Персоны
Всеволод Петрушанский
Биография
Петрушанский Всеволод Борисович – пианист-ансамблист, концертмейстер.
Фото из семейного архива предоставлено Борисом Петрушанским, сыном Всеволода Петрушанского.
Публикуется с его разрешения.
Пианист Всеволод Петрушанский концертировал в дуэте с выдающимися современниками-инструменталистами. Со многими из них он выступал и в Ленинградской филармонии. В Большом зале Петрушанский играл с Борисом Гольдштейном (1950), с Давидом Ойстрахом (1965), Игорем Безродным (1965), в Малом зале имени Глинки – с Маринэ Яшвили, Розой Файн. Но чаще музыкант приезжал сюда с именитыми зарубежными гастролерами. Это Генрик Шеринг (Мексика), Ида Гендель (Англия), Руджеро Риччи (США), Иври Гитлис (Израиль). В этих программах пианист не только аккомпанировал солистам в скрипичных виртуозных пьесах, но был полноправным партнером ансамбля в сонатах Бетховена, Брамса, Равеля, Хиндемита, Бартока… В последний раз Всеволод Петрушанский выступал в Филармонии в 1966 году: в январе – в Большом зале с канадским скрипачом Хайманом Брессом, в декабре – в Малом зале с японским виолончелистом Такейтиро Хираи.
Всеволод Петрушанский исполняет партию фортепиано в концерте скрипача Генрика Шеринга, 22 ноября 1961 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С 1969 года в Ленинградской филармонии начинает играть сын Всеволода Борисовича – пианист Борис Петрушанский. Он с радостью откликнулся на просьбу прислать для исторического сайта к 100-летию Филармонии биографию отца:
«Всеволод Борисович Петрушанский родился в Москве 28 мая 1927 года, с 1936 года учился в ЦМШ в классе Александра Борисовича Гольденвейзера, у него же окончил консерваторию в 1949-м в 22 года, а не в 23, как было бы естественно. Дело в том, что в 1944 году Шебалин, бывший тогда ректором Московской консерватории, перевёл прямо из десятого класса ЦМШ в консерваторию группу учеников, среди них был и мой отец. Таким образом он стал студентом в 17 лет. Ассистентом Гольденвейзера и в ЦМШ, и в консерватории была Лия Моисеевна Левинсон, которая и вела основную массу его учеников, таких как Берман, Башкиров, Николаева, Паперно, мой отец и многих других. Она – изумительный, тончайший музыкант, с ней советовались до её последних дней все её бывшие ученики, уже знаменитые музыканты. Она консультировала даже юного Евгения Кисина, он был очень к ней привязан, присылал ей всегда свои записи.
После окончания консерватории отец работал в Сталинграде, где и встретился с Борисом Гольдштейном в 1950 году, и тот способствовал переезду нашей семьи назад в Москву. Отец работал в Гастрольбюро (теперешний Москонцерт), а в середине пятидесятых годов перешёл в штат Московской филармонии. Занимался и педагогической работой, вел класс камерного ансамбля в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных и класс фортепиано в Педагогическом институте им. Ленина.
Отец скончался 25 сентября 1983 года, в Москве. Он был выдающимся ансамблистом и выступал с самыми знаменитыми инструменталистами того времени, как советскими, так и зарубежными. Среди его партнёров были Борис Гольдштейн, Леонид Коган, Давид Ойстрах, Даниил Шафран, Юлиан Ситковецкий, Игорь Ойстрах, Игорь Безродный, Эдуард Грач, Роза Файн, Маринэ Яшвили, Марк Лубоцкий, Валентин Жук, Олег Каган, а среди иностранных артистов назову Иду Гендель, Генрика Шеринга, Руджеро Риччи, Пину Кармирелли, Иври Гитлиса, Эгона Морбитцера.
Борис Петрушанский».
Концерты
-
9 января 1951
(рукописная книга)
Вечер скрипичной музыки
Борис ГольдштейнВ программе: Витали–Шарлье, Гендель, Шуман–Крейслер, Мусоргский–Рахманинов, Дворжак, Венявский, Владигеров, Чайковский, А. Хачатурян
-
17 октября 1960
Вечер скрипичной музыки
Ида Гендель (Англия)Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 7. Бах. Чакона из Партиты для скрипки соло № 2. Шоссон. Поэма. Стравинский. Сюита на темы Перголези. Паганини. Фантазия на тему из оперы Россини «Моисей»
-
20 мая 1961
Вечер скрипичной музыки
Нина Кармирелли (Италия)Стравинский. «Итальянская сюита». Брамс. Соната для скрипки и фортепиано № 1. Шуберт. Фантазия для скрипки и фортепиано. Равель. Соната для скрипки и фортепиано
-
22 ноября 1961
Вечер скрипичной музыки
Генрик Шеринг (Мексика)В программе: Леклер, Бетховен, Бах, Понсе, Равель, Глюк, Брамс, Сарасате, Сук, Фалья
-
16 октября 1962
Вечер скрипичной музыки
Ида Гендель (Великобритания)В программе: Брамс, Бетховен, Корелли, Барток, Сарасате
-
17 мая 1963
Вечер скрипичной музыки.
Руджеро Риччи (США)В программе: Бах, Бетховен, Хиндемит, Де Фалья, Сарасате, Венявский, Паганини, Парадиз, Крейслер
-
19 мая 1963
Вечер скрипичной музыки.
Руджеро Риччи (США)В программе: Брамс, Хиндемит, Бах, Барток, Равель, Сарасате, Паганини
-
19 октября 1963
Вечер скрипичной музыки
Иври Гитлис (Израиль)Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 5 «Весенняя». Барток. Соната для скрипки и фортепиано № 2. Франк Соната для скрипки и фортепиано ля мажор. Паганини. I часть концерта для скрипки с оркестром № 1
-
21 января 1964
Вечер скрипичной музыки.
Дина Шнейдерман (Народная Республика Болгария)В программе: Гендель, Бетховен, Бах, Прокофьев, Сен-Санс, Дебюсси, Паганини
-
6 января 1965
Вечер скрипичной музыки.
Давид Федорович ОйстрахВ программе: Шуберт, Бетховен, Прокофьев, Метнер, Равель
-
6 мая 1965
Вечер скрипичной музыки
Генрик Шеринг (Мексика)В программе: Бах, Бетховен, Брамс
-
10 мая 1965
Вечер скрипичной музыки
Генрик Шеринг (Мексика)В программе: Бетховен, Бах, Брамс, Барток, Маррокин, Ролон, Сен-Санс
-
27 октября 1965
Вечер скрипичной музыки
Игорь БезродныйГендель. Соната для скрипки и фортепиано № 6. Прокофьев. Соната для скрипки и фортепиано № 1. Брамс. Соната для скрипки и фортепиано № 2. Дебюсси. «Лунный свет». Владигеров. Болгарская рапсодия «Вардар»
-
22 января 1966
Вечер скрипичной музыки
Хайман Бресс (Канада)Тартини. Соната «Дьявольские трели». Бах. Партита для скрипки соло. Шуман. Соната № 1. Сарасате. «Андалузский романс». «Хабанера». «Цапатеадо». Сен-Санс. Интродукция и Рондо каприччиозо