Персоны

Эстрадный оркестр Ленинградского радио / Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга

1945 – наст. время
Фото из открытых источников
Эстрадный оркестр Ленинградского радио / Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга

Биография

Эстрадный оркестр Ленинградского радио / Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга

В 2001 году на афишах петербургских концертных залов появляется новое имя – Губернаторский оркестр. Но история коллектива, не раз менявшего свое название, насчитывала к этому времени более полувека.

Губернатоский оркестр празднует 75-летие со дня основания. Концерт в Большом зале филармонии 3 декабря 2020 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

10 мая 1945 года при Ленинградском радиокомитете был создан Эстрадный оркестр, в состав которого входили 29 музыкантов. Руководить им приглашают Николая Минха , и выбор этот совсем не случаен. В Ленинграде его имя было хорошо известно еще до войны: в 1936–1940 он сотрудничал со знаменитым Теа-джазом Леонида Утесова , в котором не только играл на разных инструментах, но и делал аранжировки. В 1941-м Николай Минх уходит в ополчение, а после ранения поступает на службу в Театр Балтийского флота, где работает как музыкальный руководитель в 1942–1945. Именно в Театре Балтфлота Минх создает джаз-оркестр, с которым несколько раз выступает в Большом зале филармонии. Но в победившей стране принято решение джаз не поощрять. Его запрет становится одним из первых предвестников приближающейся холодной войны. Так, еще недавно руководившие джазовыми коллективами музыканты становятся главными дирижерами учрежденных в мае 1945-го двух Эстрадных оркестров – Всесоюзного радио во главе с Виктором Кнушевицким и Ленинградского радио с Николаем Минхом.

Впрочем, на своем первом выступлении в Большом зале филармонии 23 октября 1948 года коллектив обозначен как Джаз-оркестр Ленинградского радиокомитета. Вполне вероятно, что кто-то из организаторов этого закрытого концерта, посвященного 30-летию Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ), получил за идеологическую ошибку выговор, но допущена она была не случайно: в устной традиции еще какое-то время сохранялось именно такое название оркестра. Сохранялось и направление его репертуара – песни и инструментальные пьесы в условном джазовом стиле, написанные советскими, в основном ленинградскими авторами.

В первые годы своего существования Эстрадный оркестр радио редко играет в Филармонии. Под управлением Николая Минха он участвует в трех тематических концертах в 1949 и 1950 годах. В 1952-м, после переезда Минха в Москву, должность руководителя и главного дирижера коллектива, постепенно расширяющего свой состав, занимает Александр Владимирцов . С оркестром он работает до 1972 года, но в Филармонии выступает лишь в двух юбилейных вечерах Соловьева-Седого (1957, 1967). При Владимирцове изменяется название коллектива – теперь это Эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского радио и телевидения. В марте 1969 года оркестр впервые включают в детские абонементные программы Филармонии, они проходят под управлением Юрия Славнитского, возглавлявшего Детский хор радио и телевидения. Славнитский стоит за пультом еще нескольких концертов Эстрадно-симфонического оркестра, хотя его официальными руководителями значатся Вахтанг Жордания (1973–1974) и Анатолий Кальварский (1974–1977).

Дирижер Станислав Горковенко в концерте Губернаторского оркестра на сцене Большого зала филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1978 году в оркестр приходит талантливый, обаятельный, энергичный дирижер Станислав Горковенко, который останется здесь на 40 лет, до конца жизни. С его именем связаны самые яркие страницы в истории коллектива, интересные записи, масштабные зарубежные гастроли. В исполнении оркестра звучат новые песни, сохраняются и старые. 25 апреля 1982 года коллектив под управлением Горковенко дает концерт к 75-летию со дня рождения Василия Павловича Соловьева-Седого, с которым был связан долгими годами совместной работы. Тогда же принимается решение о присвоении оркестру имени композитора.

С 1984 года Оркестр имени Соловьева-Седого (из названия всё чаще исчезает слова  «эстрадно-симфонический», а с 1994-го остается лишь «симфонический») – непременный участник филармонических концертов коллективов радио, дневных абонементов, фестивалей «Неделя музыки для детей и юношества» и «Ленинградская музыкальная весна». Ленинградские композиторы по-прежнему занимают важное место в репертуаре оркестра, многие сочинения исполняются им впервые. Особенно тесное сотрудничество связывает коллектив с Валерием Гаврилиным. С участием оркестра исполняются его вокально-симфонические циклы «Военные письма», «Свадьба», под управлением Горковенко проходит авторский концерт композитора, звучит музыка балетов Гаврилина «Дом у дороги» и «Анюта», которая становится визитной карточкой коллектива.

