Персоны

Камерный оркестр Ленинградской филармонии (АСО)

1963 – наст. время

Биография

Камерный оркестр Ленинградской филармонии (АСО) – коллектив, объединивший солистов Симфонического оркестра филармонии по инициативе его концертмейстера Льва Шиндера.

В начале 1960-х в СССР один за другим приезжают на гастроли западные камерные оркестры и ансамбли, которые играют старинную музыку совсем в иной стилистической манере. Она была далека от современного понятия аутентичного исполнительства, но поворот в эту сторону случился именно тогда. Ленинградские артисты новый стиль принимает с воодушевлением. Так в Филармонии рождаются свои камерные коллективы.

Первым был Ленинградский камерный оркестр: его собрал в 1962 году из солистов ЗКР концертмейстер группы альтов Юрий Крамаров, но известность ЛКО получил как «оркестр Лазаря Гозмана».

В 1963 году появляется и Ансамбль солистов Симфонического оркестра. Инициатором его создания становится концертмейстер СО Лев Шиндер. Название «Камерный оркестр Ленинградской филармонии» ансамбль получает в 1969 году, завоевав к тому времени прочные позиции в музыкальной жизни города.

1960–1970-е – золотая пора для камерного оркестра Льва Шиндера. Музыканты записывают пластинки на фирме «Мелодия», выступают под управлением Юрия Темирканова, Геннадия Рождественского, Вольдемара Нельсона, Юозаса Домаркаса в Большом зале. Но главной площадкой для музыкантов становится Малый зал имени Глинки. Здесь в мае 1963-го артисты дают свой первый концерт, дирижирует Геннадий Рождественский, соединяя в программе Генделя, Баха и Вивальди с Пуленком. Под управлением Рождественского Камерный оркестр филармонии представит изысканные вечера из сочинений Малипьеро, де Фальи, Уолтона, Шрекера и Курта Вайля, Ибера и Айвза, Стравинского, Шнитке, Шостаковича, несколько моцартовских программ с неизменными редкостями и премьерами.

Интересные программы Оркестр исполнит и под управлением Эдуарда Серова, Джемала Далгата. В первой половине 1970-х несколько концертов дает в Малом зале с музыкантами главный дирижер Симфонического оркестра Юрий Темирканов. В программах – Концерт-буфф Слонимского, музыка балета Мийо «Женщина и зеркало», сочинения Генделя, Гайдна, Хиндемита. Во второй половине 1970-х оркестр периодически выступает под управлением нового главного дирижера – Александра Дмитриева, который по традиции соединяет в один вечер старую и новую музыку: Вивальди, Генделя, Баха, Боккерини со Стравинским, Мартину, Бриттеном, Веберном…

Вечера скрипичных концертов – Вивальди, Баха, Гайдна, Моцарта – Камерный оркестр филармонии играет без дирижера, здесь лидером выступает солист: чаще Михаил Вайман, но также Борис Гутников, Игорь Ойстрах, Михаил Фихтенгольц. На афишах значится имя художественного руководителя коллектива – Льва Шиндера. Он занимается концертным графиком Камерного оркестра СО, составлением программ и репетиционного плана, ведет переговоры с дирижерами, солистами, концертными площадками.

С 1 января 1979 года у Шиндера подписан контракт на работу с Берлинским симфоническим оркестром (ГДР). 15 января 1978 года в Малом зале филармонии он последний раз выступает с Камерным оркестром как солист: играет с Георгием Гиновкером Концерт ре минор для скрипки и виолончели. Солисту СО Гиновкеру Лев Наумович Шиндер передаст художественное руководство Камерным оркестром филармонии.

В 1980-е годы за дирижерским пультом коллектива чаще всего стоит Александр Дмитриев, отдельные концерты проходят под управлением Александра Лазарева, Валерия Гергиева, Тимура Мынбаева, Александра Титова, Владимира Альтшулера. Именно он займет место художественного руководителя Камерного оркестра филармонии в 1990 году. Под его управлением музыканты несколько раз выезжают на гастроли – в Грецию, Турцию, Испанию, Хорватию. Но выступления в Филармонии становятся все более редкими.

Важно понимать, что в штатном расписании Филармонии такого коллектива не существовало, это было добровольное объединение музыкантов, собиравшихся в свободное от основной работы время. И хотя до конца 1980-х норма выступлений Симфонического оркестра составляла 11 концертов в месяц (сейчас понятия нормы не существует, и оркестр дает в среднем 4–5 концертов), артисты находили время для игры камерным составом. Когда перед всеми гражданами страны на первый план вышли вопросы финансового выживания, а потом и финансового благополучия, музыканты предпочли дополнительную оплачиваемую работу. Низкие гонорары Филармонии не решали проблемы, да и для самой организации это стало чрезмерной нагрузкой. Камерный оркестр АСО теперь реже играет в Малом зале, чаще в Большом зале, где выступления идут в зарплату.

