реализации Родионову взяли в штат филармонии на должность художественного руководителя Малого зала (25.01.1999–16.10.2000). Первый фестиваль и «Бал Темирканова в Юсуповском дворце» прошли на стыке старого и нового, 2000-го года, в мае 2000-го состоялся большой гала-концерт, посвященный 50-летию Малого зала, были подготовлены абонементы на сезон 2000/2001, получившие резонанс в городской прессе. Но через неполных два года сложные внутренние и внешние обстоятельства заставили ее принять решение об уходе.  Ирина Родионова, Юрий Темирканов, Илья Черкасов,
Фото Павла Маркина
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Приглашение от Юрия Темирканова, сделанное в канун 2006 года, было неожиданным. Перед Ириной Родионовой встали те же задачи, которые пришлось решать ее предшественникам десятилетия назад: в Большой зал надо было привлечь новую публику. Так появились филармонические аккаунты в социальных сетях, тематические абонементы «Скандальные премьеры мира», «Сам себе дирижер», некоторые циклы шли с ведущими: «Концерты с сюжетом» комментировал блистательный Самуил Лурье, абонемент «Каноны и апокрифы» – нынешний руководитель центра коммуникаций Санкт-Петербургской епархии Наталья Родоманова. Для ведения детских абонементов были приглашены актеры – Светлана Крючкова, Николай Буров. Появился популярный и сегодня абонемент для молодежи «Концерты во фраках и джинсах». Сохранилась в филармонии и традиция публичных встреч с музыкантами, которые начались в 2007 году, а первым гостем был Кшиштоф Пендерецкий. А вот традиция композиторов-резидентов не прижилась, этот проект просуществовал лишь год, но все же до 2014 года не менее 10 композиторов написали сочинения для детских абонементов филармонии, в том числе на сказки слушателей. В 2013 году в издательстве «Лимбус-пресс» вышла подготовленная Ириной Родионовой книга «Прямая речь: история Санкт-Петербургской филармонии в автографах». Она стала толчком к работе над проектом исторического сайта филармонии, открытие которого состоялось в канун 100-летия со дня ее основания 12 мая 2021 года. В перспективе он предоставит возможность виртуально «посетить» любой концерт за 100 лет, познакомиться с его программой, именами исполнителей, их биографиями. Этой работой Ирина Яковлевна занималась уже после ухода из филармонии. Празднование самого юбилея пришлось на время работы Евгения Петровского. Василиса Сердобольская, Илья Черкасов, Юрий Темирканов, Евгений Петровский
Фото Павла Маркина
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Евгений Дмитриевич Петровский (род. в 1973), выпускник фортепианного факультета Петербургской консерватории (класс Леонида Тамулевича), три года был музыкальным редактором консерваторского Концертного зала имени Глазунова. Директор зала Лидия Волчек и рекомендовала его Ларисе Волковой для работы в филармонии. С 8 декабря 2003 года Петровский был режиссером-постановщиком Большого зала, в 2004–2013 – режиссером-постановщиком Заслуженного коллектива. Для Ирины Родионовой, предпочитавшей принимать коллегиальные решения, он, среди прочих равных, стал правой рукой. Хорошо ориентировался в международном концертном рынке, тщательно вел переписку с агентствами и артистами, был предельно аккуратен в делах, помнил все имена и даты, выступал в роли советчика. В сентябре 2013 года Петровского назначили исполняющим обязанности заместителя, а 1 июля 2014 года – заместителем художественного руководителя филармонии-художественным руководителем Большого зала.  В 2016 году по инициативе Евгения Петровского началось сотрудничество со швейцарским маэстро Шарлем Дютуа, вскоре ставшим главным приглашенным дирижером Заслуженного коллектива. В послужном списке Петровского – первое выступление в Петербурге сэра Джона Элиота Гардинера с Хором Монтеверди и Ансамблем English Baroque Soloists, концерты теноров Йонаса Кауфмана и Йэна Бостриджа, дирижеров Кента Нагано и Инго Метцмахера, пианистов Лейфа Ове Андснеса, Рудольфа Бухбиндера, Ефима Бронфмана, Михаила Плетнева; перкуссионистки Эвелин Гленни; Камерного оркестра “Concerto Köln”. Евгений Петровский
Фото из личного архива

В абонементных программах появились новые идеи – совместные концерты с Эрмитажем и Русским музеем, их автор – дирижер Заслуженного коллектива, а по совместительству также зам. Художественного руководителя филармонии – Николай Алексеев. Но непосредственной реализацией этих масштабных проектов занимался Евгений Петровский.

Большие планы были у него и на юбилейные сезоны, посвященные 100-летию филармонии – 2020/2021 и 2021/2022. Но глобальная эпидемия коронавируса поразила концертную индустрию по всему миру. Со стороны кажется, что и художественный руководитель Большого зала в это время свободен от работы. Но это обманчивое впечатление. Все время уходило на бесконечные письма и звонки сначала о  ереносе концертов, потом об их отмене, стандартное планирование сменилось спешными корректировками. После полугодовой паузы, случившейся впервые в истории филармонии, концертная жизнь начала постепенно восстанавливаться. Евгению Петровскому в этот период удалось провести и концерты филармонических оркестров с историческими программами, и организовать выступления статусных московских коллективов –  Госоркестра имени Светланова с Владимиром Юровским, Российского национального оркестра Михаила Плетнева.

Художественное руководство филармонии традиционно отвечает за афишу не только Большого, но и Малого зала. В первые 10-летия непосредственным организатором камерных концертов, проходивших на разных городских площадках, занималось Концертное бюро филармонии. В мае 1949 года открылась вторая стационарная сцена филармонии – Малый зал имени Глинки, а в штатном расписании появилась должность его художественного руководителя. О тех, кто здесь работал, мы расскажем в отдельной статье «Малый зал филармонии».




Другие материалы

Кто в ответе за афишу?

Кто в ответе за афишу?

О художественном руководстве. Часть первая...
Большой зал – архитектура, адреса

Большой зал – архитектура, адреса

Зал, в котором...

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»