Играет оркестр и «Метель» Свиридова , и сочинения Портнова, Андрея Петрова, Якова Дубравина, Сергея Баневича, весной 2000 года дает три концерта к 100-летию Дунаевского – два в Большом и один в Малом зале.

Программа 10 декабря 2000 года наверняка понравилась бы основателю коллектива Николаю Минху: Сюита № 1 Шостаковича для джаз-оркестра (того самого Теа-джаза), и другие сочинения, написанные на стыке джаза и академической музыки, – Рэгтайм Стравинского, «Бык на крыше» Мийо (фрагменты балета), Рапсодия в стиле блюз Гершвина.

Свой последний концерт в Большом зале в прежнем статусе Симфонический оркестр имени Соловьева-Седого дает 11 апреля 2001 года, под управлением Горковенко звучат симфония № 9 Шостаковича и два сочинения для фортепиано с оркестром – Бурлеска Рихарда Штрауса и фантазия «Скиталец» Шуберта, солирует Полина Осетинская. В этом же году коллектив выводят из штатного расписания телерадиокомпании «Санкт-Петербург», и он переходит в подчинение городского Комитета по культуре как Губернаторский симфонический оркестр. Частично сохраняя традиционный репертуар, Станислав Горковенко всё чаще включает в программы классику, под его управлением оркестр играет симфонию № 9 Дворжака, Испанское каприччио и «Шехеразаду» Римского-Корсакова, музыку балетов Чайковского.

Станислав Горковенко дирижирует Губернаторским оркестром в Большом зале филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

На сцене Большого зала Губернаторский оркестр дает концерт в честь своего 70-летия (2015), здесь чествуют и художественного руководителя коллектива Станислава Горковенко, отметившего концертами свои 75 – в 2013-м и 80 лет – 30 января 2018 года. В программе – Итальянское каприччио и Славянский марш Чайковского, Концертный вальс Глазунова, фрагменты из «Маскарада» Хачатуряна и балетов Гаврилина. Этот вечер стал для Станислава Константиновича Горковенко последним выступлением в Большом зале филармонии. 16 июня 2018 года он выступит с оркестром в Малом зале имени Глинки, а в ноябре уйдет из жизни. За пультом Губернаторского оркестра в концерте его памяти стоит Максим Алексеев – новый художественный руководитель и главный дирижер коллектива.

В репертуаре оркестра по-прежнему сохраняется легкая музыка, теперь это, главным образом, саундтреки из отечественных и западных фильмов. Они звучат на различных городских площадках, чаще всего под управлением второго дирижера оркестра Игоря Пономаренко. Пласт классической музыки оставляет за собой Максим Алексеев, с которым Губернаторский оркестр исполнил в Большом зале сочинения Моцарта, Чайковского, Элгара, Прокофьева, Шостаковича, а в Малом зале в сезоне 2020/2021 представил цикл «Путешествие по Европе».

Губернаторский оркестр в концерте в Большом зале филармонии 3 декабря 2020 года, посвященном 75-летию создания оркестра. За пультом – Максим Алексеев.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

На камерной филармонической площадке оркестр начал выступать лишь в XXI веке. С 2015 года его концерты здесь проводит Центр музыкальной культуры «Чайковский», в структуру которого входит коллектив. Окажется ли такое сотрудничество долгим, покажет время. Но в культурном ландшафте Петербурга Губернаторский оркестр уже занял свою нишу.

И. Р.


Концерты

  • 25 мая 1950

    Конференция слушателей 1-го абонемента
    Открытие майского смотра творчества Ленинградских композиторов

    В программе: Дешевов, Ефимов, Котляревский, Соловьев-Седой, Феркельман, Носов, Прицкер, Савельев, Шатирян

  • 25 апреля 1957

    Юбилейный концерт, посвященный 50-летию В. П. Соловьева-Седого

    В программе: Соловьев-Седой




Другие материалы

Карел Анчерл

Карел Анчерл

Дирижер 1908–1973
Иван Щелко и О. Матвеева

Иван Щелко и О. Матвеева

Артисты цирка см. в биографии

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»