И все же за последние 30 лет Камерный оркестр АСО исполнил под управлением Владимира Альтшулера ‘’Ave Maria stella’’ Делиба (1992, БЗФ); Te Deum для хора и оркестра Моцарта (1992, БЗФ), ораторию Генделя «Саул» (1994, МЗФ), Нельсон-мессу Гайдна (2000, БЗФ), представил авторский вечер Мечислава Вайнберга (1993, БЗФ), тематическую программу «Алексей Львов и российский гимн» (БЗФ, 2003), премьеру Реквиема Осипа Козловского (БЗФ, 2004). В ноябре 2016 года оркестр выступил в Большом зале (это пока последний концерт в БЗФ) на фестивале «Серебряная лира» под управлением турецкого дирижера Ибрагим Ясыджи, центральной фигурой вечера был пианист и композитор Фазыл Сай.

В нескольких фестивалях музыканты играли и на сцене Малого зала: на «Петербургских ассамблеях» – джазовую программу с Георгием Гараняном и Денисом Мацуевым (2003), на «Звуковых путях» – польскую музыку ХХ века (2003). Но основные выступления проходили в жанре инструментального концерта. Несколько таких вечеров было посвящено юбилеям солистов АСО, две программы – памяти альтиста Юрия Крамарова. Последний на сегодняшний день (20.04.2021) выход Камерного оркестра Санкт-Петербургской филармонии состоялся 18 марта 2019 года: программой из сочинений Гайдна, Моцарта, Дворжака и Шнитке музыканты поздравили с 80-летием Юрия Темирканова.

Сегодня филармонические слушатели, да и многие сотрудники Филармонии, вряд ли разберутся в тонкостях различий между Ленинградским-Петербургским камерным оркестром и Камерным оркестром Ленинградской-Петербургской филармонии. Потому в афише используются названия с уточнением: Камерный оркестр ЗКР и Камерный оркестр АСО.

Быть может, у коллектива, начавшего свою историю в 1963 году с Ансамбля солистов Симфонического оркестра филармонии, впереди еще не одна глава.

И. Р.


Концерты

  • 27 октября 1971

    (программка с составом камерного оркестра)

    Камерный оркестр Ленинградской филармонии

    Гайдн. Симфония № 6 «Утро». Симфония № 7 «Полдень». Концерт для виолончели с оркестром № 1. Симфония № 8 «Вечер»

  • 30 июня 1974

    (перенос с 17 июня 1974 года)

    Пёрселл. «Дидона и Эней»
    Ленинградский камерный оркестр

    Пёрселл. Опера «Дидона и Эней» в концертном исполнении

  • 27 октября 1978

    Вечер скрипичных концертов
    Солист – Михаил Фихтенгольц
    Камерный оркестр Ленинградской филармонии

    Моцарт. Концерты для скрипки с оркестром №№ 1, 2 и 4

  • 15 мая 1979

    Вольфганг Амадей Моцарт
    Дирижер – Юозас Домаркас

    Моцарт. «Маленькая ночная серенада». Фантазия для органа соло. Концерт для скрипки с оркестром № 5. Missa brevis

  • 21 ноября 1980

    Вечер клавирных концертов Баха
    Солист – Андрей Гаврилов
    Дирижер – Александр Дмитриев

    В программе: Бах

  • 4 ноября 1981

    Вечер фортепианных концертов
    Солист – Андрей Гаврилов
    Дирижер – Александр Дмитриев

    (программа не указана)

  • 5 ноября 1988

    Итальянская музыка эпохи Возрождения

    В программе: Падовано, Палестрина, Фрескобальди, Ди Веноза, Мерула, Монтеверди, Кара, Бендузи

  • 7 декабря 1988

    2-й концерт 18-го абонемента

    Гайдн и музыка Вены
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Моцарт. «Маленькая ночная серенада». Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Гайдн. Симфония № 44 («Траурная»)

  • 20 декабря 1988

    Вечер духовной музыки
    Московский камерный хор

    В программе: неизвестные авторы, Бавыкин, Бортнянский, Свиридов, Струмский, Гречанинов, Моцарт, Шуберт

  • 26 февраля 1989

    3-й концерт 12-го абонемента «Для учащихся ПТУ Ленинграда и области»

    Бах и Гендель
    Дирижер – Владимир Альтшулер

    Бах. Бранденбургский концерт № 3. Кантата «Schweigt stille, plaudert nicht». Гендель. Concerto grosso для органа с оркестром. Concerto grosso, соч. 6 № 2



Другие материалы

Вивиана Софроницкая

Орган Род. в 1960

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»